28 февраля суд изберет для подозреваемого в громком ДТП на Троицком проспекте меру пресечения. Архангельский адвокат Леонид Кожевников в рубрике «Личное мнение» рассуждает о том, как будет идти следствие, какое максимальное наказание может получить виновник гибели пенсионерки и как это ДТП в целом повлияет на сознание общества.
Вечером 22 февраля на Троицком проспекте серебристый Toyota Land Cruiser 200 на пешеходном переходе насмерть сбил 65-летнюю зоозащитницу Ольгу Шестакову и одну из трех ее собак. Практически сразу в соцсетях появилась видеозапись смертельного ДТП — горожане ужаснулись, поскольку внедорожник двигался на высокой скорости, а после скрылся с места преступления. Позже полиция нашла машину, но водителя в ней не было. На следующий день владелец «Тойоты» бизнесмен Константин Худяков сам пришел в полицию, его задержали как подозреваемого. На суде по продлению ареста он сказал, что узнал об аварии от жены.
Я могу комментировать это дело уже даже не с позиции защитника, а как обычный гражданин, как водитель. Если посмотреть видеозапись с моментом аварии, которую распространили в соцсетях и в СМИ, то факт, конечно, вопиющий. Когда человек совершает ДТП, мы видим смерть на пешеходном переходе, а водитель затем скрывается с места преступления, то, безусловно, — это резонансное для города происшествие, резонансное уголовное дело. И то, что общество следит за этим делом, имеет большое значение, поскольку в последнее время у нас много происходит аварий со смертельным исходом. Люди, смотря на это, хотят возмездия какого-то, это правильно, и оно должно быть.
«То, что я вижу на этой видеозаписи как обычный водитель, — 99,99% вина того человека, который сидел за рулем этого серебристого внедорожника»
Ситуация понятна, вопрос только в том, кто был за рулем, — это в первую очередь предстоит установить следователю. Во-вторых, если подозреваемый и задержанный сейчас Константин Худяков был в момент аварии за рулем, ему предъявят обвинение. Если вина будет доказана, с учетом того, что законодатель в 2019 году сделал санкцию статьи 264, части 4, по которой возбуждено уголовное дело, более строгой, теперь это преступление относится к категории тяжких.
«С большой долей вероятности, по моему личному мнению, наказание будет в виде реального срока»
Максимальное наказание, которое грозит по этой статье, — 12 лет лишения свободы.
Размер наказания может зависеть от двух факторов. Во-первых, признает ли сам обвиняемый свою вину или нет. Если признает и раскается в содеянном, суд может смягчить наказание и уменьшить срок. Во-вторых, влиять на наказание будет и позиция потерпевшего, то есть родственника погибшей женщины. Если виновник ДТП признает вину и принесет извинения родственникам (в том числе он может выплатить некую сумму как компенсацию, если они этого пожелают), то суд может учесть это также как смягчающее обстоятельство. Но родственники могут и отказаться от всяческих компенсаций, не пойти на контакт с обвиняемым, и потребовать максимально строгого наказания. Суд это тоже учтет. Но еще раз напомню ключевой здесь момент. До 2019 года эта статья предполагала до 5 лет лишения свободы, и преступление квалифицировалось как средней степени тяжести. Теперь оно относится к категории тяжких, и уголовное дело не может завершиться примирением сторон. То есть если раньше родственники жертвы или потерпевшие в ДТП и виновник аварии могли договориться между собой, и суд бы прекратил дело, то сейчас примирение невозможно независимо от позиции потерпевшего.
Что касается избранной Худяковым, который на заседании суда по продлению срока задержания говорил о том, что о ДТП узнал от жены и сразу позвонил следователю, стратегии, то мне тут со стороны трудно комментировать, поскольку я не знаком с материалами дела. Невозможно оценить, было это на самом деле или нет. В таких случаях обычно адвокату, безусловно, требуется согласовывать свою позицию с клиентом, потому что любой защитник получает информацию прежде всего из изученных материалов дела и от клиента. После этого он формирует свою позицию для суда. Не исключено, что обвиняемый действительно высказал ему версию о том, что он не находился в тот вечер за рулем и обо всем узнал от жены. Этого и придерживается на данный момент защита.
На заседании суда по продлению срока задержания следователь также говорил, что не найден личный телефон подозреваемого Константина Худякова.
«Отмечу, что личный телефон в этом деле может быть одним из важных доказательств как со стороны обвинения, так и со стороны защиты»
У следователей есть полномочия отследить, где находился телефон в момент ДТП, какие звонки и кому с него совершались в последующем. Мы же понимаем, что если Худяков будет говорить о том, что он не находится в момент аварии за рулем автомобиля, который сбил женщину, но его телефон при этом был в этом месте, то это существенное расхождение. У следователя точно возникнут вопросы: где был телефон, какие звонки с него совершались и так далее. Все это необходимо проверять.
Также известно, что автомобиль Худякова уже был участником нескольких ДТП до этой аварии. Если с того момента, как Худяков получал штрафы за нарушения ПДД, не прошло более года, то это суд будет учитывать как негативную характеристику подозреваемого и при избрании меры пресечения, и позже, если дело уже будет рассматривать суд по существу, при назначении наказания. Это важный момент, поскольку он покажет суду, что человек уже нарушал ПДД ранее и не делал выводов после административных наказаний.
Будет ли общественное мнение и интерес к этому делу влиять на следствие? Я предполагаю, что да — в том смысле, что это дело будет стоят на особом контроле у руководства правоохранительных органов. Его постараются раскрыть в минимальные сроки, поскольку есть интерес со стороны общества и СМИ, все пишут об этом, задают вопросы.
То, что внимание общества приковано к этому происшествию и делу сейчас, я считаю, хорошо. И наказание, которое может получить виновник этого ДТП, поможет хотя бы временно повлиять на умы всех водителей, заставит их быть более осторожными на дорогах. Хотя это, конечно, не будет последнее ДТП со смертельным исходом и с, возможно, пьяным водителем за рулем.
«Но какое-то время история будет на слуху у людей и заставит их реально задуматься о своем поведении на дорогах»
Возможно, кто-то до этой истории не знал и не понимал, что преступление и наказание стало более тяжким. Теперь в таких случаях избежать тюрьмы крайне тяжело, и люди для себя будут выводы делать.
Согласны с автором?