22 ноября в Ижевске умер Александр Донской-младший, сын бывшего мэра Архангельска, а теперь — известного акциониста. Он погиб от малярии, которую, предположительно, подхватил на африканском архипелаге Занзибар. Донской-старший уже рассказал 29.RU о причинах смерти сына, а теперь подробно объяснил, что происходило с ним в последние дни, как болезнь спутали с коронавирусом и почему Саша любил возвращаться в Архангельск.
Александр Донской — предприниматель, сын бывшего мэра Архангельска Александра Донского. Родился в Архангельске в 1991 году. Занимался бизнесом в сфере развлечений — руководил компанией Big Funny, которая организовала более 100 проектов в России и за рубежом. Мечтал открыть свой бизнес на всех континентах планеты, кроме Антарктиды, — ему удалось сделать это на трех из них. Отец пятерых детей. Умер 22 ноября 2020 года от малярии. Предположительно, он заразился ей во время отдыха на Занзибаре.
Про поездку на Занзибар
Получилось так, что сначала на Занзибар полетел сын, рассказал мне, что там есть, а потом туда отправился я. Он уже оттуда возвращался, а я, наоборот, полетел — так мы разминулись.
Почему Занзибар? Его позиционируют как альтернативу Мальдивам. Во-первых, никто из туроператоров не предупреждает об опасности, хотя если ты, например, едешь в Афганистан, то тебя предупредят, что тебя там могут убить. Я не владел информацией, мне туроператор говорит: «Всё классно, всё здорово».
«Я спрашиваю: "Там нет болезней?" — отвечает: "Вообще всё чисто"»
В некоторых случаях у нас что-то чересчур ограничивают, а в некоторых — вот, пожалуйста. Почему в Занзибар сообщение открыто, а в Египет, например, нет? Что там, хуже?
А во-вторых, чиновники, когда открывают туда направление, тоже не предупреждают ни о какой угрозе. Никто не говорит, что к путешествию нужно готовиться — например, обязательно сделать прививки, а по приезде никто не требует справку о здоровье. В Африке ведь куча болезней: малярия, желтая лихорадка… А такая поездка просто позиционируется как классный отдых.
Я считаю, что нужно разобраться с темой туризма. Вопрос только не в том, почему люди едут во время коронавируса куда-то: мы всё равно передвигаемся, ты можешь заболеть им где угодно. Здесь проблема в том, что под видом COVID-19 можно не заметить любую болезнь.
Как заболел сын и почему было подозрение на COVID-19
После Занзибара Саша прилетел в Москву, оттуда поехал в Казань, затем — в города Воткинск и Ижевск. Там он искал новые идеи для бизнеса, общался с партнерами. Вначале он решил, что отравился в поезде — были слабость и температура. Два раза он вызывал частную скорую помощь, они давали ему жаропонижающее, делали капельницу. Потом к нему приехала мама, сидела с ним — ему тогда уже было плохо, его трясло.
Когда стало совсем плохо, она вызвала ему скорую из больницы. Они сказали то же самое, но стали подозревать COVID-19. Не знаю, как в других городах, но в Москве ты можешь сдать тест и через час получить результат. В Ижевске ты получаешь результат через неделю. Они поместили его в ковидный госпиталь и стали лечить теми же жаропонижающими. И только потом, когда мы стали поднимать всех на уши, то добились, чтобы его перевели в другую больницу. Но в итоге его положили в инфекционную, туда, где тоже есть ковидные больные.
Один врач, с которым общались по телефону, предположил, что это может быть какая-то африканская болезнь. Мы попросили протестировать Сашу, но в местных больницах нет для этого тестов. А затем, когда врачи все-таки выявили малярию, оказалось, что от нее нет лекарств не только в самом Ижевске, но и в Казани. Мы бросили клич, нашли его в одном месте в Москве. Но когда самолет с лекарством сел в Ижевске, Саша уже умер. Выяснилось, что при малярии нельзя принимать жаропонижающие, нельзя сбивать температуру, потому что организм должен сам бороться с ней.
О проблемах в медицине и шансах на спасение
В больницах Ижевска нет понимания, как лечить малярию. В целом — это убийство. Это непрофессионализм врачей, отсутствие нужной техники и тестов. Я не хочу, чтобы кого-то сажали или наказывали, но нужно, чтобы об этом активно говорилось.
«Моего сына не вернешь, но я хочу, чтобы эту проблему решили — с ней сталкиваются и другие люди»
И не только с малярией. В любой непонятной ситуации сейчас врачи ставят COVID-19. Видимо, так проще — симптоматика непонятная, а кроме того, за ковидных больных доплачивают. Это выгодно — ставить COVID-19 больным, показывать больше статистику. Я хочу, чтобы эта система изменилась.
Мне написала одна женщина — у нее дочь умерла от малярии, тоже после поездки на Занзибар. Точно так же ей не поставили правильный диагноз. Другой мужчина пишет: «Лежу в ковидном отделении, но на самом деле у меня непонятно что. Потому что тест не выявил COVID».
Мы еще можем привлечь внимание — я буду поднимать всех на уши в силу своих возможностей и активности, Сашины партнеры тоже. Но обычному человеку будет вообще ничего не добиться. Я думаю, что медики — не только в Ижевске, а вообще в регионах и в большинстве больниц Москвы — они вообще ничего в этом не понимают. Это ад. Шансов на спасение у людей нет.
О похоронной мафии и шоке после смерти
Даже ко мне было такое отношение. Я приехал в Ижевск, пришел в морг и попросил взглянуть на сына. Мне говорят: «Нельзя, он ковидник». Я говорю: «Ну какой ковидник, ему поставили диагноз "малярия"». В итоге я пошел в ритуальное агентство, заплатил им денег, и только тогда мне его показали.
Это еще одна проблема — существует похоронная мафия, которой медики продают телефоны родственников умершего. Сын умер ночью, врач сообщает об этом моей бывшей жене, и через некоторое время звонит какая-то тетка и предлагает организовать похороны, говорит: «С остальными не общайтесь, они мошенники». В это время начинают названивать другие люди на эту же тему. А в морге тебе говорят, что тело нужно забрать, что они его не могут хранить. Многие испытывают от этого шок.
О бизнесе сына и отношении к его перформансам
В последнее время фактически он всем бизнесом и занимался. Я отошел от дел, делал перформансы, а он говорил, что я занимаюсь всякой фигней. Он стал более успешным предпринимателем, чем я. У него появился красивый успешный бизнес в США — американцы вообще ходят на те же аттракционы, что и русские. Он открыл самостоятельно три проекта в США: в Сан-Франциско, Майами и Лос-Анжелесе. Это были «Музей иллюзий», «Дом вверх дном» и «Дом великана». Его проекты есть в Бразилии, Испании, ну и по городам России — Казань, Санкт-Петербург…
Он много работал с партнерами, был очень коммуникабельный и постоянно искал что-то новое. Он мечтал купить квартиру в Питере, и я ему говорил: «Сейчас коронавирус, подожди, не трать деньги. Купи квартиру, пусть будет». А он отвечал: «Нет, лучше вложу деньги в бизнес». Для него деньги были важны не сами по себе, а как инструмент развития бизнеса. У него была мысль открыться на всех континентах — в Африке, в Австралии он даже договорился о помещении. В Нью-Йорке тоже была договореенность. Я говорил: «Саша, ну это бред». А он говорил, что всё равно это сделает.
«У него было много друзей. Я никогда не получал столько сообщений в соцсетях от людей, которых я не знаю»
Они пишут, что дружили с Сашей, присылают соболезнования. Я даже не понимаю, как он успевал со всеми общаться. Бывшая жена говорит, было ощущение, будто у него в отличие от других людей было по 10 пальцев на руках, чтобы переписываться со всеми.
Про любовь сына к Архангельску
Саша всё время думал, что можно сделать, открыть в Архангельске. Я ему говорил: «Саша, Архангельск — это жопа. Забудь. Ты зачем туда ездишь?» А он отвечал, что это его родной город, ему там нравится и что в нем у него есть друзья. Он чувствовал себя там комфортно, мог приехать туда отдохнуть на несколько дней. У него даже была там квартира. Он был инициатором того, чтобы открыть там «Зеркальный лабиринт», другие аттракционы — по большей части он этим занимался без меня.
Похороны будут в четверг, мы сейчас решаем организационные вопросы. Из-за того, что он очень любил этот город, похороны будут именно в Архангельске. Родственники и близкие считают, что так будет правильно. Несмотря на то, что он жил в Москве, у Саши была очень большая связь с этим городом.
В прошлом году Александр Донской-младший приезжал в Архангельск и дал большое интервью 29.RU, в котором рассказал об отношении к акциям отца и своем бизнесе. А еще поделился идеей открыть в Архангельске бар совместно с группой «Руки Вверх!».