В минувшие выходные в лагере экоактивистов на станции Шиес в Архангельской области прошел форум «Свободные люди». На нем обсуждали будущее протеста и его политизацию. Выступили известные гости — правозащитники Марина Литвинович и Владимир Воронцов, политики Андрей Пивоваров, Евгений Ройзман и Михаил Светов. Что они советовали предпринять экоактивистам Республики Коми и Архангельской области и почему не все рекомендации понравились протестующим? Публикуем главные тезисы разговора.
«Слово года — Шиес»
Гости приехали на Шиес вечером 14 декабря. Сначала они осмотрели площадку, где находятся постройки ЧОП «Гарант безопасности» и попытались пообщаться с охранниками. Затем пришли в лагерь. Поскольку Евгений Ройзман задержался в пути, то состоялось две дискуссии — сначала без него, а потом, уже поздно ночью, еще одна беседа вместе с политиком из Екатеринбурга. Сначала каждого из приезжих участников попросили высказаться о причинах и целях визита.
— Знаете, год заканчивается, и мне кажется, что слово года для меня — это Шиес. Я весь год слышала его в самых разных контекстах, и очень было интересно наблюдать за тем, как у вас здесь развивались события. С большим интересом следила. Мне кажется правильной идея приехать сюда под Новый год, потому что издалека не понять, лучше увидеть своими глазами, — сказала член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Марина Литвинович.
Она также пояснила, что хотела бы узнать от самих активистов, какого результата в своей борьбе они хотели бы добиться. Основатель проекта «Омбудсмен полиции» Владимир Воронцов отметил, что приехал с целью как-то способствовать претворению в жизнь лозунга «Полиция с народом». Либертарианец Михаил Светов рассказал, что его интересуют очаги сопротивления в регионах, поскольку он выступает за децентрализацию власти. А Шиес, на его взгляд, за последнее время самое яркое место, где протест поднялся «снизу вверх». Политик, директор «Открытой России» Андрей Пивоваров спросил, как можно заряд энергии Шиеса применить в других регионах, а также чем можно помочь протестующим.
«Вы можете здесь вечно сидеть и защищать»
Гости хотели разгадать секрет успеха Шиеса — почему так вышло, что здесь люди стоят уже больше года и у них уже получилось приостановить строительство «экотехнопарка». В историю протеста их ввела участник движения «ОбъединивШИЕСя» Оксана Владыка. Она рассказала о том, что свободомыслие у северян в крови, что люди стоят за Шиес не за деньги, а за попранное достоинство, что протест горизонтальный, яркую роль в нем играют женщины, одного лидера нет, и все важные вопросы решаются коллективно.
— У нас мирный протест, реально. Нам многие говорят, что в осаде еще ни одна война не была выиграна. Но вот мы сдерживаем этот протест. Поначалу было большое желание уйти в такое… да мы сейчас шашками! У нас что, мужиков нет?! Но мы поняли, что у нас марафон. Не спринт. И если мы сейчас поднимем оружие, всех тут поубиваем, — это экстремизм. Это не наш путь. Это не отвечает нашему характеру и нашим целям. Мы защищаем свою землю, а не идем войной, — сказала Оксана Владыка.
Марина Литвинович спросила, планируют ли активисты идти дальше:
— Потому что такие протесты выявляют лидеров, и самое правильное, если эти лидеры дальше идут или избираться в местные органы власти или выше. Это так называемая политизация протеста, когда все превращается не просто в активность.
«Вы можете здесь вечно сидеть и защищать, но самое важное — делать какой-то новый шаг, подниматься вверх»
— И идти уже в органы власти, идти в любые общественные организации, где можно хоть на что-то влиять. Здесь же у вас активные люди. Им явно недостаточно ходить на «Крепость» (один из постов активистов. — Прим. ред.) и там просто дежурить. Это тоже нужно, но вы можете больше.
Ей ответили, что уже есть в местных органах власти, например, в Урдоме, муниципальные депутаты, которые и стали одними из инициаторов протестного движения. Также и в Госсовете Республики Коми, и в облсобрании Поморья есть депутаты, поддерживающие активистов.
— Давайте победим Шиес, — сказала Анна Шекалова, одна из женщин-лидеров шиесского «стояния».
— Мне кажется, что это неправильно, потому что все должно идти одновременно. Сразу должны расширять свое влияние, пока у вас есть такая энергетика, — заметила в ответ Марина Литвинович.
— Здорово, что у вас есть коллегиальный орган (имеется в виду коммуна, которая принимает решения. — Прим. ред.). Но когда появится человек, которого можно делегировать куда-то из вашей среды, это намного серьезнее. Но решение только за вами, — согласился с ней Андрей Пивоваров.
— Мы промолчим, — ответила Анна Шекалова.
«Государство умеет брать измором»
Оксана Владыка отметила, что, возможно, планы идти во власть есть у кого-то из активистов, но пока они не говорят об этом, так как опасаются преследований. Активист из Республики Коми Виктор Вишневецкий согласился. Либертарианец Михаил Светов назвал это правильным шагом:
— Такие вещи лучше близко к телу держать.
«Но держите также в уме, что государство умеет брать измором. Вы здесь можете сидеть год, два, а государство может планировать на пять лет вперед»
— За эти пять лет вас либо всех перепугают, либо вы просто выдохнетесь, потому что для этого нужен… вот этот вот запал, который сейчас есть, он не будет вечно. Если вы не будете идти на повышение, то государство не мытьем, так катаньем, к сожалению, может всю эту историю повернуть себе в выгодное русло. Как мы это все наблюдали, когда были гражданские протесты в Химкинском лесу. Тоже говорили: «У нас не политика», два года стояли. Что сейчас там? Там прекрасно прошла трасса, против которой боролись.
В ответ на это высказывание активисты стали приводить примеры того, чего им уже удалось добиться. К примеру, правительство Москвы раньше, чем планировало, вводит с 2020 года раздельный сбор отходов, а в территориальную схему столицы по обращению с отходами пока не включили «Экотехнопарк «Шиес». Кроме того, в Европарламенте приняли резолюцию о недопустимости преследования экоактивистов. Вспомнили и о том, что опыт защитников Шиеса распространяется и на другие регионы. Например, в Татарстане под Казанью люди развернули лагерь против строительства мусоросжигающего завода и назвали его «Шиес-2» (утром 16 декабря, уже после отъезда гостей из Шиеса, пришла новость о том, что ОМОН разогнал протестующих под Казанью).
— Да, нас могут мариновать пять лет в таком состоянии. Но задача людей, которые к политике не имеют никакого отношения, делать все, чтобы каждый рабочий человек, каждая домохозяйка через эту ситуацию увидели правду. Всех не замаринуют, — высказался один из жителей вахты Сергей.
Не рано ли праздновать победу?
Говоря о точках сопротивления в других регионах, затронули тему создания экологической партии.
— В идеале было бы правильно все экологические группы объединить в одно движение и идти на выборы 2021 года [в Госдуму] под простым лозунгом «Страна — не помойка!». Хотелось бы понять, насколько это реалистично, — сказала Марина Литвинович.
Активисты возразили: коммуникация с протестующими в других регионах, по их словам, уже налажена, а про Шиес и так уже знают не только по всей стране, но и в мире.
— В феврале 2019 года нас было десять человек, в минус 37 градусов Урдома стояла круглосуточно. Палатка, вагончик. Мы ночами сидели, замерзали. А на данный момент, посмотрите, мы просто такая силища! И эту силу они боятся. Мы уже победили. Какие могут быть 2021 годы? Давайте жить 2020-м, — сказала Анна Шекалова.
Михаил Светов отметил, что рано праздновать победу и доверять обещаниям правительства Москвы. Другой Сергей из экоактивистов отметил:
— По поводу выборов, по-моему, это естественным образом произойдет, что кто-то пойдет из нас в депутаты. Их просто люди пригласят.
«Мы сцепились уже, нас не разорвать»
Основатель проекта «Омбудсмен полиции» Владимир Воронцов поддержал протестующих: он тоже считает, что активисты, скорее всего, победят. Однако гости из Москвы все-таки были обеспокоены будущим.
— Я внимательно слежу за федеральной политикой, за идеями, которые бродят в Кремле, где активно готовятся к выборам в Госдуму 2021 года. И они, видя, что экологическая тематика набирает вес по всей стране, что делают? У них есть карманная партия. Какая из них это будет — «Зеленые», «Зеленые листья», «Альянс зеленых», — неважно. Но идея в том, что они выдвинут свою карманную партию, абсолютно управляемую, и скажут: «Вот! Это те самые, это тот Шиес, это тот Волоколамск». Вы будете кричать, что это не так, что они вас не представляют, но вас никто не услышит, — сказала Марина Литвинович. — Очень важно поэтому, чтобы вы были организованы. Ну пусть это будет не партия, а какая-то сеть экологических групп. Власть это все захочет украсть у вас и на выборах эту тему забрать.
Виктор Вишневецкий заверил, что так не получится, что активисты могут предугадать эти риски. Михаил Светов отметил, что один из активистов может отвернуться, и потом из этой истории протестующим уже не выбраться.
— Тут все проще: ближе к народу. А тут такое мнение, как будто вы нас подтягиваете к Москве, — не согласилась Анна Шекалова. — Мы выберемся. Мы сильные. Не вам за нас беспокоиться, мы сами за себя. Мы сцепились уже, нас не разорвать. А вы пришли и вносите какие-то сомнения.
— С глубоким уважением отношусь к нашим гостям. Но меня целый вечер не покидает ощущение того, что вы приехали нас учить. Вы с некоторыми нотками снисхождения относитесь к нам. Потому что мы здесь уже полтора года стоим. И если, как вы говорите, нам надо идти на повышение градуса, нам бы не начать тут гражданскую войну, потому что уже не раз тут у нас доходило до резких отношений, — высказался один из основателей эколагеря из Мадмаса Юрий Шигарев.
Андрей Пивоваров сказал, что у приехавших нет цели радикализировать протест. Они предлагают лишь только помощь в продвижении Шиеса по политическому направлению. При этом «никто не собирается ставить на него [кандидата от Шиеса, если такой появится] какой-то флаг».
Шиес — это «трамплин для порядочных людей»
Экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который приехал в лагерь ближе к полуночи, тоже говорил о необходимости не останавливаться на достигнутом и расширять пространство борьбы.
— То, что вы готовы стоять до конца, это замечательно и вызывает уважение. Однако вам обязательно нужен приток новых людей. Об этом надо думать уже сейчас, поскольку неизбежно люди начнут уставать, — посоветовал политик.
В итоге активисты и гости смогли договориться на том, что правозащитники и политики будут распространять в Москве информацию о Шиесе, оказывать медийную поддержку. А если шиесская коммуна решит выдвинуть кого-то в большую политику, то протестующие смогут обратиться к ним за помощью в продвижении кандидата на федеральном уровне. Также Андрей Пивоваров предложил провести в столице общероссийский форум экоактивистов со всей страны, где активисты смогли бы обсудить общие проблемы и выработать некую единую стратегию.
После форума Михаил Светов рассказал корреспонденту 29.RU о том, почему, на его взгляд, мысли о политизации протеста на Шиесе приняли с неким недоверием:
— Для многих, кто сейчас занимается Шиесом, — это первая политическая история. А мы много политических историй видели и поэтому видим, какие иногда ошибки совершают все, кто приходит в политику впервые. Я понимаю, почему это воспринимается со скрипом, потому что, с одной стороны, это такой антагонизм, что, вот, приехали москвичи учить жизни, а у них тут уже все без москвичей хорошо получилось. Прекрасно понимаю, откуда эти настроения берутся. Но все же мы сюда приехали из лучших побуждений — действительно помочь избежать каких-то ошибок, которые происходят регулярно. Может быть, создание партии — не самая лучшая идея. Но для того чтобы решить чуть более сложные проблемы Архангельской области и Республики Коми, чем конкретная стройка конкретной свалки, то, конечно, использовать эту историю как трамплин для порядочных людей, которые будут отстаивать интересы региона чуть шире, — это шанс, который, как мне кажется, люди здесь не имеют права терять. Не в смысле для нас, а в смысле для самих себя.
Кстати, политик Евгений Ройзман после завершения форума дал эксклюзивное интервью для 29.RU, где рассказал о своем видении будущего протеста на Шиесе и своих дальнейших планах в политике. Также большое интервью о взаимоотношениях протестующих с полицией дал основатель проекта «Омбудсмен полиции» Владимир Воронцов. Основные цитаты из беседы с правозащитником можно прочитать здесь.