Город Игорь Войстратенко, министр строительства и ЖКХ Архангельской области: «Диалог строителей и власти налажен»

Игорь Войстратенко, министр строительства и ЖКХ Архангельской области: «Диалог строителей и власти налажен»

Сейчас в Архангельске проходит Поморская строительная неделя. На этот раз нам удалось задать ряд фундаментальных вопросов о стройиндустрии министру строительства и ЖКХ региона Игорю Войстратенко. Диалог получился основательный и познавательный как для простого обывателя, так и для представителей строительного сообщества.

– В апреле общественность была взбудоражена тем, что Фонд содействия реформированию ЖКХ хотел приостановить финансирование области по программе 2011 года. Но этого удалось избежать, срок сдачи объектов продлили. Как на сегодняшний день обстоят дела с выполнением программы Фонда за 2011, сданы ли – «отстающие» объекты?

В текущем году Архангельская область не смогла обеспечить завершение в установленные Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» сроки программ как по капитальному ремонту многоквартирных домов, так и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с этим решением правления Фонда от 29 марта 2013 года Архангельской области было приостановлено финансирование. Причиной этому послужило невыполнение программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях: «Северодвинск», «Город Архангельск», «Котлас», «Октябрьское» Устьянского района, «Савинское» Плесецкого района, и программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках которой не были завершены работы по ремонту мягкой кровли в одном многоквартирном доме в городе Онеге.

На сегодняшний день мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не завершены в муниципальных образованиях «Город Архангельск» и «Северодвинск». Дома возводимые в рамках адресных программ построены. В течение мая 2013 года планируется завершить все действия по регистрации прав собственности и осуществить переселение граждан. Отчет об устранении нарушений будет направлен в Фонд в июне 2013 года.

В отношении программы по капитальному ремонту многоквартирных домов работы на объекте завершены. До 17 мая текущего года будет проведено общее собрание собственников помещений дома по утверждению результатов выполненных работ. В течение двух недель после получения от муниципального образования всех документов, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области отчет о завершении данной программы будет направлен в Фонд. Мы планируем это сделать до конца мая 2013 года.

– Продолжая тему сотрудничества региона и Фонда ЖКХ, хотелось бы получить ответ еще на ряд вопросов. Наша область подала заявку на участие в программах и в этом году. Сколько средств на этот раз планирует получить регион от федеральной корпорации по каждой из трех программ Фонда? Каково будет софинансирование областного и муниципальных бюджетов? Какие районы Поморья получат львиную долю этих средств?

В отношении дальнейшего взаимодействия Архангельской области и Фонда на сегодняшний день сложилась следующая ситуация. Для Архангельской области предусмотрено увеличение лимитов финансовой поддержки за счет средств Фонда, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в размере 4,5 млрд рублей. В этом году регион получит чуть более 1 890 млрд руб. В следующем году поступит почти два млрд руб. А на 2015 год планируется денежных вливаний на сумму 686 млн руб. На сегодняшний день под указанные лимиты в Архангельской области разработана региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы. В 2013 году софинансирования из областного бюджета составит 189 млн руб., софинансирование со стороны органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области составит порядка 11,3 млн рублей.

Господдержка предоставляется в рамках подпрограммы ФЦП «Жилище» «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации». Вид поддержки – субсидия на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса. Общая финансовая потребность для микрорайона – 323,1 млн руб. Финансовая потребность на 2013 – 64,7 млн руб. Запрашиваемый объем субсидии – 35,6 млн руб. Предусмотренный объем средств областногобюджета – 29,1 млн руб.

Наибольший объем финансовой поддержки смогут получить муниципальные образования «Город Архангельск» и «Северодвинск», так как именно в этих муниципальных образования находится наибольший объем аварийного жилищного фонда. В 2013 году данные муниципальные образования могут получить 515,5 и 222,1 млн рублей из средств Фонда соответственно.

Необходимо отметить, что первая часть заявки Архангельской области на получение в 2013 году финансовой поддержки Фонда в размере одного млрд рублей для переселения граждан из аварийного жилищного фонда представлена в государственную корпорацию на предварительное согласование. Планируем в течение месяца получить одобрение Фонда.

На проведение капитального ремонта многоквартирных домов в текущем году Архангельской области выделены лимиты в размере 72,5 млн рублей, в качестве софинансирования областной бюджет выделит еще 50 млн рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области до 25 апреля 2013 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области осуществлялся прием заявок от муниципальных образований региона, претендующих на получение соответствующей финансовой поддержки. Поступила 21 заявка, однако, исходя из представленных документов, ни одно муниципальное образование не выполнило условия подачи заявки. В настоящее время со всеми муниципальными образованиями, подавшими заявки, проводятся индивидуальные консультации на предмет правильности заполнения документов, по итогам которых можно будет делать какие-либо выводы.

С 2013 года в работе Фонда ЖКХ введено новое направление работы – это модернизация объектов коммунального инфраструктуры. Архангельской области на 2013 год предусмотрены лимиты в размере 14,3 млн рублей. При этом средства не выделяются непосредственно на выполнение строительно-монтажных работ, а предоставляются только на погашение части процентных ставок по кредитам, т.е. организация коммунального комплекса должна привлечь внебюджетные источники (взять банковский кредит), и часть процентных ставок по данному кредиту может гаситься за счет средств Фонда.

Учитывая ограниченность сроков деятельности Фонда тремя годами, подход к финансированию программ через субсидирование процентных ставок будет актуален только для проектов со сроком окупаемости меньше трех лет. Проекты в сфере водопроводно-канализационного хозяйства не могут участвовать в программах Фонда, так как сроки окупаемости по таким проектам намного превышают 10 лет, что делает их непривлекательными для инвесторов.

Дополнительно следует отметить, учитывая непростое финансовое состояние большинства организаций коммунального комплекса Архангельской области, условие об отсутствии просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявки, и малопривлекательные формы предоставления финансовой поддержки, возможность сформировать соответствующую региональную программу, и претендовать на получение средств Фонда по данному направлению оценивается как маловероятное.

– Правительство области решило наладить обратную связь со строительным сообществом. Для этого был создан совет строителей при губернаторе. Расскажите, как сегодня продвигается работа этого совета. Можно ли уже говорить о каких-то результатах такого взаимодействия?

Мы создали общественный совет осенью прошлого года и включили в его состав предпринимателей, представителей некоммерческих партнерств, науки. Это своего рода связующее звено между органами исполнительной власти и бизнесом. Напомню, что необходимость создания такого совещательного органа назрела уже давно и была вызвана отсутствием постоянного конструктивного диалога между бизнес-сообществами строительного комплекса и органами власти.

Первый раз заседание общественного совета состоялось 9 ноября, тогда же было принято решение о создании пяти рабочих групп, а именно – по жилищному строительству, малоэтажному домостроению, социальным объектам, производству строительных материалов и кадровому обеспечению отрасли.

В ходе деятельности рабочих групп рассмотрены проблемы развития на территории Архангельской области жилищного строительства, в том числе малоэтажного и индивидуального. Проведен анализ действующих в регионе целевых программ, стимулирующих развитие строительства. Рассмотрен опыт других регионов. Рассмотрены проблемы реализации инвестиционно-строительных проектов в рамках государственного частного партнерств, проблемы модернизации действующих на территории Архангельской области предприятий стройиндустрии и внедрения новых технологий в промышленности, проблемы дефицита рабочих кадров.

Так, предложено конкретизировать адресный перечень земельных участков, предназначенных для жилищного строительства в районах, и оценить их обеспеченность инженерной инфраструктурой. Разработать методические рекомендации по созданию на территории региона жилищно-строительных кооперативов. Одной из ключевых рекомендаций, разработанных рабочей группой по развитию производства местных стройматериалов – при проектировании объектов, возводимых на бюджетные средства, задействовать решения, которые в максимальной степени будут использовать областную продукцию.

Предложено также проработать вопрос организации в регионе предприятий по производству теплоизоляционных материалов, керамического кирпича и композитных материалов, которые сейчас приходится завозить из других регионов. Как и планировалось на стадии создания совета, решения должны носить не только рекомендательный характер, но и учитываться в дальнейшем органами власти при разработке проектов нормативных правовых. Так решения второго заседания совета легли в основу принятого 12 февраля 2013 года распоряжения Правительства Архангельской области. По поручениям распоряжения ведется планомерная работа.

Игорь Михайлович Войстратенко – министр строительства и ЖКХ Архангельской области. Дата рождения – 28 апреля 1966 года. Место рождения – Белоруссия, Наровлянский район Гомельской области. Из семьи потомственных военных. Образование – высшее военное, окончил Высшее военное инженерно-строительное училище им. генерала армии Комаровского в Ленинграде. Семья – женат вторым браком. Трое детей. Внуку 3 года. Хобби – рыбалка, охота, спорт. Играл в хоккей с шайбой, футбол. Бокс, рукопашный бой. Чтение – научная фантастика, Михаил Казанцев, Богомолов, военная история. Музыка – окончил музыкальную школу по классу баяна. Играл на гитаре в школьном ансамбле. Рахманинов, Бах. Из современной музыки – рок: Deep Purple, Led Zeppelin, Queen, Pink Floyd, AC/DC, Genesis. Еда – любит готовить сам. Фирменные блюда – фаршированная щука или форель, шашлык по своему рецепту.

– Больше года назад областным Собранием депутатов был принят хороший закон, защищающий права обманутых дольщиков. Заброшенные стройки передавались в ведение других застройщиков с определенными преференциями. Но такой нужный закон до сих пор не работает, так как не составлены сопутствующие нормативные акты. Почему министерство строительства и ЖКХ не доведет это дело до конца, чтоб закон наконец заработал?

В целях создания действенного механизма решения проблем обманутых дольщиков на территории Архангельской области принят областной закон от «Об организации деятельности в сфере защиты прав участников долевого строительства на территории Архангельской области», его действие направлено на защиту прав участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, а также на предотвращение ситуаций, связанных с нарушением недобросовестными застройщиками прав участников долевого строительства.

В Архангельской области осуществляет деятельность комиссия при губернаторе Архангельской области по вопросам защиты прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Архангельской области, утвержденная распоряжением губернатора Архангельской области. В настоящее время правительством Архангельской области разработан проект положения о реестре участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Архангельской области и проект порядка организации и проведения конкурса по определению инвестора, принимающего обязательства по завершению строительства многоквартирного дома и восстановлению нарушенных прав участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Архангельской области. Комиссией принято решение о переносе рассмотрения вопроса об утверждении указанных проектов нормативных правовых актов на более поздний срок в связи с поручением нашего президента. Согласно данному поручению федеральному правительству необходимо разработать и утвердить единые для всех субъектов страны правила ведения реестров граждан, участвующих в долевом строительстве, чьи права были нарушены, а также критерии отнесения граждан к числу пострадавших с учетом положений Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Срок исполнения поручения – 1 декабря 2012 года. На сегодняшний день Правительством страны критерии и правила не утверждены.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области 5 апреля этого года в адрес Минрегиона России направлено письмо с предложением о критериях граждан, подлежащих включению в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов. На сегодняшний день постановлением правительства Архангельской области утверждены изменения в Положение о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и в Положение об инспекции государственного строительного надзора Архангельской области о закреплении за органами исполнительной власти Архангельской области полномочий по формированию и ведению реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите и проведение конкурса по определению инвестора для завершения строительства проблемных объектов.

– Чтоб стройиндустрия Поморья развивалась хорошо, строительные компании должны создавать долгосрочные планы. Расскажите, какие крупные государственные средства на строительство в ближайшие годы поступят в регион? На что эти средства будут направлены?

Во-первых, это средства, которые планируется получить в рамках 185-го Федерального закона. Дополнительно мы ожидаем, положительное решение по заявке Архангельской области на получение финансовой поддержки по обеспечению жильем работников ОАО «ПО «Севмаш». Необходимый объем финансирования 945,8 млн рублей, в т. ч. из федерального бюджета – 892,7 млн рублей, из консолидированного бюджета Архангельской области – 53,1 млн рублей.

В составе заявки Архангельской области пять мероприятий инженерной инфраструктуры для обеспечения кварталов города Северодвинска, выполнение которых позволит в указанный период осуществить строительство 14-ти многоэтажных жилых домов общей площадью более 150 тыс. кв. метров жилья, что позволит обеспечить жильем порядка трех тысяч специалистов, выполняющих государственный оборонный заказ на предприятиях г. Северодвинска.

Сегодня реализация данного направления проходит в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Строительство жилья для специалистов, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа на предприятиях г. Северодвинска, на 2012–2018 годы». Объем предусмотренных средств областного бюджета на 2013-2015 годы составляет 108,5 млн рублей.

– Одним из тормозящих факторов строительства в области является плачевное состояние инженерной инфраструктуры. Правительством как-то решается эта проблема?

Действительно, проблема обеспеченности земельных участков инженерной инфраструктурой является для региона проблемой номер один. Тем более что и износ существующих сетей в области составляет порядка 60-ти процентов.

В большинстве случаев по сложившейся практике инженерное обустройство строительных площадок осуществляется за счет средств застройщика, который впоследствии безвозмездно передает комплекс инженерных сооружений муниципальному образованию. Затраты, понесенные на инженерное обеспечение объекта капитального строительства, включаются застройщиком в себестоимость такого объекта, отчего происходит удорожание стоимости квадратного метра жилья и, соответственно, снижается доступность жилья для населения.

Сегодня поддержка областного бюджета в виде субсидий муниципальным образованиям на развитие инженерной инфраструктуры предусмотрена в рамках долгосрочно целевых программ, таких как «Развитие массового жилищного строительства на территории Архангельской области на 2010-2013 годы», «Модернизация объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории Архангельской области на 2013 – 2014 годы», «Развитие города Архангельска как административного центра Архангельской области на 2012 – 2015 годы». Строительство таких объектов в сельской местности осуществляется в рамках ДЦП АО «Социальное развитие села Архангельской области на 2010 – 2013 годы».По всем программам общий объем финансирования за счет средств областного бюджета строительства коммунальной инфраструктуры (кроме транспортной) составляет порядка 130 млн рублей.

Учитывая невозможность решения вопроса обеспечения жилой застройки инженерными сетями полностью ни за счет средств бюджетов всех уровней ввиду ограниченности ресурсов для осуществления государственных капитальных вложений, ни за счет средств застройщиков по причине автоматического переноса таких затрат на стоимость жилья, требуется разделение стоимости строительства жилья и стоимости строительства инженерных сетей.

Строительство объектов коммунальной инфраструктуры должно осуществляться с привлечением внебюджетных источников. Таковы требования федеральных целевых программ, ориентированных на предоставление господдержки для строительства сетей. И основными источниками внебюджетного финансирования являются организации коммунального комплекса, эксплуатирующие в последующем сети. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение к построенным объектам, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционные программы должны корректироваться с учетом разрабатываемых и утверждаемых органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Следует отметить об изменении в законодательстве, принципиально меняющем порядок организации проектирования и строительства, а соответственно и финансирования объектов коммунальной инфраструктуры. Реализация проектов по развитию систем коммунальной инфраструктуры не будет допускаться без утвержденных комплексных программ. К сожалению, сегодня не все органы местного самоуправления имеют комплексные планы развития систем инженерной инфраструктуры, основанные на документах территориального планирования, прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом объемов жилищного, промышленного и иного строительства, а также средств на инженерную подготовку площадок комплексной застройки. Поэтому в органах местного самоуправления предстоит проведения значительной организационной и аналитической работы, так же как и в профильных министерствах Архангельской области.

– На недавно проходившей выставке-семинаре «Жилищный проект» вы заявили, что для снижения цен на жилье в столице Поморья необходима не точечная, а комплексная застройка города. Как, по вашему мнению, это возможно воплотить в Архангельске?

Действительно, в качестве перспективного направления, позволяющего снижать стоимость квадратного метра, следует рассматривать комплексную застройку территорий. При этом, объекты инженерной инфраструктуры при реализации таких проектов должны выделяться в отдельные кластеры. На территории Архангельской области возможна реализация таких проектов. Уже определены перспективные участки под реализацию проектов комплексного освоения в целях жилищного строительства – это шестой микрорайон, Исакогорский и Цигломенский территориальные округа. Площадь застройки 250 га. Ориентировочный ввод жилья свыше 700 тыс. кв. м.

По каждому из таких участков будет начата планомерная поэтапная работа. Сформированы планы комплексного освоения с учетом планируемых к реализации федеральных программ и программ Архангельской области, а также за счет применения механизмов государственного частного партнерства. Пилотным же проектом комплексного освоения можно считать застройку микрорайона Зеленый-1 в городе Коряжма. Здесь планируется строительство жилья для различных категорий граждан: молодых семей, многодетных семей, работников бюджетной сферы, а также нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. Проект подразумевает строительство социальной инфраструктуры. Площадь застройки составляет – 100 га. Перспективный объем ввода жилья – 50 тыс. кв.м.

В настоящее время на участке за счет областных и муниципальных средств ведется активное строительство объектов инженерной инфраструктуры в целях обеспечения земельных участков, предназначенных для многодетных семей. Для привлечения федерального финансировании проект застройки микрорайона Зеленый в Коряжме включен в заявку для участия в конкурсном отборе на получение субсидии в рамках ФЦП «Жилище». Мы надеемся на федеральную поддержку указанного проекта.

Фото: Фото с сайта правительства области
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления