Пока экс-мэр Архангельска Александр Донской готовится открывать ночной клуб вместе с Пэрис Хилтон в Северной столице, другая северянка показывает жителям и гостям Санкт-Петербурга женщин, пытающихся изменить ситуацию в стране. Выпускница журфака САФУ Юлия Шалгалиева открыла выставку «У протеста женское лицо».
— За время жизни и работы фрилансером в Петербурге я оказалась в курсе многих политических дел. Дело «Сети», дело «Нового величия», задержания на митингах, преследование активистов разных мастей. Я писала об этом и знакомилась с людьми. Но за кулисами оставались те, кто делает очень многое для того, чтобы менять ситуацию в нашей стране. И я решила сделать выставку об этих людях. Я выбрала восемь женщин. Конечно, их гораздо больше! И выбор был непростой. Но я старалась охватить все — политический, гражданский активизм, общественные проекты — и показать, что, несмотря на разницу взглядов и подходов, эти женщины все очень связаны, — рассказывает Юлия.
По замыслу авторов, гости выставки попадают в кабинет сотрудника центра по борьбе с экстремизмом и видят, что на каждую из этих восьми неравнодушных женщин заведены так называемые дела. Всего восемь стендов: из дела Марии Лакертиан, которая выдвинула утку в президенты, посетители переходят к Елене Мазовецкой, она обучала наблюдателей на выборах. От нее — к Марине Букиной — волонтеру группы помощи задержанным. Марину омоновец ударил по голове, а она подала в суд. Следующая героиня — Полина Зайцева — участвует в «радужном» флешмобе, запускает воздушные шары 17 мая в день борьбы с гомофобией. Она активно участвует в организации ЛГБТ фестиваля «Бок о бок».
— После ее истории идем к гражданскому активизму. Вот совесть Петербурга, Елена Андреевна Осипова. Ей больше 70-ти. Она художница, пишет плакаты и выходит с ними на пикеты. После нее возникает Женя Кулакова, общественный проект «Последний адрес». Женя раскапывала истории о репрессиях 30-х, а заболела делом антифашистов «Сеть». Начала стоять в пикетах в поддержку фигурантов «Сети», запустила проект с открытками антифашистам — их рисуют художники, а Евгения передает в тюрьмы. Отсюда вытекает стенд Яны Теплицкой, она член ОНК в Санкт-Петербурге. Она следит за состоянием колоний и тюрем. И от этого стенда мы переходим к последнему — стенд Елены Эфрос. Она создала с нуля проект «Сказки для политзаключенных». Она передает сказки и прозу жизни в тюрьмы и СИЗО в письмах, — проводит экскурсию Юлия.
О каждой героине написан очерк и снято видео, придуманы образы в рисунках. Их создавала художница Анастасия Васильева. К слову, авторы не рассчитывали на гранты — деньги на печать материалов, стойки и другие расходы организаторы проекта тратили свои.
— Выставку стоит посетить, потому что для создания истории каждой из женщин важны как текст, так и иллюстрации. Это своего рода комикс, и его стоит читать именно в том виде, в котором он представлен на выставке. Мне кажется, что привлечение внимания именно к женским голосам в протесте — это важно, потому что мы привыкли видеть мужчин-активистов в новостях, но женщины делают не меньше работы, — делится впечатлениями от проекта посетительница Наталья Гневашева.
Посмотреть выставку можно в «Открытом пространстве» на улице Достоевского, 34.
Архангельск пока не может похвастаться тематическими выставками протеста, но сами северяне активно показывают свою гражданскую позицию: если раньше многие выходили на митинги против повышения пенсионного возраста, то сейчас Север объединила «мусорная» тема: строительство полигона под Рикасихой и перспектива стройки завода по переработке ТБО в Ленском районе.
Евгения Рачеева