Происшествия Стрельба в школе в Казани мнение «К психологу идут, когда достигнут пик». Мнение о роли семейной поддержки на фоне трагедии в Казани

«К психологу идут, когда достигнут пик». Мнение о роли семейной поддержки на фоне трагедии в Казани

Мария Климова рассуждает, как родителям понять своих детей и вовремя прийти им на помощь

По словам психолога, чаще всего к ней обращаются, когда ситуацию без вмешательства специалиста уже не разрешить

По следам трагических событий в гимназии № 175 в Казани корреспондент 29.RU пообщалась с психологом АНО поддержки инициатив «Новый взгляд» в Архангельске Марией Климовой. Мы спросили специалиста, какие ситуации могут приводить к подобным случаям, что делать окружению подростка, если они замечают в его поведении негативные изменения. Много мы говорили и о роли родителей в том, что ребенок становится замкнутым, колючим, а порой и агрессивным. Колонку на этот счет публикуем в рубрике «Личное мнение».

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Довольно много лет мы, психологи, говорим о том, что насилие по отношению к детям — это не способ воспитания. Это просто насилие. Ребенок не должен расти в страхе и бояться совершать какие-то поступки. Его нужно учить думать, строить причинно-следственные связи, быть эмпатичным по отношению к другим, брать ответственность за свои поступки и понимать правило «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Если я сделаю так, то я причиню однокласснику своему боль, ему будет неприятно.

Сейчас под страхом органов опеки, полиции родители стали меньше применять физическое насилие, но психологическое насилие при этом трудно отслеживаемо. Его особенно меньше не стало. Тут возникает вопрос границ детей. Родители, разрушая эти границы, должны понимать, что это повлияет на все области жизни ребенка, в том числе на его позиции в коллективе сверстников.

«Любой обидчик из этого коллектива может на него нападать и не получать отпор»

Я здесь не имею в виду отпор в виде физического насилия. Отпор можно дать словом, четко и жестко обозначив свои границы.

Очень важно не бояться родителям обратиться к психологам, к психотерапевтам, к психиатрам. Очень много на моей практике подростков с диагнозом «депрессия». И если взять критерии, которые вывели ученые, исследуя проблему скулшутинга, то депрессия является одним из них. Те подростки, что совершали нападения на школы, в прошлом страдали депрессией. Тут важно, что очень мало подростков доходят до специалистов, получают помощь. На самом деле эта проблема довольно обширна, и важно следить за эмоциональным состоянием своего ребенка. Не воспринимать изменения в нем за поведенческие трудности, мол, он такой апатичный, потому что ленивый. Не исключено, что у него все-таки есть проблемы психологического характера.

Конечно, если вы посмотрели на своего ребенка и вам что-то показалось, не стоит хватать его и бежать [к психологу]. Нужно быть в диалоге с ним. Возможно, это какая-то временная трудность, которая возникла у него и вызвала такие эмоциональные переживания. А может быть, это история про то, что он сам не понимает, что с ним происходит, — ему просто плохо.

«Первоначальный этап — это всегда диалог, а потом уже обращение к специалистам»

К сожалению, что касается проблем в детско-родительских отношениях, то до консультирования с психологом в 80% случаев доходит, когда уже достигнут пик, когда между родителями и детьми большой провал. Он восстановимый, но много сил уходит на то, чтобы объяснить родителям, что ребенок не виноват в том, что с ним происходит.

Чаще всего приходят с таким запросом: «Сделайте с ним что-нибудь, он ведет себя плохо, у него проблемы в школе, проблемы с поведением, но я здесь ни при чем, я делал всё, что мог». Так не работает: ребенок реагирует, развивается, растет в тех условиях, которые создает ему родитель. Всё, что вы сейчас имеете, — результат этих условий. Родители говорят: «Я же ему говорю, что курить плохо, пить плохо». Но если я сам противоречу этим словам и делаю то, что плохо? Мы говорим с родителями о том, что если они хотят изменить отношения, изменить поведение ребенка, то нужно меняться самим: менять свое поведение, реакции, привычки. Родители не всегда морально к этому готовы...

Я не хочу сейчас критиковать их. Они не плохие и не хотят вырастить ребенка с нарушениями в поведении. Так получается преимущественно потому, что они не заканчивали школу для родителей, у них нет психологических знаний чаще всего. И еще у них бывает недостаточно времени для того, чтобы уделить внимание ребенку. Речь не про то, что ребенок должен быть одет, обут, накормлен, получать образование и так далее, как это закреплено в законе. Ребенку всё равно, в каких он ходит кедах, если он получает достаточное внимания от своей семьи. Родители часто оправдываются тем, что много работают, зарабатывают деньги на ребенка. Это здорово, но уделите ему 15 минут времени вечером: поговорите о каких-то переживаниях, мыслях, обсудите, какой фильм он посмотрел. Не осудите его выбор фильма или сериала, а обсудите — это очень важный момент.

Родительская ответственность в том, как ведет себя ребенок, адаптируется ли он в коллективе, довольно велика; ответственность школы, ответственность системы, общества — уже на втором плане.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления