Вечером 20 апреля в Архангельске из-за угрозы взрыва эвакуировали жильцов дома № 96 на Набережной Северной Двины. В офисе партии «Единая Россия», который расположен на первом этаже этого дома, подтвердили, что сообщение с угрозой пришло именно им. В итоге на улице на время проверки здания и территории спецслужбами оказались все: и жильцы дома, и «единороссы», и сотрудники детской поликлиники, и строительного магазина. Мы пообщались с жильцами пятиэтажки о том, как они узнали, что их дом якобы заминирован, и как проходила эвакуация.
«Лежачих не вытаскивали»
В 19:26 в региональном управлении ФСБ сообщили, что взрывчатых веществ и взрывных устройств ни в доме, ни рядом не обнаружено. На месте работали специалисты инженерно-технического отделения ОМОН Росгвардии по Архангельской области. Однако сама новость о возможной угрозе появилась гораздо раньше, около 17 часов.
— Нам сказали: «Эвакуация, на выход!» — рассказал 29.RU архангелогородец, проживающий в первом подъезде. — Где-то в полчетвертого зашла полиция, объяснили, что весь дом эвакуируется. Простояли час-полтора. А что произошло… Сейчас кто объясняет-то? В нашей политической обстановке сейчас нельзя ничего объяснять! Везде все взрывают, дебилы всякие пишут и звонят.
Молодой жилец дома Иван рассказал, что всех их выводили во двор — но, по его словам, в здании оставили лежачих стариков.
— К нам в квартиру постучали сотрудники МЧС, сказали, чтобы мы выходили, дом заминирован. Я лично сразу уехал, но часа на полтора во дворе была вся эта эпопея. Была полиция, спасатели, пожарные машины стояли со стороны Набережной. Во дворе большое шоу устроили — вышли около 20 человек. Но, по крайней мере, лежачих не вытаскивали, они остались в квартирах.
«Такие звонки часто бывают ложными»
Анастасия Давыдова проживает в этом доме вместе с двумя детьми. Когда они узнали о случившемся, то просто ушли гулять:
— Мы ехали с сыном из садика — подъехали где-то в 16:15, а нас не пустили во двор, — вспоминает она. — И дочь должна была из гимназии прийти домой. Я не попала в квартиру, и мы с детьми пошли на Набережную, часа полтора гуляли. Видела всех соседей, бабушек, дедушек — они потихонечку с палочками вышли. Хорошо, что погода была нормальная, а так бы им было тяжко. Я восприняла всё спокойно, потому что слышно, как эвакуировали в последние дни больницу, школы. Видимо, кто-то хулиганит, кому-то это надо. Может быть, здесь тоже были хулиганы. Волнение, конечно, есть, но такие звонки часто бывают ложными, поэтому мы подуспокоились.
Как мы узнали, эвакуировались из дома не только лежачие. Пенсионер Владимир Николаевич, например, просто не услышал, когда к нему приходили в квартиру.
— Я не эвакуировался, я в этот момент был в ванной, — объясняет он. — Я одевался, голым же не выскочишь! Я сам не знаю, что произошло, сам интересуюсь. Выглянул в окно — там люди в касках ходят. Решил не выходить — я мокрый весь! Может быть, они обходили помещения и ко мне стучались, но мне 71 год, поэтому до двери еще надо доползти. Мне позвонили знакомые с соседнего дома, спрашивают: «Что там у вас творится?». А когда я вышел на улицу — уже никого не было.
Человек пять из числа жильцов ответили нам, что их не было дома во время эвакуации — они пришли домой уже позже и с удивлением узнавали о происшествии у соседей.
Кроме жильцов дома мы пообщались с представителями отделения «Единой России», — секретарь ответил, связывает ли злую шутку с предстоящими акциями в поддержку Навального.