В Москве состоялось первое рабочее совещание Совета по правам человека, посвященное ситуации в Шиесе. В нем приняли участие общественники, федеральные и региональные чиновники, представители столичной прокуратуры и ОАО «РЖД». Во время этой встречи у стен администрации президента активисты стояли с пикетами против мусорных проектов в Архангельской области.
В пикеты встали активистка из Москвы Ирина Самойлова и председатель правления Союза садоводов Северодвинска Петр Васильев. Их плакаты «Русский Север — не помойка» привлекли внимание зампреда правительства Архангельской области Евгения Фоменко.
— Фоменко подошёл и с вызовом и ухмылкой сказал: «Где помойка? Я знаю только, где будет высокотехнологичное производство через два года». У нас возник диалог, во время которого мы попытались донести до него свои мысли, но не получилось конструктивного диалога. Он и слушать особо не стал, хотя было видно, что он нервничает, не ожидал, что мы так окружим его, — рассказала активистка Антонина Обедина, которая на прошлой неделе стояла с пикетом у Госдумы.
Напомним, изначально проект в Шиесе презентовали как полигон для захоронения упакованных отходов, позже в информационном пространстве всплывала тема утилизации и переработки там мусора из московского региона. В том числе об этом говорится и в официальном пост-релизе заседания СПЧ.
В самом заседании СПЧ поучаствовали представитель инициативной группы граждан «Чистая Урдома» Светлана Бабенко и представитель «Чистого Яренска» Татьяна Соколовская.
— Резкие критические замечания высказывала председатель комиссии общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среде Альбина Дударева, задавала острые и неудобные вопросы, чтобы получить объективную и полную информацию о строительстве на Шиесе, о том, зачем везут мусор из Москвы за тысячи километров, почему отсутствует логистика, не представлено никаких финансово-экономических расчетов, но строительство непонятных сооружений интенсивно ведётся.
Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров отметил, что они посмотрели место расположения Шиеса. Его позиция в том, что там находятся порядка 200 мелких и средних водотоков. Местность избыточно увлажненная, особую озабоченность вызывает то, что все эти реки впадают в Вычегду, которая является источником для водозабора питьевой воды, в частности для Коряжмы, где находится Илим. Сегодня не можем сказать, можно или нельзя захоранивать отходы мусора на Шиесе. Никаких документов по строительству какого-либо объекта там к нам не поступало, — рассказывают участники заседания.
На встрече не было представителей органов исполнительной власти Москвы, говорится на сайте Совета.
— Я был очень удивлен тем, что в совещании не приняли участие представители органов исполнительной власти Москвы, которые являются инициаторами стройки — рассказал зампред СПЧ Евгений Бобров. — К ним было много вопросов по составу мусора: будет он переработанный или не переработанный, будут ли выделять опасные фракции?
По словам правозащитника, по итогам дискуссии у него сложилось мнение о том, что проект вызывает большую социальную озабоченность, в нем не учтены приоритеты государственной политики по обращению с отходами, он разрабатывается тайно и келейно, а органы власти Архангельской области не принимают необходимых мер по информированию населения. Так говорится в пост-релизе СПЧ.
Меж тем, солидарны с поморскими общественники и высказывают своё недовольство и москвичи. Так, глава МО «Таганский» Илья Свиридов и активист группы "Совесть Некрасовки" (района, на территории которого расположены Люберецкие очистные сооружения - прим. ред.) Дмитрий Шувалов выступили против строительства погрузочно-разгрузочных кластеров для мусора в черте города, рядом с жилыми домами и социальными объектами.
Полина Карпович