Жители Архангельска до сих пор помнят о трагедии, которая произошла в октябре 2020 года — тогда машина МЧС насмерть сбила 9-летнего мальчика на пересечении проспекта Ломоносова и улицы Воскресенской. После этого на восьми перекрестках города изменили работу светофоров — теперь пешеходы на них никак не пересекаются с автомобилистами. Такое решение понравилось не всем: водители жалуются на долгое ожидание зеленого света, а пешеходы по привычке переходят дорогу, как и раньше. Выясняем, повлияла ли новая регулировка дорог на количество ДТП в городе.
Машины — отдельно, пешеходы — отдельно
Вот как теперь обстоят дела на перекрестке, из-за которого всё началось. Длительность зеленого сигнала для машин, едущих по улице Воскресенской, составляет 49 секунд, а для тех, что едут по проспекту Ломоносова, — 61 секунда. Интервал для пешеходов стал 19 секунд.
Регулировку движения изменили в городе на восьми перекрестках: Обводного и Урицкого, Ломоносова и Гагарина, Троицкого и Воскресенской, Троицкого и Карла Маркса, Московского и Павла Усова, Новгородского и Логинова, а также Маймаксанского шоссе с Мостовой.
Некоторые архангельские водители оценили новую работу светофоров: по их мнению, на дорогах стало меньше возможности пересечься с пешеходами, а значит, и меньше риск попасть в ДТП.
— Из всех изменений, внесенных в работу светофоров год назад, я обратил внимание на два, — вспоминает водитель из Архангельска Олег Данилов. — Во-первых, на перекрестке улицы Карла Маркса и проспекта Троицкого — там проезжать перекресток стало немного дольше. Во-вторых — на перекрестке Ломоносова и Воскресенской. По-моему, движение автомобилей там происходит примерно с той же скоростью, что и раньше. На мой взгляд, оба изменения играют положительную роль — делают пересечение перекрестка для пешеходов более безопасным.
«Стараются проскочить в последний момент»
Другие автолюбители считают, что долгое ожидание, наоборот, заставляет водителей спешить проскочить на зеленый, а это может спровоцировать новые аварии. Предприниматель и журналист Владимир Толгский уже высказывался об изменениях на Ломоносова — Воскресенской, а теперь оценил и другие перекрестки.
— Чаще всего я попадаю на перекрестки Троицкого — Воскресенской, Троицкого — Карла Маркса и Воскресенской — Ломоносова, — говорит он. — На первых двух — еще куда ни шло, но вот что касается третьего — это тушите свет, конечно. Больше полутора минут приходится стоять, если не успел на зелёный. Часто вижу, что многие водители изо всех сил стараются успеть проскочить в последний момент: начинают давить тапок в пол еще от высотки. Перспектива потерять полторы минуты не улыбается никому. Надо ли говорить, что это создает дополнительную аварийную опасность, причем с обеих сторон?
Владимир замечал подобные ситуации и с другой стороны Воскресенской — по его словам, ускоряться начинают и те, кто едет от Новгородского проспекта, а порой водители даже подрезают, перестраиваясь из левого ряда в правый, так как там разрешено ехать прямо только с правой полосы.
— Фаза на Ломоносова настроена лучше, пропускная способность там выше, — продолжает он. — Но, в общем-то, именно из-за этого и приходится стоять по 90 с лишним секунд на этом перекрестке. Пешеходам тоже несладко — 18 секунд всего на переход, причем в отсутствие диагональной разметки переходить перекресток под углом нельзя по ПДД. Людей, которые переходят по диагонали, тоже можно понять, хоть они по факту и нарушают. Только вот почти никто не успевает перейти! Я сам был очевидцем, как из-за вереницы машин, поворачивающих налево, водитель, едущий прямо, не заметил пешеходов. А так как он не стартовал на зеленый, а двигался на скорости, это могло плохо кончиться. Мое мнение: конкретно на Воскресенской — Ломоносова усложнили всем жизнь. Улучшений не видно.
«Надо чуть ли не бегом переходить дорогу»
Пешеходы действительно не очень рады изменениям на светофорах — они соглашаются, что теперь дорогу приходится перебегать наискось, нарушая правила. Кстати, еще весной в городе пообещали нанести на перекрестках специальную диагональную разметку, которая разрешает переходить перекресток по диагонали, но она так и не появилась.
— Честно говоря, очень непривычно стоять и ждать на перекрестках своей очереди, чтобы просто перейти дорогу, — делится архангелогородка Юлия. — Например, возле главпочтамта на Троицком. По сравнению с тем, как светофор работал раньше, это целая вечность. Вначале, когда всё изменилось, я даже чуть не попала под машину — просто не посмотрела на знак светофора и по старинке стала переходить дорогу, когда закончилась фаза движения у автомобилей. Кто же знал, что после этого поедут еще и с другой стороны! Ну и к тому же, после того как ждешь около минуты, затем надо чуть ли не бегом переходить дорогу наискось, иначе просто не успеешь до красного сигнала.
Инициатор нанесения специальной «зебры» депутат гордумы Александр Гревцов подтверждает, что работы так и не были выполнены:
— Введение отдельной фазы для движения пешеходов, по логике, должно сопровождаться нанесением разметки для диагонального пешеходного перехода, — объясняет он. — Обещания такие в апреле были даны, но работы не выполнены без объяснения причин. Впрочем, ничего удивительно — это стиль работы чиновников. Что касается светофоров, то хорошо, что администрация с ГИБДД не просто «раз и навсегда» изменили их режим работы, а впоследствии регулировали его, меняли длительность горения того или иного сигнала.
По словам депутата, который сам является водителем, сегодня на большинстве «модернизированных» перекрестков режимы работы соответствуют потребностям и пешеходов, и автомобилистов. А если в часы пик и появляются затруднения, то уже не такие серьезные, как раньше.
— Единственное, что пока вызывает вопросы, — это перекрёсток Логинова — Новгородский, — говорит Гревцов. — Всё-таки введение отдельной пешеходной фазы на перекрестках, где одна из дорог имеет разделительную полосу, не совсем правильное решение. Люди не могут перейти перекресток по диагонали, а фаза красного сигнала для всех участников дорожного движения довольно продолжительна. Поэтому на данном перекрестке я бы вернулся к прежней схеме работы светофоров. Но опять же делать это нужно осторожно, чтобы не навредить.
«Для безопасности нет панацеи»
Несмотря на неудобства для водителей и пешеходов, в областной ГИБДД сообщают, что за год ситуация по ДТП в Архангельске изменилась в лучшую сторону.
— По данным автоматизированной информационно-управляющей системы Госавтоинспекции, за девять месяцев 2021 года на указанных перекрестках не было зарегистрировано ДТП из-за нарушений ПДД водителями, связанных с наездами на пешеходов на пешеходных переходах. В аналогичный период 2020 года было зарегистрировано два ДТП, в которых погиб один человек и один травмирован — в этом случае ДТП произошло из-за нарушения правил проезда пешеходного перехода водителями транспортных средств, — резюмирует начальник управления ГИБДД по Архангельской области Сергей Пожарский.
Практика этого года, по информации полиции, показала, что после изменения регулировки перекрестков на дорогах Архангельска не было осложнений, в том числе связанных с образованием пробок. Общее количество ДТП в городе тоже стало меньше. За девять месяцев 2021 года было зарегистрировано 156 ДТП — это меньше на 45% по сравнению с таким же периодом 2020 года. Например, на пешеходных переходах произошло 24 ДТП, а 2020-м — 45.
«Если бы светофор работал, как сейчас, — не было бы гибели»
Директор ООО «Автодорожный консалтинг» Елена Сваткова считает, что хоть и не всем теперь удобно переходить и проезжать перекресток, цель была достигнута — теперь риск наезда на пешеходов стал меньше.
— Для безопасности никогда нет какой-то панацеи, любое решение — это компромисс, — объясняет она. — Мы делаем акцент в эту сторону и уменьшаем пропускную способность дорожной сети. Всё зависит от того, какие цели общество ставит в первую очередь, а в данном случае у нас все-таки стояла главной целью безопасность. Поэтому сейчас стоять на перекрестках мучительно. Гибель мальчика на перекрестке Воскресенской — Ломоносова послужила сигналом — если бы там работал светофор, как сейчас, этого бы не случилось.
По словам Елены Сватковой, еще лучше на дорогах города стало бы, если бы на перекрестках появились светофоры с датчиками, которые бы реагировали на увеличение потоков машин и людей.
— Когда технологии по уличному регулированию достигают более совершенного уровня, тогда светофоры начинают работать в таком режиме: они видят, что накопился поток машин с одной стороны и включают ему более продолжительную зеленую фазу. И наоборот, сокращают там, где нет потока. Мы еще до этого не дожили, а вот в Финляндии, например, такие светофоры есть. Но думаю, что и мы до этого дойдем, и сегодняшние неудобства уменьшатся. Нам нужно более оперативно работать с перекрестками — для этого у нас должен быть свой центр управления. Мы сейчас на не очень хорошем уровне развития, когда поневоле было принято решение в пользу безопасности. Нужно двигаться дальше — а для этого нужны свои специалисты. И, конечно, культурные водители.
Напомним, смертельное ДТП с девятилетним Мишей Батуриным произошло в Архангельске 13 октября 2020 года. В момент столкновения с пожарной машиной он проезжал по «зебре» на самокате на зеленый сигнал светофора. Чуть позже он скончался в карете скорой помощи. В МЧС ситуацию прокомментировали в тот же день, пообещав разобраться во всех обстоятельствах, и принесли соболезнования родителям погибшего. Жители города приносили цветы и игрушки на место трагедии. Происшествие попало на видеозапись камер наблюдения.
Мы просили автоэкспертов проанализировать ситуацию, а также подробнее рассказать о возможном наказании для водителя пожарной машины. Позже суд вынес приговор Александру Камышеву — водителю пожарной машины, под колесами которой погиб мальчик. Его приговорили к двум годам в колонии-поселении. А МЧС должны были выплатить 5 миллионов рублей семье погибшего.