Сегодня в Архангельске прошла большая пресс-конференция с российским правозащитником, журналистом и оппозиционером Сергеем Мохнаткиным, который с 2014 года отбывал наказание по статье «Применение насилия в отношении представителя власти» в колониях в Архангельской области. Его выпустили на свободу 14 декабря. На встрече с архангельскими журналистами он рассказал, что думает о российских тюрьмах, возможно ли изменить систему УФСИН и каким ему показался Архангельск.
Вступительное слово Мохнаткин начал с критики государства и выразил сожаление, что раздробленной и неспособной к объединению оказывается и оппозиция. Он призвал объединятся всех, вне зависимости от политических взглядов, для помощи политзаключенным.
Говоря о жизни в тюрьме, Мохнаткин отметил, что она не сильно отличается от того, что происходит на воле:
— Места лишения свободы, тюрьма, СИЗО, колония, — это мощный концентрат нашего общества и наших порядков.
Он признался, что очень помогают людям, отбывающим наказание, письма. И совсем не важно, политические это заключенные или нет.
— Если вы находите время писать письма заключенным — это существенная поддержка. Даже если вы будете писать о погоде, это поддержит людей и поможет им выжить, — заметил Сергей Мохнаткин.
Еще один важный инструмент, по мнению освобожденного Мохнаткина, — независимые СМИ, рассказывающие о нарушениях в системе. Оппозиционер заявил, что «УФСИН с каждым годом становится все хуже и хуже».
Защитник Сергея Мохнаткина Андрей Креков прокомментировал недавнюю пресс-конференцию УФСИН, посвященную судьбе его подзащитного. По словам Крекова, позиция руководителей ведомства — «ложь». Тогда ВРИО начальника УФСИН по Архангельской области Сергей Алексеев заявил, что Мохнаткин на сотрудников колонии сам не жалуется. Якобы «это все идёт от третьих лиц, каких-то неизвестных сил»
— Заявление господина Алексеева на пресс-конференции — это наглая ложь, попытка не отвечать за то, что произошло в 2016 году. Не хотят ответственности за деяния своих подчиненных. Тогда Сергей Мохнаткин был избит сотрудниками УФСИН, и господин Алексеев непосредственно проводил проверку, в ходе которой скрыл факт избиения, — сказал Креков.
Он добавил, что жалобы были, и ответной реакцией на них, по словам защитника, стало новое дело в отношении оппозиционера. Мохнаткин же добавил, что написать заявление, жалобу, находясь в колонии, действительно сложно, так как «система пытается блокировать информацию, которая идёт от осужденных».
— Это блокировка выхода информации. Это основа, на которой держится беспредел. Если каждый случай, каждое нарушение будет известно общественности, то система долго не продержится. Но в жизни нет чего-то только черного или только белого. Сотрудники УФСИН — тоже часть системы. У меня, например, в Бутырке не было никаких претензий к ним. По первой колонии были люди, которым я бы даже благодарность выписал. Так что не все люди везде одинаковые, — уверен он.
На свободу Сергей Мохнаткин вышел на днях. Журналисты спросили, успел ли он уже познакомиться с Архангельском и какие у него впечатления от нашего города.
— Я давно не был в провинции, да и вообще в принципе давно нигде не был. Я представляю, что есть регионы, в которых еще хуже. Так, вроде, магазины есть, выбор есть. Но надо, чтобы было интересно, было, на что посмотреть. Исторических каких-то домов я пока не видел, — таков был ответ. Хотя весь город он еще не посмотрел — например, признался, что не был на проспекте Чумбарова-Лучинского.
Мохнаткин за годы своего заключения много раз обращал на себя внимание СМИ. В ряде изданий в марте 2016 года сообщалось, что его жестоко избили в колонии № 4 Котласа, где он отбывал наказание. В июне того же года к его сроку уже добавляли 11 месяцев — уже за то, что он ударил сотрудника УФСИНа. В апреле 2017-го активисту добавили уже два года колонии, что он пытался обжаловать в Архангельском областном суде, но суд вердикт не изменил. Периодически он объявлял голодовки. В марте 2018 года Ксения Собчак передала Владимиру Путину список 16 политических заключенных, которых просила освободить. Среди них был и Сергей Мохнаткин. В ноябре 2018 на Мохнаткина завели новое уголовное дело за дезорганизацию работы колонии. До этого он должен был выйти на свободу 2 декабря, но в итоге выпустили его только 14-го, обвинений при этом не сняли.