Этой весной в Архангельске произошло несколько жестких конфликтов в автобусах, видео с которыми вызвали много обсуждений в соцсетях. В некоторых случаях неправыми оказываются пассажиры, в других — сотрудники предприятий: водители и кондукторы. Но, как правило, в конфликтные ситуации оказываются вовлечены все люди, находящиеся в автобусах. У кого-то портится настроение, у других срываются планы, потому что автобус может прекратить рейс. Об этой проблеме, ее решении и дилемме в таких ситуациях подробно высказался директор компании-перевозчика «Архтрансавто» Николай Карягин.
Во всех этих случаях единственное правильное и законное решение — не вступать в конфликты, а вызвать полицию. Набрать номер 112, объяснить ситуацию, прекратить рейс и ожидать прибытия наряда полиции. Все сотрудники проинструктированы на этот счет. Но сама ситуация с конфликтами, как правило, тупиковая. Здесь палка о двух концах. С одной стороны, легко сказать, что надо вызвать сотрудников полиции и прекратить движение автобуса. С другой стороны, это всё время.
Зашел человек в неадекватном состоянии, отказывается платить и надевать маску. Что с ним делать? Пробовать уговаривать — не получается. Вы проехали одну остановку, вторую, вы уже нарушаете все правила пассажирских перевозок. А у вас пассажиров человек 30, которым надо именно на этом автобусе доехать именно до конечной, потому что у них есть дальше пересадка или какие-то личные дела, встречи, они куда-то опаздывают, еще мост ремонтируется и стоит. Автобус может совершать последний рейс, и останавливать его, ожидать полицию — это тоже не решение вопроса. Люди вообще могут никуда не уехать.
Есть также проблема с возвратом денег пассажирам. В случае, если они оплатили проезд безналичным расчетом, то будут вынуждены приехать на предприятие, написать заявление, указать свои данные, приложить билет, и только потом деньги придут. Потому что в автобусе стоит терминал, который не является контрольно-кассовым аппаратом и не имеет функции возврата денежных средств.
В ситуации, которая произошла на маршруте № 31, кондуктор поступила неправильно. Она осознала свою неправоту и прекратила трудовую деятельность кондуктора. Но если бы она не поступила так, как поступила, дальше ролик был бы следующего характера: автобус отказался везти пассажира, мы никуда не успели, наведите порядок. Так вот, вопрос: как этот порядок навести? С перевозчиками всё понятно, мы прекратили рейс и сделали всё, что предусматривает законодательство. Да, есть определенные убытки финансовые, отметка, что рейс не выполнен. И ответственность для нас реальная, есть штрафы. Но кто ответит за неудобства остальных пассажиров? Это же никак не затронуто по факту.
У нас автобусы системно встают и ожидают полицию. Бывает в день до двух-трех остановок — рейсы срываются, и люди никуда не успевают. Для граждан вызов полиции и возврат средств — это не решение их дальнейших проблем. Вопрос, что в этой ситуации делать, он всё равно остается. Здесь должна быть зона ответственности за нарушение прав пассажиров. Граждане должны спокойно пользоваться своим правом уехать на автобусе, который приехал согласно расписанию. Почему другие люди должны страдать, если человек отказывается надевать ту же маску? Это вызывает и определенную агрессию у пассажиров к перевозчику, когда движение автобуса прекращается.
Все-таки людям надо соблюдать правила пассажирских перевозок, не передвигаться на общественном транспорте в нетрезвом состоянии, без средств индивидуальной защиты, не вынуждать водителя и кондуктора останавливать автобус и вызывать полицию. В случае вызова рейс не будет продолжен для всех пассажиров. Из-за одного нарушителя могут пострадать окружающие, которые вообще не имеют никакого отношения к данной ситуации. Надо уважать людей вокруг. Если вы в нетрезвом состоянии, вызовите такси. Или пейте в меру, чтобы вы могли контролировать себя, оплачивать проезд и соблюдать обязательное ношение маски. Тот же противник маски имеет право защищать свое мнение, но не в общественном месте, где в конфликтной ситуации оказываются все. А автобус — это именно общественное место, где непозволительны конфликты со всех сторон, так как это напрямую влияет на общую безопасность.
Был ли у вас конфликт в автобусе?