На Кегострове произошла массовая драка между местными жителями и художниками. Накануне там прошло открытие выставки «Коровник» в заброшенном здании. Мы поговорили с участниками конфликта.
Драка произошла на причале перед тем, как последний за день теплоход отправился на речной вокзал. Словесная перепалка началась еще в месте, где проходила выставка.
— Да не было никакой причины, — рассказал один из участников потасовки Артём Чугунов. — Еще когда они только в ангар пришли, начали раскачивать конфликт, попутно заправляясь водкой. Ну в итоге в конец осмелели, подтянули еще каких-то агалов своих. Сама драка началась с того, что они начали толкаться и орать. На фоне кипиша какой-то их кент просто влетел и начал руками махать, а потом пошло-поехало всё.
Одному из участников драки — Николаю Мелетьеву — прилетело в лицо осколками бутылки, но серьезно он не пострадал.
— Просто местные до нас докопались на выставке. Они приехали к нам на заброшку, начали нас качать. По итогу приехали к нам на пристань, когда мы уже уезжали, и начали раскачивать наших пацанов, стали сами лезть, поэтому произошла драка, — рассказал Николай.
На одном из видео с пристани видно, как двое местных жителей с алкоголем в руках приезжают на причал на мотоцикле, слезают с него и начинают провоцировать на драку людей, которые шли на теплоход.
На Кегострове ощущается нехватка полиции — местные жители зачастую ездят на машинах без номеров. В месте проведения выставки дети катались на мотоциклах, а выпившие взрослые ездили на автомобилях и катали друг друга на капотах.
— Когда начался конфликт, то есть на самой выставке у коровника, там меня уже не было, — рассказал Илья Юденцов, который помогал людям запрыгивать на уходящий теплоход. — Последние оставшиеся посетители и участники выставки пытались успеть на последний паром с острова в 21:30, но бравые ребята с острова не могли пройти мимо искусства и захотели, чтобы талантливые художники остались у них подольше. Как следствие, пьяные островчане приехали к парому, где и произошла кульминация всего конфликта. Как это всегда бывает, мотивы бравых ребят с острова мы вряд ли узнаем, но подраться они хотели, это точно. Я увидел, что происходит снизу, когда услышал крики и звук разбивающихся бутылок о металлический каркас парома. Сразу же было понятно, что оставлять на острове никого из городских нельзя, и я побежал вниз, чтобы помогать запрыгивать на паром, потому что трап был убран и паром начал двигаться. Дальше внизу видно было только, как на паром запрыгивали ребята, некоторые пораненные стеклом от бутылок.
Один из организаторов выставки рассказал, что прежде с таким не сталкивался, хотя он делал выставки в заброшенных зданиях, где жили бездомные и алкоголики, а также в заброшенном магазине. При подготовке к выставке на Кегострове конфликтов тоже не возникало.
— Всё началось с того, что местные приехали на выставку, начали пить и общаться с нашими городскими ребятами, — рассказал один из организаторов. — Там уже начались недопонимания и какие-то конфликты, которые не выходили из насыщения выставки, а просто из-за бычки. Выставка «Коровник», и бычка тоже была. Искусство могло обидеть кегостровцев, только если они его не поняли, и это от непонятки. Особо мы не обижали в искусстве своем кегостровчан. Хотя наше искусство не открытое, мы не бабочек с пальмами рисуем, не что-то простое, поэтому его сложно понять. Реакция простого населения была предсказуема.
По словам организатора, конфликт начался сразу на выставке, но нападения тогда не произошло:
— Мы как организаторы пытались гасить конфликт и не доводить до драки. Но конфликты с матами и руганью были уже на коровнике и отпугивали последних посетителей. Поэтому мы решили раньше закрыть выставку, чем планировали. Никто ничего не предупреждал. Мы пытались с ними вообще не общаться, потому что любое общение вытекало в тупые споры, которые невозможно было логично порешать, потому что они пьяные туповатые чуваки, которым фиг что объяснишь. Они выводили всё на маты, ржаку. Возможно было бы это решить, были бы охранники, которые убрали бы не нужных нам людей. Но мы за свободное искусство и за свободное посещение. Такие люди пришли, создали свою атмосферу улицы правдоподобную, близкую к настоящей, и никакого фейсконтроля не могло быть.
Местная жительница, пожелавшая остаться анонимной, рассказала, каково ей живется на Кегострове:
— Если вкратце, то на мой памяти никакой милиции тут не было никогда. Говорят, была давным-давно, но я этого не застала. Подростки, начиная со средней школы, ходят толпами, курят, мусорят, бухают, ржут, ссут прямо на улицах. Из-за этого страшно выходить по вечерам, ездить на вечерних рейсах. К тому же по вечерам (а иногда и днем) на безумной скорости гоняют совершенно дикие машины, от которых на ходу отваливаются запчасти, а водитель вдрабадан пьян. Машина виляет, ее заносит, иногда бухой чувак просто отрубается за рулем. Никаких госномеров, естественно, и в помине нет. О техосмотре никто не слышал. Иногда приезжает ДПС, но об этом местные тут же предупреждают друг друга и тихарятся. Жгут траву, стихийные свалки, сараи. Жаловаться некому — никого нет. На острове нет никакой местной власти. От ощущения безнаказанности они совершенно оборзели. Ночью только и слышно, как они гоняют с дикой музыкой. Регулярно происходят драки, очень много пьянства. Если происходит какое-то ЧП типа пожара, драки или сбитого пешехода, концов обычно не находят. Я люблю свой остров, но мне страшно тут жить.
Комментарии другой стороны конфликта получить не удалось — местные жители угрожали журналисту, оскорбляли и настойчиво звали приехать «поговорить». В полиции УМВД России по Архангельской области начали проверку случившегося.