Под текстами про урожай ягод и грибов на 29.RU читатели оставили много эмоциональных комментариев в духе «теперь ничего нельзя собирать». Существует ли на самом деле вероятность загрязнения? И могут ли дары леса быть опасны? Об этом мы спросили у одного из ведущих специалистов в стране по радиационному мониторингу из Санкт-Петербурга Сергея Васильева.
С данными о повышении радиационного фона 8 августа наш эксперт ознакомился до нашего звонка. По мнению Сергея Васильева, взрыв на полигоне не мог сделать ягоды и грибы в лесах Поморья опасными. Без дополнительного изучения ситуации, как сказал собеседник 29.RU, сложно судить о загрязнении территории рядом с полигоном, но Архангельску и даже более близкому к месту ЧП Северодвинску, по его словам, ничего не угрожает.
— Я думаю, что опасаться нечего, судя по тем данным, которые публиковалось. Там произошла ядерная реакция деления. Все повышения были обусловлены короткоживущими нуклидами, которые давно распались. Никакой грязи опасной там остаться не должно было. На 99% убежден, что загрязнения на открытых территориях Архангельской области нет. Там ничего опасного и не было — она полетела, кратковременно поднялась мощность дозы, потом она быстро улетела, всё распалось, рассеялось, — поясняет специалист.
Он советует не поддаваться панике и не искать загрязнения там, где их нет. По мнению Сергея Васильева, самую большую опасность в таких случаях составляет страх перед радиоактивностью.
— От самой радиации за все время умерли сотни людей, а от фобии — тысячи. Лишнее нагнетание ни к чему не приведет, — говорит наш собеседник.
В том, из-за чего развилась паника в первые дни, когда люди скупали йод в аптеках, Сергей Васильев склонен видеть недоработку властей:
— К сожалению, не догадались вовремя и правильно по этому поводу выступить, дать слово авторитетным людям, которые могли бы сказать, что бояться нечего и не было скачков, которые могли бы реально повлиять на здоровье.
Кстати, такой же точки зрения придерживался и радиолог, профессор Института радиационной гигиены Михаил Балонов, когда мы обсуждали с ним, существует ли угроза здоровью людей при получении малых доз радиации.