Три недели назад 29.RU рассказывал о том, как очередной деревянный дом в Архангельске на улице Чкалова сходит со свай. Мы обещали тогда следить за судьбой жильцов этой «деревяшки» в Майской горке, которые вынуждены были экстренно покинуть свои квартиры и переселяться. Прежде всего нас, конечно, интересовал вопрос о том, дали ли людям быстро временное жилье в маневренном фонде, и если так, то в каком оно состоянии? Согласились ли на него архангелогородцы, которые остались без угла, или предпочли другие варианты? Выполняем обещание и продолжаем историю.
«Там везде требуется ремонт»
Корреспондент 29.RU позвонила нескольким жильцам дома № 4 на улице Чкалова, который, как они рассказали, сейчас продолжает медленно «ехать» со свай. Напомним, дом опечатали, а жильцам предписали в течение нескольких часов срочно выехать из опасного жилья днем 22 июля. Мы в прямом эфире показывали, как проходила эвакуация горожан.
Одна из женщин, которая расплакалась из-за своей беды в нашем эфире, Наталья Козлова тогда перебиралась с семьей к родственникам.
— Предлагают такое, что там жить невозможно. Сама я даже не ездила, ездили другие девочки из дома, посмотрели и сказали, что вообще ужас. Знаю, что предложили, например, одну маленькую комнату на троих взрослых человек. Точнее, две комнатки-мышеловки: одна, которая считается большая, а другая — совсем как кладовка. Другой семье их предлагали, но они сказали, что туда даже мебель не войдет, а куда ее девать? Туалет там общий, душ как бы есть, но говорят, что каждый сам себе должен все ставить. А куда ставить, опять же, непонятно. Комнаты, конечно, все загажены, состояние нехорошее. Отказались. Адрес точно не помню, но предлагают маневренное жилье где-то на Ленинградском проспекте, где-то в районе третьего лесозавода. Потом еще общежитие в Талагах предлагали, там условия более-менее, но ведь это так далеко. И еще где-то на Сульфате или на Бревеннике, что ли, предлагали. Мы говорим: да вы что, издеваетесь, что ли, — рассказала она спустя три недели.
Сейчас сама Наталья временно живет у подруги — в ближайший месяц. А что будет дальше — не знает, отвечая коротко: «Посмотрим». Вывезенные из квартиры вещи семья Козловых хранит на даче у родственников и в гараже, который остался возле дома.
Другая героиня нашего репортажа — Надежда Солдатова. Она рассказала, что ее сын Дмитрий ходил и осматривал все варианты для переселения, которые предложила им администрация в маневренном фонде города. Ни один из них их не устроил, и они с сыном живут у родственников.
— Предлагают, как я вам тогда и говорила, Бревенник, Сульфат, Талаги, улица Почтовая, 11. Там везде требуется ремонт, ужасное жилье. Единственное, где уже сделан какой-то ремонт, это жилье в Талагах. Но это далеко. Одна вот семья взяла комнаты на Почтовой, 11 — так они все проплевались там: одну комнату дали без ванны, без всего. Помыться никак, в соседнюю-то их не пускают. Но им прямо вообще деваться некуда, — сказала Надежда.
Она добавила, что все остальные соседи, о судьбе которых она знает, либо живут у родственников, друзей или знакомых, либо снимают жилье.
— Мы тоже будем искать и снимать, а что делать-то? — подытожила Надежда.
«Л
юди сами вынуждены бегать по инстанциям
»
Антону Углову и его семье повезло больше других: он из разрушающегося дома на Чкалова переехал в свою другую квартиру в центре Архангельска, однокомнатную, а для мамы он взял другую квартиру под выкуп, и сейчас делает там капитальный ремонт.
— За маневренным фондом я даже не обращался, потому что в трущобах и, грубо говоря, в сараях жить не собираюсь, мне позволяет достаток. Я жил в доме на Чкалова не потому, что мне негде жить, а это просто был дом, в котором я вырос, и у меня там был отличный дорогой ремонт, мне было там комфортно. Наш сосед напротив — он моряк, и он вообще еще даже не вернулся из рейса. У него друг пока ходит, за квартирой присматривает. Другие соседи пока перебрались к родственникам, третьи собирались покупать квартиру, — рассказал он.
Сейчас Антон продолжает ходить в аварийную деревяшку, периодически забирая вещи из квартиры, где его семья больше жить не сможет, поскольку понимает, что спустя некоторое время все имущество жильцов просто могут растащить. Он также добавил, что сейчас жильцы вынуждены еще заниматься вопросами по квитанциям на оплату коммунальных услуг в доме, где они уже отключены из-за его состояния.
— Сам я далеко не погружаюсь в эту тему, но у меня мама этим занимается. И получается, что сейчас люди сами вынуждены бегать по инстанциям и везде доказывать, что у нас нет жилья, и что мы не должны за это платить. Причем в разных инстанциях еще и требуются разные справки: приходишь с одной, а там говорят, что она не подходит, несите другую, и так далее. В общем, волокита такая бюрократическая началась. Это ладно еще для нас, нам есть где жить. А представьте, как это все «своевременно» для тех, кому жить негде? Они вынуждены и работать, и искать себе новое жилье, и еще и всей этой историей заниматься. Иначе потом придется бегать и доказывать, что ты не должник, когда тебе уже все начислили. По-моему, было бы гораздо проще сделать это как-то централизованно той же администрации города либо управляющей компании — разослать во все организации письма о том, чтобы счета не присылали, — отметил Антон Углов.
Что говорят в администрации
По деревянным домам, которые этим летом сошли со свай в Архангельске, 29.RU направлял запрос в администрацию города. В ответе нам сообщили, что дом на Чкалова, 4 признан аварийным и подлежащим сносу 31 июля. Как следует из ответа из горадмина, дом включили в действующую с 2019 по 2025 годы в областном центре программу по расселению граждан из аварийного фонда. Планируемая дата расселения — 1 августа 2025 года.
Кроме этой «деревяшки», в 2020 году в областном центре сошли со свай еще четыре дома: в переулке Водников, 3; на улице Чкалова, 7; на улице Советской, 66 и на улице Урицкого, 33. Из всех пяти домов за временным жильем в горадмин обратились всего 79 человек, а получили 25 человек (или 12 семей). Остальные либо отказались, либо пока не дали никакого ответа. Им предлагали жилье по следующим адресам: ул. Добролюбова, 28; ул. Авиационная, 36; пр. Ленинградский, 333, корп. 1; ул. Почтовая, 11; ул. Воронина, 32, корп. 1; ул. Урицкого, 70 и ул. Смольный Буян, 14.
Что касается конкретно жильцов дома № 4 на улице Чкалова, то из них помещение маневренного фонда хотели получить 17 человек или 6 семей.
— Маневренное жилье предоставлено двум семьям в жилых домах № 11 по улице Почтовой и № 333, корпус 1 по проспекту Ленинградскому. Остальные граждане либо не приняли решение о том, соглашаться ли на предлагаемое помещение, либо отказались от предлагаемого помещения маневренного фонда, — говорится в ответе, который поступил в редакцию.
На вопрос о том, когда администрация планирует расселять людей всех аварийных «деревяшек», которые сошли со свай в этом году, 29.RU ответили, что эти дома будут расселены после того, как закончится действующая программа по переселению граждан, то есть после 2025 года. По состоянию маневренного фонда в горадмине сообщили, что к августу у города есть 20 жилых помещений для того, чтобы представлять их временно людям (их суммарная площадь — 471 квадратный метр). Кроме того, добавили, что осмотрели 14 освободившихся помещений в Архангельске, чтобы в ближайшее время сделать там ремонт. Ранее власти сообщали, что на обустройство семи помещений маневренного фонда из резервного фонда выделили 900 тысяч рублей.
Во время подготовки этого материала стало известно, что врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский в разговоре по видеосвязи с Владимиром Путиным попросил президента выделить дополнительно деньги на строительство в Поморье 10 многоквартирных домов сверх нацпрограммы, чтобы переселить туда людей из ветхих и аварийных домов, которые массово сходят со свай в Архангельске. О каких еще проблемах Архангельской области побеседовали глава государства и врио губернатора, читайте в нашем обзоре.