В Архангельске наконец-то отремонтировали Северодвинский мост, конечно, все ждали открытия — работы на старейшей автотранспортной артерии, соединяющей левый и правый берег Двины, совпали с очередным проведением работ на Краснофлотском мосту, что создало серьезные неудобства. Однако ремонт завершен, и на фоне этого масштабного события мы задались простым вопросом — а что же мешает привести сегодня в нормативное состояние и Кузнечевский мост, несущая способность которого исчерпана?
Северодвинский мост наконец-то открыли
На график перехода и проезда во время ремонта Северодвинского моста жаловались горожане: писали в наших соцсетях, что он неудобный. Водители, которые уже успели проехать по отремонтированному мосту, жалуются, что стало хуже. Заместитель главы Архангельска Юрий Максимов пообещал, что эти «неудобства» уберут через 21 день: оказывается, швы так защитили, чтобы дать возможность застыть бетону. И всё же с Северодвинским мостом всё провернули оперативно — гарантия на 10 лет при финансировании в 40 миллионов рублей. Некоторые объекты такого же «возраста» не меньше заслуживают внимания властей, но ждут своего часа годами, да что там — десятилетиями.
Про судьбу Кузнечевского моста
Что, например, мешает привести в нормативное состояние такой же старый Кузнечевский мост? По планам на этот объект ответил заместитель председателя правительства Архангельской области Дмитрий Рожин:
— Мост через реку Кузнечиху, соединяющий центр Архангельска с Соломбалой, также был построен более 60 лет назад. Я считаю, что в настоящее время необходимо провести актуальное детальное обследование этого моста. Подниму этот вопрос в разговоре с представителями администрации города Архангельска, в чьем ведении находится объект, — сказал зампредседателя регионального правительства.
Значит ли это, что работы по выявлению дефектов станут причиной перекрытия? Спикер подчеркнул, что такое обследование не провести без ограничений движения автотранспорта. Тем не менее оно покажет, какие именно работы и в какие сроки должны быть выполнены на объекте. Или же речь пойдет о необходимости строительства нового моста.
Решение о строительстве нового моста через Кузнечиху еще не принято. Однако планы на работы с этим объектом нередко всплывают в повестке. В январе прошлого года планы правительства Архангельской области реконструировать мост через Кузнечиху с последующим возведением нового сооружения довольно-таки бурно обсуждались. Тогда даже проводили специальное рабочее совещание председателя правительства Алексея Алсуфьева с администрацией города.
«Были озвучены неутешительные результаты обследования: "Несущая способность сооружения исчерпана, и мост находится в предельном состоянии"»
В администрации Архангельска реконструкцию предполагали проводить в два этапа. На первом — строить временный мост и ремонтировать действующий, а на втором — после завершения реконструкции временное сооружение разобрать и перенести на вновь возведенные опоры в районе Талажского шоссе вблизи понтонной переправы и железнодорожного моста с выходом на улицу 40 лет Великой Победы.
Таким видел ход работ экс-заместитель главы Архангельска по городскому хозяйству Виталий Акишин. Кузнечевский мост планировали расширять до четырех полос, а временное строение сделать двухполосным. Затею, как водится, принялись критиковать — сначала стройте новый мост через Кузнечиху, а уж потом и делайте старый. Стулья вперед!
Цена вопроса тоже была немаленькой. Только первый этап — строительство временного объездного моста и обновление существующего мостового сооружения — оценивался в 3,5 миллиарда рублей. Определен был и инвестор: ООО «Российские объединенные капиталы», зарегистрированное в Самаре в 2015 году.
Прошел уже год, работы по реконструкции Кузнечевского моста не начались. А теперь оказывается, что нужно проводить еще одно обследование.
Проблема с большегрузами
В прошлом десятилетии единственный автомобильный мост через главную протоку Северной Двины ремонтировался не один раз, что не сказать о нулевых годах, когда крупные работы проводились лишь после прекращения трамвайного сообщения через Кузнечиху. Уже тогда говорили о чрезмерной нагрузке на мост. Собственно, трамвай в Архангельске и самоликвидировался после того, как Соломбала и правый берег лишились постоянного, установленного еще до революции по льду и временно возводимым мостам транспортного сообщения.
В 2011 году по федеральной программе «Новые дороги городов России» на Кузнечевском мосту меняли дорожное полотно. Спустя четыре года фрезеровали дорожное покрытие, укладывали выравнивающий и новый верхний слой асфальтобетона. Обновляли и спуск с моста в Соломбале.
В 2017 году — новый ремонт. Его делали для приведения асфальтобетонного покрытия в нормативное состояние, для обеспечения безопасности дорожного движения. Тогда заменили более одной тысячи квадратных метров асфальтового покрытия. Гарантийный срок на все выполненные работы составил четыре года.
В декабре 2018 года были введены ограничения для грузовиков весом свыше 9 тонн на движение по мосту с 7 до 21 часа. Максимальную скорость движения по мосту установили в 40 километров в час. Ограничения вводились до конца 2020 года, но их продлили еще на год. Тогда же случился и памятный транспортный коллапс, из-за нарушения ограничения водителями двух транспортных фур, не сумевших заехать на мост со стороны Соломбалы. В этой связи стал уместным вопрос — не является ли причиной крайней изношенности сооружения езда большегрузов, несоблюдение правил по ограничению их движения? Поможет ли реконструкция в таком случае ему устоять?
Быть может, имеет смысл установить на всем протяжении моста систему отслеживания ДТП с видеофиксацией нарушителей, что уже имеется на городских дорогах.
Таким образом, ремонт Кузнечевского моста — какие-то абстрактные на данный момент планы областного руководства. Какое решение по реконструкции будет предложено, пока что не знает никто. Однако дорогостоящий ремонт может оказаться напрасным из-за езды транспортных фур, и лет через пять мост вновь закроют.
Как бы там ни было, открытый в далеком 1956 году автомобильный мост через реку Кузнечиху ждет своего часа.