С 1 марта автобусная реформа в Архангельске заработала на полную — новые автобусы вышли на оставшуюся часть маршрутов, заменив пазики. Всё изменилось не только для пассажиров, но и для людей, которые годами занимались этим бизнесом, — они были вынуждены уступить дорогу москвичам. Местные водители и кондукторы могли устроиться на работу к новому перевозчику, но пошли на это не все. Ирина Полевая 20 лет отработала кондуктором и ушла из профессии в никуда — с другим начальством она работать не хочет. Мы пообщались с ней в ее последнюю смену на маршруте № 1 и узнали, что она думает о переменах в сфере перевозок и какими запомнила свои трудовые будни.
Как стала кондуктором
Мы встретились с Ириной Полевой в последний день зимы — уже с 1 марта на ее маршрут вышли новые автобусы. Последняя смена началась для Ирины как обычно: 36-летняя северянка надела салатовую жилетку и приступила к работе, которую не меняла вот уже 20 лет.
Ирина пошла работать кондуктором сразу после школы, когда ей было 16. В профессии, можно сказать, нашла свое призвание, быстро привыкла к ритму и условиям, а стабильный заработок помог встать на ноги уже во взрослой жизни.
— Учиться я не пошла, думала, год поработаю, потом [поступлю], но не получилось. В итоге затянуло, потом ребенок и так далее. Семья, дети, кредиты, ипотеки... — пожимает плечами кондуктор.
Сначала девушка работала на маршруте 5э, который уже давненько убрали. Затем устроилась кондуктором на «единичку».
— Раньше не попасть было сюда, работали одни и те же люди. Ждала года четыре. Здесь проще: на «пятерке» приходилось рано начинать и поздно заканчивать, а тут самый удобный график, — объясняет Ирина.
Ее смена длится всегда с семи до семи.
«Очень жалко»: что думает о транспортной реформе
Настроение в последнюю смену у нашей собеседницы было рабочее. То, что фирма «Рико» зайдет на все маршруты, стало известно еще осенью и не было неожиданностью. Но, как признается Ирина Полевая, чувство обиды осталось до сих пор.
— Жалко, очень жалко. Наш начальник нас никогда не обижал, на уступки шел, платил хорошо. Даже когда коронавирус был, не было такого, что «Нет денег». 1 февраля было 25 лет нашему маршруту, все 13 лет работал один коллектив, очень дружный, иногда менялась парочка людей, и всё.
«И одним махом всё забрали»
Ирина принципиально не хочет устраиваться на работу к новому перевозчику. Она считает, что низкопольные автобусы могли бы закупить и местные предприниматели, если бы им дали на это больше времени.
— Перевозчиков могли и старых оставить. Они могли бы сделать то же самое: купили бы эти автобусы, надели белые рубашки... Просто надо было их предупредить в свое время. А что ты успеешь за два-три месяца? Это же немаленькие деньги, а автобусов много.
Как говорит кондуктор, многие местные перевозчики уже продали свои автобусы, в том числе и ее работодатель. А некоторые предприниматели из других городов, по ее словам, даже специально приехали в Архангельск, чтобы посмотреть на наши пазики.
— С Барнаула приехал перевозчик. Он смотрел автобусы: 4-й маршрут, 60-й. Он всё купил. Им пока пазики нужны, у них они ездят. Я лично спрашивала, почему не купили где-нибудь ближе, он говорит, там ценники выше, здесь дешевле.
При этом Ирина Полевая считает, что пазики удобнее новых автобусов как для пассажиров, так и для кондукторов.
— Кто-то нахваливает те автобусы, кто-то эти. Сколько людей, столько и мнений. Мое мнение, что пазики комфортнее: проход больше, сидячих мест больше, ступенек нет этих в салонах, полы не скользкие. Это только кажется, что кондукторам в них тесно. И они везде проедут, где надо, в отличие от большого автобуса. Всякие случаи бывали: объезды пробок, например, во дворах мы проезжали.
Какие в Архангельске пассажиры
За 20 лет Ирина Полевая уже привыкла к своей работе и полюбила ее. Она спокойно относится к давке в автобусе в часы пик, а также к капризным пассажирам, которые могут и оскорбить.
— Пассажиры вредные бывают, обзывают, если что-нибудь не по-их, начнешь с ними ругаться, они начинают матами и всяко-разно. Особенно бабушки. Вы не думайте, что бабушки милые такие, нет. Приходится как-то с ними бороться, идти на уступки.
«Они вредничают: место не уступили, там не так прошла, там денежку взяла, могла бы и бесплатно провести»
Кондуктор также вспоминает, что практически ежедневно ей приходилось выгонять из автобуса нетрезвых пассажиров и следить, чтобы не было безбилетников.
— Каждый день хоть раз такой случай есть, естественно. Пьяные, зайцы, как говорится. Выгоняешь, говоришь: «Выходим, или автобус не поедет». Бывало, что и кричала. Некоторые еще в руках держат [деньги], чтобы не отняла, и стоят, в окошечко отвернутся. Приходится выпрашивать, — говорит она.
При этом детей, которые не могли оплатить проезд, Ирина ни разу не просила выйти на ближайшей остановке. Но она считает, что школьник школьнику рознь, и в каких-то случаях кондукторы не могут поступить иначе.
— Какого-нибудь пацана лет 16, который сидит там с энергетиком, и ты должна меня везти, думаю, я бы тоже выгнала. А бывает, школьник, первый, второй, третий класс стоит с чипсами — денежек нет. Ладно, езжай. Не выгоняем. Дети, которые постоянно ездят, уже и бесплатно везешь, как своих.
Наша собеседница добавила, что ей чаще встречались приятные люди, а некоторые пассажиры и вовсе уже стали хорошими знакомыми.
— Есть постоянные, с нами ездят по несколько лет. Их даже, бывает, в долг везешь.
— И всегда возвращают?
— Да, честных много. Больше скажу, бывает, и во «ВКонтакте» ищем друг друга. И даже, бывает, звонят, телефонами обмениваемся.
Дальше — неизвестность
Ирина Полевая пока не знает, кем пойдет работать, и планирует отдохнуть какое-то время. С мужем северянка воспитывает 14-летнего сына, и половина семейного бюджета была на ней, поэтому она понимает, что рано или поздно всё равно придется искать новый заработок.
— В любом случае найду работу какую-нибудь, сидеть-то дома не буду. Отдохну немножко и найду — вариантов всегда много. Но карьера кондуктора закончена.
Наша собеседница также отметила, что многие ее коллеги поступили иначе и устроились на работу к новому перевозчику. Их выбор она не осуждает:
— Люди всю жизнь баранки крутили, билеты отрывали. Они уже пошли от безысходности, потому что работать-то надо, деньги зарабатывать.
Отметим, что с началом транспортной реформы в городе наблюдается нехватка кондукторов и на некоторых автобусных маршрутах оплата проезда происходит водителям. Глава Архангельска Дмитрий Морев ответил, могут ли в автобусах отказаться от кондукторов.