Уже завтра 1 февраля. Это значит, что в Архангельске стартует реформа общественного транспорта. Правда, не в полном объеме и на месяц позже, чем планировалось. Новые автобусы от московского перевозчика запустят лишь на 13 маршрутах, на остальных будут всё те же старые пазики. Мы собрали недавние комментарии главы города Дмитрия Морева про трудности в сфере автобусных перевозок и их решение. Градоначальник также ответил, кто виноват в неудачах с реализацией реформы и какое наказание понесет.
Про заправку, из-за которой отложили старт реформы
Изначально новые автобусы должны были выйти на маршруты 1 января. В конце декабря в городской администрации сообщили, что газозаправочная станция будет запущена позднее — из-за санкций поставщики не успели доставить программное обеспечение. Тогда Дмитрий Морев заверил, что еще месяца на подготовку точно хватит.
— Нами уже продуман весь план действий для того, чтобы объявить конкурсные процедуры на январь, выбрать перевозчиков по всем маршрутам, чтобы с 1 января жители города не почувствовали каких-то проблем с автобусным обслуживанием. С учетом того, что газовая заправка будет введена в эксплуатацию только 25 января, то этот месяц — январь — нам позволит еще более четко подготовиться, и с 1 февраля долгожданная транспортная реформа у нас стартует в полном объеме, — сказал глава Архангельска.
Про то, в чем уверен и не уверен
После этого в прямом эфире у градоначальника спросили, уверен ли он на 100%, что 1 февраля на городские маршруты выйдут все 215 низкопольных автобусов. Он ответил, что полностью уверен только в самом себе.
— Я думаю, что на 100% мы можем быть уверены только каждый сам в себе. Вот обращаюсь к тому человеку, который задал этот вопрос: я на 100% уверен только в самом себе. Но тем не менее та большая работа, которая нами проводится, и те контрольные мероприятия, которые мы также выполняем, позволяют нам сделать обоснованный вывод о том, что 1 февраля 2023 года транспортная реформа должна стартовать, — ответил на вопрос Дмитрий Морев.
Накануне в администрации Архангельска прошел штаб по транспортной реформе. На нем было озвучено, что у «Рико» есть лишь 130 автобусов из 215. Остальные не поставил завод-производитель.
Про перевозчика, который еще не начал работать, а штраф уже есть
Морев поручил рассчитать штраф, который выставят «Рико» за нарушения по контракту.
— Штрафные санкции, которые предусмотрены контрактом, достаточно существенны, мы их обязательно применим. Точную сумму я не назову. Я понимаю, что она исчисляется в миллионах рублей. Те суммы, которые у нас были заложены в бюджете на работу [«Рико»] в январе и феврале, не будут выплачены по тем маршрутам, которые он не обслуживает, — рассказал Дмитрий Морев.
Почему «календарь неудач» — не причина прощаться
А после этого стало известно, что автобусы выйдут не на все маршруты.
Глава города ответил на вопрос 29.RU, почему после всех сложностей контракт с перевозчиком не расторгнут.
— Наша задача — реализовать транспортную реформу, а не наказывать кого-то огульно. Мы накажем компанию «Рико» штрафными финансовыми санкциями. Но это не сверхзадача. Наша первая задача — транспортная реформа, — сказал Морев.
Кто виноват, что столько жалоб
На совещании Дмитрий Морев жестко раскритиковал работу начальника отдела транспорта и связи Дмитрия Антонова. Он отметил, что в январе от горожан поступило 743 жалобы на качество автобусных перевозок — больше, чем по всем остальным сферам.
— И я не вижу адекватной реакции от отдела транспорта. Инциденты сыплются, сыплются, сыплются. Ощущение, что мы, как наблюдатели, статисты, лишь фиксируем эти жалобы, но ничего не предпринимаем, — сказал градоначальник.
«Сколько я работаю в городской администрации, мне кажется, переходный период в общественном транспорте столько и длится»
— Я помню историю с ковидом, с пандемией. Да, всё было понятно. Экипажи болеют, они тоже люди. Потом пандемия закончилась, 22-й год начался, я особых изменений не заметил. Да, были у нас периоды, когда вроде бы графики соблюдались, более 92% на линии. Но я помню месяцы и недели, когда у нас это количество существенно не совпадало. А по некоторым маршрутам выходило всего лишь 50–60% автобусов на линии. Такая средняя температура по больнице, которая конкретных людей, которые живут на определенных маршрутах, совершенно не устраивает.
В своем выговоре Морев также представил худший расклад, который грозит начальнику отдела транспорта и связи:
— С таким подходом нам транспортная реформа не поможет. Если мы не будем контролировать в должной мере перевозчиков, то будут хоть новые перевозчики, хоть новые автобусы, с таким подходом всё будет продолжаться точно так же. Я работой вашей крайне не удовлетворен. С таким подходом у нас есть риск завалить транспортную реформу. Не просто завалить, а просто люди не ощутят тех преимуществ, ради которых мы все старались. Я вам рекомендую подумать о перспективах своей дальнейшей работы.
Что еще прочитать о транспортной реформе в Архангельске
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.