В Архангельске до 27 февраля идет голосование за территории, которые будут благоустроены в 2021 году. На суд общественности вынесли восемь проектов в разных округах города. Горожане делятся мнениями по теме в группе администрации в соцсети. Судя по комментариям, многие обеспокоены: не станут ли хуже парки и скверы? Не потеряет ли Архангельск траву, деревья и экозоны?
Какими должны быть парки и скверы? Этим вопросом задалась руководитель общественной организации «Арт-Север» Валентина Морозова и ответ стала искать вместе с общественниками, дизайнерами и просто неравнодушными архангелогородцами.
«Будет ли благоустройство таким уж благом для горожан?»
Валентина Морозова говорит, что начала активно погружаться в тему благоустройства городских территорий в прошлом году, когда архангельские активисты поспорили с чиновниками о вырубке деревьев при переделке парка на улице Галушина. Тогда общественникам и представителям власти через споры и акции по присвоению растениям человеческих имен удалось прийти к некому консенсусу: количество взрослых деревьев, от которых изначально хотели избавиться, сократили, а к уже растущим деревьям подсадили саженцы берез, сиреней и пихт.
Это благоустройство делали в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Теперь по этой же программе выделят финансирование на то, чтобы облагородить другие зоны отдыха в Архангельске. Какие именно это будут зоны, и выбирают голосованием в группе администрации во «ВКонтакте», на специальном сайте и через «Госуслуги». Те проекты, которые лайкнут люди, будут включены в муниципальную программу по благоустройству на 2021 год. Но, подробнее ознакомившись с планами чиновников, некоторые горожане говорят о том, что администрация не учла опыт общения с активистами и их пожелания после ситуации с Майским парком на улице Галушина.
—Там [в Майском парке] была проблема не только с деревьями. Я была среди тех, кто разговаривал с чиновниками уже при реализации проекта этого парка. Основная трудность в том, что пожелания неравнодушных горожан как-то не старались учитывать. Мы просили скорректировать проект, сохранять деревья, а не вырубать и на их месте ставить площадки или прокладывать асфальтом дорожки. Частично нашу просьбу после еженедельных встреч с чиновниками в самом парке удовлетворили, — вспоминает Валентина.
Были вопросы и к дизайнерскому оформлению парка — не всех порадовали огромные фигуры Белоснежки и семи гномов, Маши и Медведя из мультика, оформление фонарей и скамейки без спинок. Но к тому времени, как разгорелась дискуссия о том, нужны ли такие скульптуры, они были уже закуплены администрацией, и все же их установили в парке.
— Вот сейчас я узнаю, что программа продолжается, что запущено голосование за новые проекты благоустройства.
«И у меня снова есть сомнения: будет ли это благоустройство в том виде, в каком оно представлено в проектах, таким уж благом для горожан?»
— задается вопросом Валентина.
Больше всего она волнуется за сохранение взрослых деревьев в городе. Она говорит, что их с каждым годом в Архангельске становится все меньше. А те молодые саженцы, что появляются в парках или просто на улицах, зачастую не приживаются.
— В проектах видно, что деревьев мало, хотя в реальности на месте они есть. Но по каким-то причинам проектировщики их удаляют. Или перемещают местами: где пусто — по их плану деревья вдруг появляются, а где они растут — там ровные площадки. И при этом сами же представители горадмина говорят, что нет у них возможности высаживать взрослые саженцы, садят «малышей». Которые, как мы видим в «Зарусье» и, я думаю, увидим этой весной в Майском парке, засыхают и не приживаются. Получится в итоге так, что мы будем жить в лысом городе? — отмечает Валентина.
«Впечатление — будто степь кругом»
К 17 февраля в группе «Открытый Архангельск» в голосовании с небольшим перевесом лидировал вариант благоустройства сквера на Никольском проспекте в Соломбале, возле культурного центра «Соломбала-Арт». Именно за него больше всех и переживает Валентина, да и не только она. Один из самых популярных комментариев к посту — реплика Ольги Манцуровой: «Не трогайте парк у «Соломбалы-Арт». Превратят прекрасный парк (извините) в говно. Все березки вырубят, нарушат все».
— Там как раз-таки, судя по проекту, произошла та самая перестановка деревьев, о которой я уже упоминала. То есть на карте со спутника мы видим, да и я так помню, что в определенном месте растут деревья, а в проекте на этом месте их уже нет. Это очень странно. Если вы будет выполнять этот план, то я считаю, что это катастрофа. Там, между прочим, ведь не тополя, которые все так не любят, а березы, — отмечает Валентина.
Есть и другие замечания. Художник и преподаватель колледжа культуры Светлана Зинькова усомнилась в том, к примеру, нужно ли делать деревянные дорожки, так как они очень быстро приходят в негодность из-за сырости. Она напомнила, что весной в сквере всегда стоит вода, и территорию надо как-то осушать.
— На некоторых фото впечатление, будто степь кругом. Рядом с входом проезжая дорога, нужны деревья для защиты от шума и пыли, есть же они, куда делись? И рядом с библиотекой тоже — газоны и кусты, деревьев не хватает. Нужны просто грунтовые дорожки, достаточное количество скамеек и локальное освещение рядом с каждой скамейкой. Мне кажется, что в таких маленьких скверах вообще скамейки сами по себе могут быть дизайнерскими объектами — очень разными и интересными. Могут быть лавочки разной конфигурации: круглые, извилистые, массивные шезлонги-качалки на два-три человека и так далее, — рассказала о своих впечатлениях от проекта Светлана.
Ландшафтный дизайнер Анжелика Сокольникова отметила плюсы проекта в сквере Соломбалы: нет грязных размывающихся дорожек, используется антискользящее покрытие из резиновой крошки на площадках для отдыха, выбран сорт устойчивого к вытаптыванию газона и дерн в качестве живой изгороди, который может укрепить почву. Ее вопросы к проектировщикам касаются создания ливневой канализации, проезда машин к культурному центру и безопасности посетителей, опять же — сохранения деревьев, а кроме того в проекте Анжелика не нашла места для урн и планов по высадке цветов — просто газон выглядит пустовато.
«Уважение — к каждой травинке»
Библиотекарь Полина Янковская изучила проект Сквера Победы в Ломоносовском округе (он находится на пересечении Чумбаровки с улицей Поморской), который тоже включен в голосование.
— В плане реконструкции этого сквера настораживает, что березы оставлены лишь по периметру. Получается, что все остальные будут вырублены? Подобный подход меня категорически не устраивает. Решение о рубке каждого взрослого дерева в городе должна принимать независимая комиссия из ученых-дендрологов, — сказала она.
Она также удивилась тому, что в совсем маленьком по площади сквере по плану — множество новых тропинок.
— Это кажется неуместным. Куда лучше подправить уже существующие тропинки и проложить извилистые деревянные мостки в обход деревьев. И, конечно же, заложить уход за ними и уборку в осеннее и зимнее время. Может быть, какой-нибудь деревянный декоративный мостик сделать, но ничего масштабного. Уважение должно быть к каждой травинке, растущей на территории сквера. Потому что главное в каждом парке — именно зеленый цвет, а не серый, — рассудила Полина.
«Очень удобно каждый год высаживать новые деревья»
Поскольку Валентина Морозова — общественный деятель, а не специалист в области озеленения и вообще благоустройства, она обратилась за помощью в оценке проектов к специалистам. В частности, поговорила с дизайнером Светланой Неустроевой, которая, кстати, тоже участвовала в «битве за деревья» в Майском парке. Та попыталась поискать статистику: сколько квадратных метров зелени приходится на жителя Архангельска?
— В документах прописаны нормы площади зеленых насаждений в городской черте. Причем в российском СНиПе это не менее 16 квадратных метров, а по рекомендации Всемирной организации здравоохранения должно быть не менее 50 кв. метров на одного жителя города. Сколько метров приходится в нашем городе на каждого жителя? Точных данных я не нашла, но по моим подсчетам — всего лишь около 2,7 кв. метров, — сообщила Светлана.
Дизайнер также сказала, что не знает ни одного удачного для города проекта высадки деревьев или кустарников за последние 15–20 лет. За это она критикует фирму «Северная Роза», которая часто выигрывает контракты на благоустройство общественных и дворовых территорий не только в Архангельске, но и в других городах области.
— У нас все зеленые массивы и аллеи, которые еще остались в городе, — наследие СССР. К ним прибавились только чахлые спиреи на Чумбаровке, десятисантиметровая рассада на клумбах, остающаяся такой же весь сезон, «Зарусье» и Рябиновая аллея. Очень удобно каждый год за новые деньги опять высаживать новые растения, — возмущена Светлана.
«Зачем этот мартышкин труд?»
Еще одна архангелогородка, ландшафтный дизайнер Виктория Полякова в своем комментарии к ситуации буквально сыплет вопросами:
«Почему благоустройство парков в Архангельске сводится к "асфальтированию под парк"?»
— Кто создает проекты по формированию «комфортной» среды и учитывают ли при этом мнение горожан, профессионалов «зеленой отрасли» — ландшафтных архитекторов, биологов, дендрологов? Кто занимается составлением дендрологических планов? Многие из существующих деревьев хотят убрать, но посадить в другом месте новые саженцы. Зачем этот мартышкин труд и неразумная трата бюджетных средств?! Не легче часть выделенных средств потратить на санитарную обрезку уже существующих деревьев, а убрать только погибшие и добавить зеленые насаждения?
Виктория недовольна и тем, что почти в каждом проекте, представленном на голосование и обсуждение, внушительную часть площади благоустроенного парка занимают газоны. Она считает, что это плохое решение: газоны требуют больших расходов на уход за ними, они также сокращают пешеходную зону парков, а ведь люди больше хотели бы гулять среди деревьев по уже натоптанным тропинкам для прогулок. При этом их не обязательно закатывать в асфальт, который всем надоел.
— Сейчас в странах Европы многие проекты пытаются вписывать в уже имеющийся ландшафт, чтобы сохранить те насаждения, которые есть. Все больше набирает популярность соучаствующее проектирование — совместная работа по разработке проекта, в которой участвуют жители данного города, дендрологи, биологи, архитекторы и ландшафтные архитекторы, представители органов власти. Я подчеркиваю: проводится именно совместная работа по подготовке проекта, а не ознакомление населения с уже сделанным, — резюмирует Виктория.
«Хотелось бы качественный дизайн»
Похожие претензии высказала активистка проекта «Архиважно» Ульяна Медведева. Проект, кстати, недавно выпустил открытое письмо к городской администрации как раз по этому поводу.
— Есть три основные проблемы, которые я вижу, — отметила Ульяна. — Первая — отсутствие вовлечения пользователей территории: не совета ветеранов или совета молодежи округа, а именно пользователей. Во-вторых, нет понимания, что здоровые зеленые насаждения — это первая ценность городской территории. При проектировании необходимо ориентироваться на существующие здоровые деревья и кустарники и сохранять их при размещении площадок и дорожек.
«В третьих, хотелось бы видеть качественный дизайн и современные визуальные подходы, обращение к местной айдентике»
Дизайнер Анна Злотко — тоже за максимальное озеленение.
— Парк или сквер должен быть круглогодичным и для всех возрастов. Очень хочется, чтобы пластик свели к минимуму, было больше дерева и природных форм, чтобы была грамотная подсветка, музыка, какая-то небольшая сцена или площадка для выступлений в парке. Очень важно, простите, предусматривать возможность установки общественных туалетов — без этого никак. Плюсом будут также оформленные в едином стиле точки питания. Для детей, конечно, нужен интерактив, — высказала Анна свои пожелания.
«Надо встречаться и обсуждать»
Валентина Морозова надеется, что комментарии как простых горожан, так и экспертов будут услышаны чиновниками. По ее словам, это очень важно именно сейчас, на этапе голосования за проекты, пока они еще не включены в программу и деревья еще не вырублены (как получилось в Майском парке).
Валентина говорит, что властям нужно встретиться с общественниками лично и сесть за стол переговоров. Тот уровень обсуждений, который есть под постом голосования в сообществе городской администрации во «ВКонтакте», ее не устраивает, так как не дает ответы на волнующие вопросы.
«Я понимаю, что это очень сложно и нет большого желания у администрации с нами сотрудничать, но это взаимодействие уже случалось»
— И сами чиновники признали, что это был хороший опыт. И часто, к тому же, уже постфактум, когда дело сделано, а люди недовольны, власти говорят: «а мы не знали, что вам не нравится», «а вы нам ничего не говорили и не предлагали», «молчали — значит согласились» и так далее. Вот чтобы такого не было, надо сейчас встречаться и обсуждать все нюансы, — сказала горожанка.
Редакция 29.RU направит официальный запрос в администрацию города с просьбой прокомментировать вопросы, которые есть у общественных активистов и горожан к проектам по благоустройству городских парков и скверов, включенных в голосование, а также пояснить, будут ли организованы какие-либо еще обсуждения этих проектов и запланированы ли их корректировки в зависимости от пожеланий горожан.