Российское издание The Moscow Times заявило о том, что у одного из врачей, оказывавшего помощь пострадавшим при взрыве у Нёноксы, в организме обнаружен радиоактивный нуклид цезий-137. Об этом корреспондентам газеты сообщили коллеги медика, правда, о каком количестве содержания цезия-137 идет речь, информации нет. Рассказать о том, насколько опасен этот радионуклид для человека, 29.RU попросил радиолога, профессора Института радиационной гигиены, ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС Михаила Балонова.
По мнению ученого из Санкт-Петербурга, который ранее рассказал нашему изданию о влиянии малых доз радиации, связывать обнаружение у врача в организме цезия-137 и взрыв в Нёноксе без дополнительных данных не стоит, а обнаружить его можно практически у каждого, кто живет в Европе и особенно на её севере. И вот почему:
— После испытаний ядерного оружия в атмосфере в 1950-х и 1960-хгодах и особенно после Чернобыльской аварии 1986 года вся биосфера содержит цезий-137, и поэтому обнаружение его в организме человека - абсолютно не сенсация. К тому же, вы живете на севере, и там как раз есть его источник его повышенного содержания – это оленина. Северные олени кушают лишайник, а на лишайнике еще со времен глобальных выпадений 1960-х и,особенно, Чернобыля цезия-137 довольно много. Каждый человек, который кушает оленину, вполне может его иметь в организме в повышенном количестве. Эти факты наш Институт радиационной гигиены обнаружил еще полвека назад. Это совершенно нормальное явление. Тоже самое может быть, если человек любит есть ваши местные грибы, – в них тоже повышена концентрация этого радионуклида. Тут важно понимать, что они есть в каждом из нас. В каждом из нас есть также полный набор природных радионуклидов, которые образовались ещё до появления на Земле человека.
Мы уточнили у нашего собеседника, как всё-таки отражается на организме попадание этого радионуклида в малых и больших дозах. По его словам, малое его количество никак не отражается на здоровье — медицинского эффекта от него не зафиксировано.
— Все мы с этим живем. Во всех мышечных тканях организма есть цезий стабильный как химический аналог калия и цезий-137 тоже. Мы его после Чернобыля намерили в людях довольно много. От цезия на уровне выпадения в окружающей среде медицинский эффект не обнаружен — искали, но не нашли, — рассказал Михаил Балонов.
Большое содержание цезия-137 может привести к большой дозе радиации от внутреннего облучения. Но ситуаций, когда бы человек мог получить большое количество цезия-137, история знает очень мало.
— Такой случай у меня на памяти был только в бразильской Гоянии в 1987 году. Там был источник с большим количеством цезия-137, который использовали для лучевой терапии, а потом умудрились раскурочить. Изотоп попал в организм людей в больших количествах, но столько цезия вы нигде больше не найдете. Там действительно были нужны большие дозы, чтобы убить опухоль, поэтому и источник был мощный, — пояснил собеседник 29.RU.
Информация о том, что 10 медиков отправились в Москву на обследование, появилась 13 августа. Сейчас, по информации правительства, они еще ждут результатов. Также жители самой Нёноксы сообщили, что для их обследования, в свою очередь, направляются в Поморье московские врачи.