В Архангельске собирают на лечение жертве ДТП — столкнулись сразу четыре иномарки, отечественная легковушка и рейсовый автобус МАЗ. Один человек погиб. Водителя, выехавшего на встречку, отправили под домашний арест. В Северодвинске школьницу сбили прямо на пешеходном переходе, и это один из четырех случаев за последнее время. Куда спешат наши водители, почему рискуют бегущие на красный, что с нашей культурой на дорогах — есть ли она вообще? Об этом как отец и как пешеход рассуждает северодвинец Игорь Фролов.
На мой взгляд, безопасность складывается из нескольких критериев: культуры водителя, культуры пешехода и качества технического обслуживания дороги. И обобщать, кто из всех больше виноват, наверно, неправильно — каждое ДТП требует индивидуального разбора. То есть очевидно, что многое зависит от поведения водителя и пешехода, но плохое состояние дороги или освещение тоже могут создать риски.
В целом меня устраивает качество и количество пешеходных переходов у нас в Северодвинске, хотя есть конечно, к чему стремиться. «Технические» проблемы для меня, пешехода, возникают в межсезонье, когда на светофорах разливаются огромные лужи и ты невольно концентрируешься на их преодолении, а не на безопасности движения. Всегда нужно быть внимательным, а в такие моменты — особенно.
Да, большинство ДТП — трагическое стечение ряда обстоятельств, пешеход не убедился в безопасности перехода, а водитель отвлекся, превысил скорость и так далее. И если посмотреть тематические паблики или новости с комментариями, то пользователи часто, анализируя причины, ставят акценты на улучшении освещенности пешеходных переходов, на установке светофоров, и редко кто задается вопросом воспитания и просвещения.
«Люди ищут причины ДТП, но не обсуждают, как вести себя на дороге с учетом уважения друг к другу»
И я говорю сейчас не о правилах, — это дают с садика, со школы. Я говорю про культуру.
Ситуация, произошедшая со мной — пример. Перехожу дорогу, передо мной останавливается машина, и я вижу, что по второй полосе несется другая. Стою. Водитель, который остановился, начинает мне сигналить, мол, иди. И в этот момент как раз проносится та самая машина. Если бы на моем месте был ребенок или просто человек в спешке, он бы испугался сигнала и рванул прямо под колёса. Была бы трагедия. А всё из-за того, что водитель посчитал пешехода «тормозом».
У меня восьмилетняя дочь, и я при любой возможности — на прогулке или когда забираю из школы — пытаюсь ей напоминать, что дорога — это опасно, но только если ты невнимательна. Всегда нужно смотреть по сторонам и думать своей головой.
Мне кажется, это важный психологический момент.
Очень многих детей «запугивают», и это до добра не доводит. Дети начинают паниковать на дороге, перебегать: быстрей бы выйти из этой зоны дискомфорта и страха! А ведь нет ничего хуже, чем паника, которая порождает хаотичные действия и ухудшает ситуацию.
Второй момент, который я ей объясняю: не надо переживать, что подумают о тебе другие. Пусть водитель ругается, что ты «тормоз», зато ты не попадешь в беду. Пусть кто-то впереди пошел на красный, ты — не идешь. Однажды перед нами старушка перешла дорогу в неположенном месте, дочь спросила: «Как так нельзя — бабулечка же там переходила»? Приходилось объяснять, что возраст — не обязательно показатель ума.
Кстати, однажды я не выдержал и поинтересовался у одной такой бабушки, почему не по зебре переходит, тут ж всего метров 20. На что получил ответ: «Я здесь уже 50 лет хожу». Ну что ж... К сожалению, всё меняется, и из лесной тропинки выросла уже четырехполосная дорога — и нужно как-то адаптироваться, а не рисковать из-за привычек.
Ещё одно мое наблюдение, замечал такое у своих же знакомых — «на переходе я царь и бог, пру напролом, а водитель обязан остановиться». ДТП случаются и на зебре, и на светофоре, и порой пешеход прав... Но важнее, чтобы был жив.
Так есть ли культура? Не страх, не принципы, не справочник ПДД в голове, а именно культура?
А плохое содержание дорог — это дополнительный груз к и без того сложной ситуации, когда люди не думают друг о друге. Года два назад, в начале зимы, был гололед. Я переходил дорогу, пересек одну полосу и вижу — едет в метрах 30 машина. Пытается тормозить, а скорость не снижается, причем водитель делает вроде как всё по уму. При блокировке колес отпускает тормоз, но автомобиль не останавливается! Так и проскользил мимо советский автопром, и в глазах водителя я считал ужас. Как же ему и мне повезло, что я был не в наушниках, не в капюшоне и что не шел как паровоз, как царь, напролом.
А после такого хочется уже и к власти обратиться — дороги-то чего не чищены, песком не посыпаны? Они тогда еще опаснее, с водителями-гонщиками и пешеходами-царями.
Согласны с автором?