Мы уже не раз рассказывали о населенных островных территориях Архангельска в проекте «Обитаемые острова» — иногда это были туристические центры, иногда — серые и грязные окраины, иногда — почти дачные поселки. А ведь раньше на этих территориях процветала жизнь, была работа, строились дома и семьи.
«Добираться — сущий ад»
Проблемы на островах схожие. Как обеспечить населенным пунктам, отрезанным от Архангельска водой, приличную жизнь, недавно обсуждали в региональной Общественной палате. Чиновники поставили вопрос категорично: «Отдаленные и островные территории. Расселять или развивать?» Естественно, что расселять территории, на которых и так с каждым годом остается все меньше постоянного населения и все больше дачников, никто не собирается. А вот что для них можно сделать полезного?
Читатели 29.RU и жители островных территорий, с которыми мы пообщались, давно предлагают возводить на Ластолу, Кегостров, Хабарку и другие острова новые мосты — ведь если с этими территориями будет постоянное сообщение, то и жить в них будут не как в дальних селах, а практически как в пригороде Архангельска.
— Да мосты для начала постройте, и люди сами туда потянутся. В частности в Кегострове очень много по-простому красивых мест, но добираться туда — сущий ад, особенно зимой и весной. При наличии моста, глядишь, и производство поднимется! — считает безымянный посетитель сайта.
— А как их соединить мостами через судоходные рукава? Разводные мосты строить придется. И сколько это будут строить, когда до ремонта даже Кузнечевского моста дело не доходит? — отвечает ему читатель под ником Лодочник.
А что думают на этот счёт чиновники и общественники? Глава Октябрьского округа Алексей Калинин считает, что повышать экономическую жизнь того же Кегострова сможет только транспортная доступность. Перспективная тема развития, по его мнению, — это строительство мостов через Вознесенье в Цигломень.
«Технологии деревянного века»
Сопредседатель штаба ОНФ в Архангельской области Сергей Альбицкий высказал другую идею — изменить технологию зимних переправ.
— Мы сейчас пользуемся технологиями деревянного века для переправы через Северную Двину,
— говорит он. — Пешеходный переход — это хорошо. Но если у кого-то сердечный приступ? Вопрос — как перебраться на другой берег на машине? В 1930-е годы была предусмотрена такая ледовая переправа — в виде деревянного настила 30 метров длиной, по нему машины ездили через реку. Сейчас это тоже можно сделать — например, в виде понтонов. Тогда у нас скорая помощь сможет быстро добраться до Кегострова, а люди по более приемлемым ценам смогут получать продукты.
Но не все согласны с такими предложениями.
— Я 16 лет прожила на островах, и переправы мы строили тогда, когда требования были мизерные, а сейчас к ним высокие требования. Говорить о строительстве мостов и новых понтонах, что у нас появится мост как в Венеции — значит терять время. Давайте говорить о развитии сельского хозяйства, производства на островах, рыбалки, — считает Валентина Рудкина, глава Приморского района.
«Пока не вовлечем само население — не будет результата»
По словам инициатора проекта «Умная островная Арктика» Вадима Медведкова, отдалённые территории обделены вниманием властей, бюджетом и транспортной доступностью.
— В 1972 году на Кегострове проживало 18 тысяч человек, практически как муниципальное образование, — приводит он в пример Кегостров. — Более 50% Кегостровцев, к сожалению, переехали жить после 90-х в Архангельск. Сейчас население острова — 6–7 тысяч человек. Но при этом на острове нет дома культуры, стадиона, детской площадки, представительства власти там нет долгие годы, а участковый появляется наездами. У муниципалитетов нет ресурсов, нет денежных средств — они не могут нормально общаться с населением.
Председатель Общественной комиссии по развитию институтов гражданского общества и общественному контролю Александр Поликарпов считает, что для того, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, в процесс развития островов надо втягивать население:
— Надо показать самим людям, к чему нужно тянуться, а если мы будем говорить: «Там плохо и там плохо», мы с вами убьем всю инициативу. Пока мы не вовлечем в процесс само население, не будет результата. Я думаю, нужно заложить деньги и объявить конкурс для выявления лучших проектов по развитию территорий. Это даст какой-то толчок, и когда мы вовлечем в эти мероприятия население, это будет движением вперед.
Спасет ли острова система ТОСов?
Для взаимодействия с населением предложено использовать систему ТОСов — территориальных общественных самоуправлений, при которых жители сами могут решать, что нужно их населенному пункту.
— Моё глубокое убеждение, что острова нужно сохранять. На развитие ТОСовского движения мы выделяем дополнительное финансирование, наши жители очень активно проявляют себя в этом направлении. Создаются мосты, музейные комнаты в клубах, памятники, детские площадки, уличное освещение — люди вкладываются в свой труд. Вместе с населением можно сделать очень многое, а когда люди что-то делают своими руками — они это ценят.
Мы сохраняем дома культуры, а в них делаем такие проекты, чтобы они привлекали не только местное население, но и горожан.
У нас, например, Пустошь — это родина лоцманов, в Вознесенье есть комната космоса, куда с удовольствием приезжают школьники, — говорит Валентина Рудкина.
«Дуйте в выходные на острова. Стройте дом»
К самим жителям — и не только островитянам, а и горожанам — обращаются и читатели нашего сайта:
— Мы же сами не ценим это, переселяемся в «комфортабельные муравейники». Нам комфортно в бетонных коробках. Дети наши сидят в интернете, погулять ходят только в шопингмоллы. Мужики все как белки в колесе мечутся, чтоб заработать на новый LCD телевизор или своему чаду на айфон, не видя выхода. А выход есть, мужики. Дуйте в выходные на острова. Присмотритесь к ним. Прикупить землицы. Завезите стройматериалов. Стройте дом. Реальный дом. Чтоб это стало вашим местом. Потом и катер купите или гидроцикл. Зимой снегоход. Деньги будут, главное не дрейфить. Я же так сделал.
Не понимаю, тот же Кего для «людей свободной профессии» со средним достатком подходит лучше, чем Ломоносовский район.
На катере быстрее до Поморской доберешься, чем по пробкам по Ленинградскому. Много кто будет искать оправдание своему «существованию» в мегаполисе. Дети, поликлиники... Ну что ж, тогда вам в очередь тех, кто мечтает, что его-то дети будут жить в Москве. Север всегда был для сильных людей, — пишет наш анонимный читатель.
Что нужно делать с населенными островами Северной Двины?