Сегодня, 20 декабря, исполнился ровно год с того дня, как на станции Шиес экоактивисты, выступающие против строительства в этом месте полигона для захоронения мусора из Москвы и Московской области, организовали народную вахту. Защитников Шиеса недавно выбрали героями последнего десятилетия. Мы уже показывали зимний быт лагеря в нашем фоторепортаже. Также один из основателей лагеря, житель поселка Мадмас (это в Республике Коми) Юрий Шигарев рассказал 29.RU о том, что происходит с протестом. Публикуем пять основных цитат из разговора со старожилом народной вахты.
- Что происходит на Шиесе в последние месяцы
- Кто командует действиями активистов
- О разногласиях внутри протестного движения
- Каждый ли может приехать на Шиес
- «Как бы не началась гражданская война»
Что происходит на Шиесе в последние месяцы
Сейчас все как-то стабилизировалось, не считая выходки, когда нам предъявили ультиматум в ноябре (в этот день активистам в палаточный лагерь охранники площадки на станции Шиес в сопровождении полицейских принесли уведомление о ликвидации лагеря до 18 ноября. — Прим. ред.). Тогда сказали, чтобы все постройки убирали, чтобы вообще люди отсюда убирались. Ну, народ прибыл к 18-му числу в количестве большем, чем обычно здесь находится. Никаких движений не было с их [охранников и сотрудников МВД] стороны, мы обострять тоже не стали. Народ у нас взрослый, старые. Сейчас все напоминает такое равновесие, затишье. Но затишье перед бурей. Сейчас дороги замерзнут, и начнутся какие-то движения. Неспроста дорогу проминают вдоль путей.
Кто командует действиями активистов
Мы же не организация, мы — движение. У нас нет четкого распределения ролей, задач и планирования каких-то действий. Чего-то такого типа государства нет: своя полиция, контрразведка и прочее. Каждый индивидуально в движении делает то, что он лучше умеет делать.
О разногласиях внутри протестного движения
Народу-то у нас в протестах, по скромным подсчетам, крутилось более трехсот тысяч за все время. Опять же, если бы у нас была организация, мы бы давили на какую-то единую линию поведения. Но у нас нет головной какой-то группы, нет распределения ролей. Недопонимания между протестующими, конечно, есть, потому что люди сюда все-таки приезжают со своими замыслами, идеями, по-разному предлагают поступать. Но цель у нас всех и понимание обстановки, в основном, совпадает. Недопонимания решаем народным способом. На вахте, в коммуне, — голосованием, где-то — обсуждением. А разногласия, когда большое количество людей, они всегда были, будут и есть.
Каждый ли может приехать на Шиес
Когда мы вахту только начинали, то радовались любому пришедшему человеку, потому что много дел было и мало народу. Потом эту традицию не стали прекращать. У нас в коалиции разных объединений, которые защищают Шиес, было решено, что мы в лагере принимаем всех. Мы не сортируем людей, за чистоту «расы» не боремся. У нас другая главная задача. Когда приезжали политики, тот же Навальный (имеется в виду, скорее всего, координатор архангельского штаба Навального Андрей Боровиков, сам Навальный на Шиесе не был. — Прим. ред.), и начинали тут свою политику разводить, я им тут же говорил: «Все, ребята, политику закончили. Надо таскать дрова, надо таскать воду. Вот это будет дело. Хотите митинговать и агитировать? Тут не то место, чтобы этим заниматься».
«Как бы не началась гражданская война»
Сейчас ту стабильность, которая здесь установилась, нам ее не надо нарушать. Чтобы у нас по ошибке или по дурости, к которой, кстати, нас толкают периодически, не началась бы гражданская война. Все-таки здесь у нас много людей в возрасте, меньше молодежи. Была бы молодежь, то кровь давно бы уже лилась рекой, наверное. А мы более консервативны, может быть, не так поворотливы и шустры, но мы все-таки опытнее по жизни и прежде, чем что-то предпринимать, анализируем.
На днях на пресс-конференции Владимира Путина журналист 29.RU Ярослав Вареник хотел задать вопрос президенту о Шиесе, но ему не представилась такая возможность. Недавно в лагере экоактивистов на станции Шиес прошел форум «Свободные люди», где выступили федеральные политики и правозащитники. Они обсуждали с активистами возможность политизации протеста. Против этого высказался недавно назначенный на должность председателя Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев.