Котлас за последнее время несколько раз подкидывал в повестку несколько горячих политических тем. То в городе на юге Архангельской области не могут вовремя утвердить бюджет на год и долго спорят, сколько дать денег местному ТВ. То уходит в отставку глава города, которого вскоре задерживают в Москве. В апреле шум поднялся из-за конкурса на должность градоначальника. Его выбирают местные депутаты. Ситуация до жути любопытная: член фракции «Единой России» возмутился, что победитель известен заранее. Якобы кандидатуру тележурналиста Светланы Дейнеко уже согласовали в правительстве региона и теперь настойчиво просят депутатов поддержать ее — в отборочном туре и в «финале» 29 апреля. Мы поговорили с главными героями этой истории и спросили у руководства области, что за беседы с участниками конкурсной комиссии проводил чиновник из Архангельска.
«Грамотно расчистила себе место мэра»
Предыдущий глава Котласа, единоросс Андрей Бральнин, объявил о своей отставке 3 февраля этого года. В видеообращении он сказал, что губернатор Александр Цыбульский позвал его в правительство Архангельской области, и Бральнин согласился. Но карьера областного чиновника не задалась: в марте его задержали в Москве по подозрению во взятках. Временным главой Котласа назначили Александра Бурбаха. Начали подготовку к конкурсу на пост руководителя администрации, до 30 марта принимали заявки на участие. Документы подали 18 человек — в их числе котласский журналист Светлана Дейнеко, чиновник из Архангельска Алексей Норицын, акушер-гинеколог Эдуард Авилкин с бэкграундом в виде уголовных дел за врачебные ошибки, а также сразу несколько безработных (весь список мы публиковали).
Прямых выборов главы Котласа не проводят уже несколько лет. Того же Бральнина горожане избрали в 2013 году, а спустя пять лет его оставили на второй срок уже местные депутаты.
На 15 апреля было назначено заседание конкурсной комиссии, которая из 18 претендентов выбирала несколько «финалистов». В комиссию вошли директор правового департамента правительства области Игорь Андреечев, член региональной Общественной палаты Светлана Власова, областной депутат Александр Дятлов, директор областного департамента по внутренней политике и местному самоуправлению Андрей Рыженков. К ним присоединились котласские депутаты: коммунист Сергей Алышев, члены фракции «Единая Россия» Галина Лиханова и Анатолий Арсеев, справедливоросс Борис Вьюхин.
Комиссия утвердила в качестве кандидатов трех человек — журналиста Светлану Дейнеко, гинеколога Эдуарда Авилкина и начальника отдела строительства и развития инфраструктуры администрации Котласа Ольгу Драчеву.
Накануне отборочного этапа, вечером 14 апреля, член комиссии Анатолий Арсеев написал пост в сообществе «Сплетник Котласа», который, очевидно, взбодрил всех участников процесса. Депутат сообщил, что якобы на днях общался с другим членом комиссии — Андреем Рыженковым, отвечающим за внутреннюю политику в областном правительстве. Региональный чиновник, как утверждает Арсеев, настоятельно рекомендовал поддержать на конкурсе кандидатуру Светланы Дейнеко. Также котласский депутат добавил, что записал на диктофон эту беседу. Правда, он отказался предоставить аудиозапись редакции 29.RU.
— Никакого конкурса завтра не будет. Точнее он будет, но фиктивно. Победитель уже известен. Это С. Ю. Дейнеко. Представитель губернатора в комиссии, Андрей Рыженков, сегодня довел эту информацию до меня и Лихановой, под угрозой увольнения с работы потребовав не мешать им завтра подготовить протоколы о «победе» Дейнеко, пару которой составит какой-то второй явно непроходной кандидат. Так что вопрос закрыт, интрига снята. Дейнеко грамотно расчистила себе место мэра, убрав своего предшественника. Более подлого прихода к власти я еще не видел в нашем городе, — писал 14 апреля Анатолий Арсеев. — С момента объявления конкурса и начала приема заявлений от кандидатов считал для себя недопустимым озвучивание высказываний по поводу того или иного кандидата. Однако сегодняшняя встреча с представителем губернатора сняла какие бы то ни было ограничения.
Светлана Дейнеко с 1998 года работает в СМИ. С 2013 по 2017 год была общественным представителем губернатора Игоря Орлова в Котласе. Несколько лет она возглавляла архангельский телеканал «Регион 29», затем работала директором информационного агентства «Кот Ньюс».
Утром 15 апреля Арсеев отправился на заседание конкурсной комиссии. По дороге в администрацию Котласа он по телефону объяснил корреспонденту 29.RU, как решился на столь эмоциональный пост в соцсетях. Предварительно он уточнил, что из партии «Единая Россия» вышел еще в 2019 году, но остался в составе фракции в Совете депутатов Котласа — это позволяет закон. Но сейчас крепко задумался о том, чтобы покинуть фракцию «ЕР».
Арсеев возмущается, что своими действиями региональная власть делает оппозиционеров из него и его коллег по фракции «ЕР», а из Котласа — чуть ли не центр оппозиционной деятельности в регионе. Депутат предполагает, что решение поддержать Дейнеко исходило не от самого губернатора, а от его окружения. Александр Цыбульский, полагает наш собеседник, мог просто не успеть вникнуть в расстановку сил на юге области — на посту он сравнительно недавно.
— Многие годы мы работали с органами власти — местной и региональной. Мы были надежным партнером в программах «Комфортная городская среда». Сейчас нас ломают, нас превращают в оппозицию и хотят опираться на группу депутатов-коммунистов. Это очень смешно! Они кинут регионалов в любой момент. И губернатору эта ошибка еще обернется проблемами. Мы пытались донести до него информацию. Я пытался записаться через его официальную страницу во «ВКонтакте». Бесполезно, — сетует депутат.
Он даже пригрозил ликвидацией фракции «ЕР» в Совете депутатов Котласа и жалобами в адрес секретаря «Единой России» Андрея Турчака и полпреда президента в СЗФО Александра Гуцана.
«Идти не ради китча»
В правительстве Архангельской области подтвердили, что Андрей Рыженков встречался с участниками конкурсной комиссии в Котласе. Но темы обсуждали другие, уверяют региональные власти. Говорили о задачах комиссии, «безотносительно к личным и политическим предпочтениям членов конкурсной комиссии».
После заявления Арсеева в сообществе «Сплетник Котласа» появилось обращение к губернатору Цыбульскому. Авторы — «неравнодушные жители Котласа и Котласского района». Они просят главу региона повлиять на ход конкурса, при этом аргументация аналогична той, что приводил Анатолий Арсеев:
— Мы считаем, что приближенные к вам лица из регионального правительства каким-то образом смогли ввести вас в заблуждение и рекомендовать вам поддержать Дейнеко при том, что это самый неприемлемый кандидат для десятков тысяч котлашан. В своих беседах с городскими депутатами Рыженков явно действовал по приказу кого-то из этих лиц. Не может быть, чтобы вы лично отдали ему подобные указания. <…> Мы не знаем, как можно юридически грамотно отменить результаты работы комиссии. Предлагаем вам обратиться ко всем трем прошедшим отбор кандидатам написать самоотвод. В этом случае появится возможность начать конкурсную процедуру сначала. И провести ее гораздо более справедливо и демократично, опираясь на мнение жителей Котласа и Вычегодского.
Областные власти ответили, что нет оснований для перезапуска конкурса на главу Котласа. А просьбу к губернатору поддержать другого кандидата — Алексея Норицына, который даже не прошел отборочный тур, в правительстве региона назвали попыткой формирования негативного отношения к успешным кандидатам.
Мы спросили у Светланы Дейнеко, что она знает о поддержке ее кандидатуры правительством области. Она ответила, что действительно обращалась к руководству региона — как и другие кандидаты.
— В принципе, любой кандидат может обратиться за поддержкой, — объясняет Светлана. — Что был какой-то разговор, кто-то с кем-то говорил, я не могу это никак комментировать, меня там не было. Я точно так же могу судить только по тому, что говорит Анатолий. Мы же понимаем, что сегодня бюджет города Котласа, его доходная часть составляет 740 миллионов с небольшим. А общий совокупный консолидированный бюджет — 2,24 миллиарда в среднем. То есть почти полтора миллиарда — это межбюджетные трансферты в вышестоящий бюджет. В любом случае, сегодня муниципалитеты зависят от области, от вышестоящего бюджета. Эта система есть, это данность. Естественно, городу было бы проще и легче работать, если руководителя поддерживает областное руководство. Если уж идти обстоятельно на должность, не просто ради китча какого-то или хайп ловить.
Причем здесь Палкин?
В разговоре с корреспондентом 29.RU Анатолий Арсеев настаивал, что еще одно заинтересованное лицо в этой истории — это депутат Госдумы, котласский бизнесмен Андрей Палкин, который больше 10 лет назад метил в мэры города. Якобы именно он стоит за Светланой Дейнеко, чьими руками собирается управлять городом.
— Насколько мне известно, они уже обсудили, какие лица из числа подчиненных депутата Госдумы в его строительном холдинге будут назначены на посты — в основном, на муниципальные предприятия «Горводоканал», благоустройства, котельных и теплосетей. Он самое заинтересованное лицо. У него в сентябре заканчиваются полномочия депутата Госдумы, в 2009 году он сам пытался стать мэром Котласа, проиграл выборы и теперь сам хочет захватить власть руками Дейнеко — крайне слабого политика с крайне высоким антирейтингом в городе, — уверен Арсеев. — Приход к власти Дейнеко означает мое личное увольнение и увольнение всех остальных лиц, которые сейчас находятся в руководстве муниципальных предприятий, и замену на людей Палкина. Я считаю, что мне терять нечего, буду действовать до конца.
Разговоры о том, что журналистка — это человек Палкина, ходили, еще когда она работала в «Кот Ньюс». Информагентство отчаянно критиковало местную власть в лице Бральнина, чем телеведущая гордится. Она называет себя «равноудаленным и равнодоступным кандидатом», на которого не имеют влияния ни политические, ни бизнес-элиты.
— В последнее время информационное поле полностью контролировалось местной властью, и в принципе о таких вещах не могло быть и речи, — говорит Светлана. — Когда появился наш проект и мы начали последовательно разоблачать коррупционные схемы, рассказывать о конфликте интересов, о том, как технологически отрабатывает администрация какие-то вопросы, чтобы протащить через собрание депутатов, люди стали понимать, что за какой-то внешней информацией стоят определенные процессы. Естественно, очень многие решили, что это дело может продвигать только какой-то оппонент Бральнина. Самый яркий и, скажем так, наделенный властью оппонент — это Палкин. Так сложилось исторически. Это было и с Шашуриным, и с Мелентьевым, и сейчас с Бральниным. И со следующей властью вполне может так быть. Поэтому нормально, что люди так считают. То, что он имеет какое-то отношение к «Кот Ньюс» или к сегодняшней моей предвыборной кампании, — это 100% не так. То, что Андрей Васильевич сегодня, как многие здравые силы, поддерживает меня — скажем так, не борется со мной, я очень благодарна, но не более того.
«Назвала золотым шлангом»
По мнению Арсеева, в Котласе к телеведущей относятся неоднозначно: мол, помнят, что телеканал, который она возглавляла, осторожно и выборочно освещал историю с Шиесом и мусорными протестами, что раздражало экоактивистов. Десять лет назад Арсеев работал под руководством Светланы Дейнеко на муниципальном «Котлас ТВ». И тогда между ними конфликтов не было. Сейчас отношения не такие хорошие.
— Ее поведение в последние годы показывает, что это скандальный и слишком эмоциональный человек, не обладающий опытом муниципального управления, — считает Анатолий Арсеев. — Одно дело снимать репортажи, в которых либо любить, либо гнобить одних и тех же людей. Пока она с ними дружит, она их в своих репортажах возносит до небес. Стоит поссориться — она их уничтожает, просто в пепел превращает. Это всё, что она умеет профессионально делать. Всех, кто работал в команде Бральнина, она возвела в ранг личных врагов. И старается в своих репортажах унижать и уничтожать. Буквально перед Новым годом она выпустила новогоднюю программу на телеканале «Кот Ньюс», в которой прошлась по многих известным в Котласе людям. Лично меня она в этой программе назвала золотым шлангом 2020 года, вероятно, акцентируя внимание на моем росте — я около двух метров. Я вовсе не из-за этой передачи к ней негативно отношусь. Но после этого репортажа я прекратил какие-либо отношения с телеканалом, на котором она работала. И сказал, что пока не услышу извинений в эфире, давать интервью я им не буду. После чего количество репортажей против меня возросло вдвое.
По мнению Светланы Дейнеко, ее экс-коллега Арсеев в такой экстравагантной форме решил высказаться против конкурсной системы и за возвращение прямых выборов — и заодно напомнил о накопившихся обидах.
— Естественно, у Анатолия есть личные неприязненные отношения ко мне. Это связано с тем, что во время своей журналистской деятельности был ряд критических материалов о его работе. Я всегда предполагала, что люди должны отделять личное от общественного. Естественно, это достаточно странное заявление. Тем более, этот Анатолий в составе этого же собрания участвовал в 2018 году в точно такой же процедуре по выбору главы. И тогда «Единая Россия» большинством всё провела. И он в составе был. Это был как раз экс-глава Бральнин. Почему-то он тогда не высказал своей позиции, хотя, по сути, процедура одна и та же, — прокомментировала Светлана Дейнеко. — Но это его позиция, и я ее уважаю. Если идешь на такую должность, ты должен быть максимально открытым, быть максимально готовым к общественному обсуждению любой проблематики.
Между тем в Архангельской области возвращать прямые выборы глав муниципалитетов не собираются. Конкурс устраивает чиновников, так как гарантирует крепкую связь областной и местной власти.
— При этом жители муниципального образования не отстранены от участия в формировании органов местного самоуправления, поскольку на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права избирают депутатов представительного органа муниципального образования. Уровень ответственности местных депутатов при такой системе формирования органов местного самоуправления повышается, — рассуждают в областном правительстве.
А раз у депутатов повышается уровень ответственности, то с большей вероятностью они выберут настоящего профессионала, что простым избирателям удается не всегда — такова позиция региональной власти.