На набережной Архангельска юная северянка на электросамокате сбила пенсионерку. Женщина получила травмы, её увезла скорая. В полиции сообщают, что у девушки не было прав на управление электросамокатом, а взяла она его в прокате. На нее составили протокол. Но проблема в том, что таких бесправных водителей на набережной много — воспользоваться самокатами может любой желающий. Разбираемся, что грозит непосредственному виновнику такого ДТП и могут ли наказать прокатчика.
Столкновения на проезжей части и на тротуаре
За лето, надо сказать, это не первый случай ДТП с самокатом: ранее пьяный мужчина сбил ребенка на тротуаре — пятилетний мальчик получил ушибы. Был ли в том случае самокат арендован — неизвестно.
ДТП, которое мы разбираем, произошло вечером 17 августа недалеко от дома № 93 по Набережной Северной Двины. Пострадавшая женщина переходила дорогу возле знака, который предупреждает водителей о множестве пешеходов здесь.
— По предварительной информации, в 17:05 в зоне действия дорожного знака «Жилая зона» 17-летняя девушка допустила наезд на пешехода, женщину 1956 года рождения. Та переходила проезжую часть дороги справа налево по ходу движения транспортного средства. Пешеход получила телесные повреждения, но не была госпитализирована, — комментируют в ГИБДД.
Было возбуждено административное производство по трем статьям: за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью, за отсутствие мотошлема и за отсутствие права управления транспортным средством. Максимальный суммарный штраф за эти нарушения — 56 тысяч рублей. К ответственности будут привлечены родители девушки.
В областном МВД рассказали 29.RU, что разбирательство может коснуться и владельца самоката, взятого в аренду.
— Сотрудниками полиции проводится проверка на предмет наличия в действиях владельца транспортного средства признаков преступления, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», — пояснил руководитель пресс-службы регионального УМВД Иван Распутин.
«Девушка ругалась, материлась и смеялась»
Сын пострадавшей пенсионерки Даниил Тихонов рассказал 29.RU, что они вдвоем переходили дорогу почти в конце дома № 93 и видели, как девушка ехала возле конца следующего дома, но вдруг она оказалась рядом с ними. По его словам, они даже не ожидали, что она так быстро сможет преодолеть это расстояние.
— Мы с мамой были в зоне действия знака «Жилая зона», а на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны», движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части, — объясняет он. — Пешеходы здесь в приоритете. Но мама стояла, пропускала едущих подростков, она у меня медленно ходит. Я ушел вперед, а она решила дождаться, когда те проедут. А выйти на технически проезжую часть пришлось, потому как были припаркованы высокие машины и мы просто не могли увидеть, можно ли безопасно перейти.
Маму Даниила увезли с места происшествия на карете скорой помощь в травмпункт Первой городской больницы. Здесь ее обследовали, сделали снимки руки и диагностировали перелом плеча без смещения. Позже появились и признаки других повреждений.
— На ушиб ноги и небольшую головную боль мама не стала сразу жаловаться, потому как страдает хроническим заболеванием позвоночника и списала это на это заболевание, — комментирует Даниил. — На следующий же день ей стало несколько хуже, поднялась температура, и мы вызвали врача на дом — врач диагностировала легкое сотрясение мозга и рекомендовала несколько дней покоя. Сегодня едем на повторное обследование плеча и, возможно, будем делать КТ. Девушка же вообще несколько неадекватно себя вела и за всё время оформления происшествия даже не извинилась, да и раскаяния в случившемся не испытывала. Ругалась, материлась и смеялась.
«При движении в приоритете — пешеходы»: что говорят прокатчики
Как удалось узнать 29.RU, самокат принадлежит компании BusyFly — свои услуги они предоставляют на набережной с начала лета.
На каждом самокате прикреплена подробная инструкция по использованию, а припарковать его можно в любом месте набережной. Выезжать на проезжую часть запрещено — как только это происходит, у самоката падает скорость. Пользователю доступны три тарифа: со скоростью до 15 км/ч, до 20 км/ч и до 25 км/ч. Стоимость поездки на них — от 300 до 360 рублей за час.
Интегратор бренда BusyFly по Архангельску Алексей Переломов подтвердил 29.RU, что электросамокат, на котором произошло ДТП, действительно принадлежит их компании. Он говорит, что это первый подобный случай в их практике.
— У наших партнеров в Санкт-Петербурге и Сочи такое уже случалось, но в Архангельске — впервые, — пояснил Алексей. — Я в курсе этой ситуации и сейчас веду переговоры с юристом. Самокат действительно наш — дети взяли его покататься, не справились с управлением и сбили женщину. Вопрос сейчас решается, и мы окажем любую помощь потерпевшей. Мы пойдем навстречу, хотя пока что наша фирма не фигурирует в протоколе. ГИБДД составила его на детей, которые управляли самокатом. Знаю, что на место подъезжали их родители или опекуны.
В компании сообщили, что со своей стороны сделали шаг, чтобы сделать поездки на самокатах безопаснее, — направили дополнительное соглашение по ограничению скорости самокатов в Минтранс региона и в отдел по безопасности дорожного движения и по оснащению дорог при городской администрации.
— Соглашение определит улицы, по которым можно ездить на наших самокатах, и люди будут более ответственны, — комментирует Алексей Переломов. — Нам также помогут с парковками и с информационной поддержкой.
Хотя, считает наш собеседник, условия поездок на их самокатах и сейчас серьезно ограничены:
— Человек не может проехать по проезжей части — скорость начинает падать, а нам поступает звуковой сигнал. Зона для катаний [определена] только в пешеходных зонах в районе Набережной — от железнодорожного до Кузнечевского моста. Человек, когда берет самокат в аренду, заключает договор оферты. В правилах всё прописано: выезд на проезжую часть запрещен, при движении в приоритете — пешеходы. Это всё отражено в том соглашении, которое мы отдали на согласование.
По словам Даниила Тихонова, владельцы прокатной организации с ними не связывались:
— Я перезвонил им сам на следующий день после происшествия... Оказалось, что прокат у них возможен только с 18-ти лет, и, как мне ответили по телефону, самокат был оформлен в прокат на совсем другого человека.
«Судебная практика неоднозначная»: мнение юриста
Автоюрист Лев Воропаев говорит, что судебная практика в отношении владельцев самокатов в России пока неоднозначная, что в последние месяцы вызывает множество споров по всей стране. При этом большинство судов все-таки встают на такую позицию: транспортное средство, которое имеет мощность двигателя больше 50 ватт, относится к мотороллерам, а на него водителю нужны права категории М.
— Но, с другой стороны, есть позиция Верховного суда, которая указывает, что лицо, которое управляет самокатом, приравнивается к пешеходам, — рассуждает юрист. — Правда, в этом разъяснении суд не конкретизировал: все-таки самокат — это транспортное средство с двигателем или без него? Поэтому нижестоящие суды больше склоняются к тому, что это транспортное средство относится к мопедам, мотороллерам и на него нужны права. У меня даже в практике был случай, когда доверитель управлял самокатом в состоянии алкогольного опьянения и его привлекли к ответственности и даже лишили прав других категорий.
По словам Льва Воропаева, если в Архангельской области ГИБДД заняла подобную позицию, то им или прокуратуре нужно внести представление собственнику самокатов, чтобы представитель этой организации контролировал вопрос аренды. В том числе — не давал возможности проехать на самокате горожанам, не имеющим прав категории М и не достигшим 16 лет.
К сожалению, люди на самокатах нередко попадают в ДТП. В октябре 2020 года пожарная машина насмерть сбила 9-летнего мальчика на пешеходном переходе. В мае этого года в Северодвинске мужчина на электросамокате попал под колеса автомобиля. Он отделался травмами, но его оштрафовали за то, что был без шлема и не имел права на управление транспортным средством.
Мы также опубликовали колонку активного пользователя самоката, который рассказал, как должны вести себя самокатчики на тротуаре, чтобы элементарно соблюдать нормы этики и не нарушать правила дорожного движения.