В марте в Архангельскую область прибыли 26 беженцев из ДНР, ЛНР и с Украины. Часть из них сейчас находится в пункте временного размещения — реабилитационном центре «Родник» в Архангельске. Мы отправились туда, чтобы узнать, в каких условиях живут беженцы, как они обустроились на новом месте и что собираются делать дальше, а также пришелся ли им по душе наш северный город.
«Помогаем начать новую жизнь»
В «Роднике» временно разместились 6 беженцев: семья из четырех человек из ЛНР и две женщины из Харьковской и Сумской областей. По словам исполняющей обязанности директора центра Ларисы Балакшиной, беженцам предоставляют здесь проживание, питание и средства гигиены: постельное белье, полотенца, личные принадлежности.
— Беженцы обращаются через Красный Крест или горячую линию и затем попадают к нам. Каждый день в центр приходят сотрудники полиции: утром, днем и вечером. Они проверяют, как живут беженцы, спрашивают, в чем они нуждаются, всё ли их устраивает. Также к ним приходят представители прокуратуры, УФМС, уполномоченный по правам человека, министерства наши, депутаты Областного собрания. Помогают оформить документы и начать новую жизнь, — рассказывает Лариса.
«Все люди стали как родные, их очень жалко, потому что это наша общая беда. Переживаем за них так же, как и за своих родственников»
В комнатах, где разместили жителей республик и Украины, есть всё необходимое для проживания: кровати, стулья, тумбочки, стол и шкаф. Кормят их в общей столовой для всех постояльцев четыре раза в день, а детей — шесть раз.
В планах — получить гражданство
Самой первой в «Родник» заселилась Тамара из города Купянск Харьковской области. Она приехала в Архангельск еще 7 марта и на пару дней остановилась у знакомой. Как вспоминает жительница Украины, она прошла нелегкий путь, чтобы добраться до России.
— У нас в городе не было эвакуации, поэтому добиралась сама. Граница, которую раньше мы пересекали, была закрыта из-за пандемии. Когда началась спецоперация, нам открыли ее для двухстороннего перехода гражданам России и Украины. Сначала на такси добиралась до границы, потом до Белгорода, оттуда до Москвы и с Москвы уже до Архангельска поездом, — говорит Тамара.
Беженка сразу же получила гуманитарную помощь от Красного Креста и северодвинской воинской части: продукты, одежду, средства личной гигиены. Особенно тепло Тамара отзывается о сотрудниках «Родника».
— Встретили очень хорошо, всему персоналу благодарна. Здесь очень комфортно: туалет, душ — всё есть, вкусно кормят в столовой. Меня очень приятно в день рождения поздравили, накрыли мне стол, — улыбается женщина.
Наша собеседница уже жила в Архангельске с 2015-го по 2018 год, здесь у нее также находится брат. На родине у Тамары остались мама, взрослая дочь и зять.
— Я предлагала им уехать, но мама старая у меня, ей 80 лет, она говорит: «Я уже свое отжила». А дочка не против бы, но зять не хочет, — рассказывает она, пытаясь сдержать слезы.
В родном Купянске Тамара проработала 25 лет на железной дороге. В Архангельске она уже устроилась кондуктором и планирует съезжать на съемную квартиру, а также получать российское гражданство. Беженка признается, что хотела бы остаться жить здесь.
— Я люблю гулять на набережной, нравятся ваши торгово-развлекательные центры. Вот парк сейчас Майский благоустроили, очень красивый, особенно вечером, когда включается освещение для детей очень красиво сделано.
«Мне всё нравится в Архангельске. У вас очень красиво, есть куда пойти, и климат мне подошел»
«Возвращаться некуда»
Семья Бондарь из города Рубежного Луганской Народной Республики приехала в Архангельск 26 марта. Беженцы две недели жили в подвале собственного дома. Когда они эвакуировались, в их квартире уже не осталось окон, а двери были выбиты.
По словам жителей ЛНР, спаслись они, можно сказать, чудом — выбрались из-под обстрелов на машине волонтеров, которые развозили бочки с водой. До Архангельска беженцы добирались четверо суток, по пути ночевали в храме в пригороде Рубежного.
— Многие выезжали своим транспортом, — вспоминает Наталья Бондарь. — В Архангельск нам предложила перебраться моя племянница — в 2014 году она с семьей сюда приехала к отцу. Они нас встретили, рассказали, что здесь есть такой реабилитационный центр, и буквально на следующий день нас поселили сюда.
«Некоторым людям, чтобы выехать, надо было пройти с одного конца города в другой, и часть просто не доходила к эвакуационным автобусам»
— После того что мы перенесли, мы словно попали в рай. Нас очень хорошо встретили, люди нам помогают. Женщина одна уже второй раз приходит, приносит нам печенье, пирожки, варенье. У нее родственники находятся в ДНР, с ними нет связи, и она к нам понимающе относится.
Со своей свекровью согласна и Анна Бондарь. По ее словам, в Архангельске им оказали всю необходимую помощь, а ее восьмилетнюю дочку Владу сразу же взяли в 35-ю школу.
— Нам предоставили место жительства и питание. Всё остальное со временем уже остальные службы приносили, помогали люди и со школой помогли: полностью ребенка одели, обули, школьные принадлежности предоставили. Основатель школы «Олимп» Алексей Шарапов предложил ходить на тренировки, дочка выбрала тхэквондо, она прям в восторге, — улыбается Анна.
На родине у беженцев было всё. Наталья практически всю жизнь проработала фельдшером скорой помощи, Анна получала достойную зарплату на должности менеджера по продажам, а ее муж был электриком. Сейчас члены семьи осваиваются и всерьез думают о том, чтобы получить гражданство РФ и остаться в Архангельске.
— Душа, конечно, всё еще дома. Но живем сейчас одним днем. Была квартира, и нет квартиры. Всю жизнь жили там, благоустраивали, недавно сделали ремонт. Теперь ни окон, ни дверей. Это было на тот момент, когда мы уезжали. А теперь не знаю — боевые действия идут. Возможно, некуда будет возвращаться, — рассказывает Наталья Бондарь.
— Я до Рубежного жила в Северодонецке. Потом с мужем переехали, сделали ремонт в Рубежном, мою квартиру сдавали, а там жили. Квартира в Северодонецке, ее уже нет, она сгорела полностью. Поэтому планируем здесь остаться по той причине, что возвращаться некуда. Я понимаю прекрасно, что даже если там это всё закончится, прекратится, сколько лет оно будет возобновляться, это тоже неизвестно, — рассуждает Анна Бондарь.
Напомним, губернатор Поморья Александр Цыбульский заявлял в феврале, что наш регион готов принять жителей из ЛНР и ДНР. Правда, не все жители области оказались рады этой новости. Позднее Цыбульский ответил, отразится ли прием беженцев на жизни северян.
Мы также рассказывали, как беженцы могут получить единовременную матпомощь в Поморье и какую гуманитарную помощь собирают в Архангельске для жителей Донбасса.