На этот раз под прицел проекта «Позорная среда» попала одна из самых старых улиц Архангельска — проспект Советских космонавтов. Со двора покосившейся деревяшки тут видно титан современной архитектуры. С крупнейшим торговым центром соседствует баня зажиточного горожанина и кривые дома, в которых сроду не было горячей воды. На этой улице будущего парковки трещат по швам от иномарок, культурное наследие догнивает свое, а пьяных детей постоянно тошнит под окнами стариков.
Жертвы «уходящих» космических деревяшек
Проспект Советских космонавтов получил такое имя в 1962 году. Весь Советский Союз гордился тогда своими достижениями в космонавтике, и длинную улицу, пересекающую почти весь Архангельск, решено было переименовать. В разное время в Архангельске бывали космонавты. Герман Титов — первый человек, совершивший длительный космический полёт и самый молодой космонавт в истории. Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос. Знаком был с городской средой Архангельска и космонавт Павел Попович, совершивший в 1962 году первый в мире групповой полёт двух пилотируемых кораблей. Проспект назван в их честь, видимо, с надеждой на прорыв в прогрессивное будущее. Но пришло ли оно в Архангельск?
На улице будущего стоят деревянные дома, которые постепенно теряет Архангельск. Художник Илья Трещев нарисовал серию картин «Уходящий Архангельск», в том числе и «космические» деревяшки. К слову, Союз художников России находится именно на Советских космонавтов — далеко за вдохновением ходить не приходится.
«Под окнами блюют. И мальчики. И девочки»
Сегодня на проспекте Советских космонавтов — 45 деревянных многоквартирных домов, из 15 — аварийные и подлежащие сносу или реконструкции. «Дом Н. А. Толстиковой» стоит рядом с «титаном» напоминает избушку на курьих ножках. В программу переселения не попадает, — кто ж его расселит, он же памятник. Власти не имеют права снести его, но и отремонтировать денег нет.
— Соседствуем с «титаном». Молодежь у торгового центра на скамейках выпивает, — говорит одна из жительниц дома 84, — а потом дети идут к нам во двор, как в туалет. Как-то раз залезли на чердак, а у нас итак крыша худенькая. И постоянно блюют под окнами. И мальчики. И девочки. Полицию вызываем, приезжают быстро — к ним нареканий нет.
Во дворе этого дома стоят новые сараи. Жильцы говорят, что их поставили на деньги «титана» — старые были такие страшные, что большой сосед решил сделать подарок. Только почему-то построили не 12, как было, а десять.
— Статус памятника за все эти годы внимание властей не привлек, — говорит еще одна жительница Галина Михайловна. — Хотя, наверно, на это место многие засматриваются, единственное преимущество нашего дома — расположение, это центр. Я бы не хотела отсюда переезжать в другой конец города. Я тут с детства живу, а мне уже 69.
В администрации города подтвердили, что под расселение дом не попал. И в следующем году тоже жильцам это не светит. Людей смогут по закону переселить, только когда найдут средства на реконструкцию памятника, — а это огромные деньги. Жильцам аварийных деревяшек без культурной ценности «повезло» больше. Мы спросили Николая Боровикова, начальника управления развития городского хозяйства, куда переедут люди, уставшие жить в бараках, но любящие свой проспект.
— Из 15 домов восемь включены в перечень аварийных домов, подлежащих расселению и сносу в рамках адресной программы на 2013–2018 годы. Эти дома признаны аварийными в установленном порядке до 1 января 2012 года. Всего переселению подлежит из 8 домов 52 семьи, — комментирует он. — Все жители из аварийных домов, включенных в областную программу, расселяются в многоквартирные жилые дома, построенные по областной программе переселения на проспектах Ленинградский и Московский, а также по улице Карпогорской. Пять аварийных домов были признаны аварийными после 1 января 2012 года.
«Нас расселят, чтобы не позориться перед Путиным»
Некоторые считают, что в таких разбитых домах живут маргиналы, — вспомним прошлогоднее интервью с экс-мэром Архангельска Виктором Павленко, который назвал большую часть жильцов таких бараков — люмпенами. Городскую среду Архангельска не украшает дом 79 с проспекта Советских космонавтов, но там живут обычные люди, — чьи-то мамы и папы, бабушки, дедушки. И дети. Это тоже памятник архитектуры. Это Дом Н. В. Никольского 1913 года, объект культурного наследия регионального значения.
— В нашем дворе соседи все делали сами, о каких детских площадках может идти речь? У нас даже дворника нет. Сами чистим снег, мосточки ремонтируем, — говорит нам молодая мама из дома 75 Юлия. — Коммуналку платим, только непонятно, за что. Так с УК «Деревянный город», и с новой — «Мир». Мы чувствуем себя экспонатом для туристов. Особенно много их было в прошлом году во время Арктического форума. Люди приходили с фотоаппаратами — их было очень много. Они говорили на разных языках, обсуждали на эмоциях и наш дом, и весь проспект. Кстати, собственники получили письма от администрации города, что их переселят на Московский.
Соседи подключаются к беседе и говорят, что каждый вбитый гвоздь — большая ответственность. Тот, под чьей охраной памятник находится, его не восстанавливает и другим не дает, — нет у жильцов прав сломать ветхую пристройку или переложить крышу.
— Переедем в новую квартиру, это, конечно, радостно, но что будет с домом? Почему за столько лет не нашлось сил, времени, средств или желания сохранить памятник? Это уникальная постройка, — возмущается жительница Татьяна Викторовна.
Сейчас проспект не пахнет, а вот весной, летом и осенью, улица, названная в честь космических достижений, начинает благоухать нечистотами. Тот же дом 79 постоянно стоит в луже — это и талый снег, и канализационные стоки из ветхих сетей. В администрации нам прокомментировали, что канализационные и водопроводные сети по проспекту Советских космонавтов, «как и в целом по городу Архангельску имеют значительный износ». Подписанная в октябре концессия, как обещают городские власти, позволит реконструировать аварийные участки и провести новые трубопроводы водоснабжения и отведения. Эти планы вряд ли коснутся домов, которые будут расселять.
— У нас есть квартира на втором этаже, в которой туалет прямого падения, а под ними — закрытое помещение пустующее, непригодное для житья. Что там творится, сами представляете, — говорит нам Юлия. — Я писала письма в разные инстанции, чтобы сохранить дом-памятник, но ответы приходили такие, что денег в бюджете разных уровней нет на ремонт таких домов.
Бороздить просторы Архангельска
Наши случайные собеседники говорят, что проспект часто так забит транспортом, что если ты тут живешь, не всегда к твоему дому может подъехать такси или машина скорой помощи: у тебя машины может и не быть, всё забито чужими иномарками — по проспекту много новостроек, банков, офисов, бизнес-центров и, конечно, агентств недвижимости.
В то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной, центральную улицу Архангельска бороздят автомобили, взбивая снег колесами, как миксером, и превращая его в непроходимую кашу. И рады бы невесомости, но гравитация тянет вниз — а под снежным месивом опасный лед.
Автомобильная дорога по проспекту Советских космонавтов от улицы Поморской до Гагарина включена в предварительный список ремонта объектов дорожной инфраструктуры — это должны сделать в 2019–2024 годы. С 2019 года администрация города собирается принять участие в проекте Министерства транспорта Российской Федерации «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в рамках агломерации, состоящей из городов Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и Приморский муниципальный район.
— Уже составлен перечень объектов ремонта, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования с наиболее высокой интенсивностью движения, — комментирует Николай Боровиков, начальник управления развития городского хозяйства.
Новый год покажет, каким убитым дорогам воскреснуть. А пока изъяны даже не видно, идём по рассыпающимся снежным кучам, как Ди Каприо из «Выжившего», только фон еще более угнетающий: деревянные дома, которые не похожи на жилые. Такова вселенная проспекта, который называли с гордостью, но пройти по нему с этим чувством — нереально. А что бы вы отнесли к «Позорной среде»?
Пишите свои предложения в комментариях к этому тексту, возможно, они станут основой для следующих текстов о городской среде Архангельска, за которую стыдно.
Елена Ионайтис