Архангельская область в очередной раз заняла последнее место в рейтинге дорог по стране. Для некоторых водителей понятие «дорога» — очень условное, можно сказать — размытое. Скорее направление из точки А в точку Б, чем часть инфраструктуры. Регион большой, многие поселения удалены от областного центра, порой путь в район — это опасное испытание. Одни северяне преодолевают его с юмором, другие ругают власть. Мы собрали аргументы жителей области, а также выслушали администрацию, — оказывается, решить проблему в короткие сроки не так-то просто и у этого есть причины. А еще у власти есть планы по ремонту некоторых дорог в ближайшие годы. Подробнее о проблеме с разных сторон — в этом материале.
Что говорят жители Поморья
Мы запустили в социальных сетях опрос «Какая дорога в Архангельской области самая плохая и почему?» Там, кроме ироничных жалоб на центральные проспекты Архангельска, было озвучено много действительно важных направлений. Среди них маршруты на: Онегу, Каргополь, Мезень, Вельск, Верхнюю Тойму, Выю и Пудож. Подытоживает этот список комментариев банальная, но, кажется, правдивая фраза — «Плохие дороги у нас — везде!»
Про масштаб проблемы заявил в шуточном видео наш земляк Роман Крапивин, он показал разруху на маршруте Архангельск — Мезень. В плачевном состоянии дорог он обвиняет птеродактилей из пинежских пещер.
Этот народный юмор — идеальный пример защитной реакции. Видимо, только так можно не сойти с ума в мире, где до ближайшей больницы приходится добираться на вертолете, а продукты и лекарства заказывают у знакомых, ведь другими способами их просто не добыть.
Подметили наши читатели и менее острую, но всё же важную проблему — плохие дороги бьют по привлекательности региона.
— Кроме М-8, ни в какую сторону не проехать. О каком развитии туризма говорить? — задает риторический вопрос читательница 29.RU Татьяна Боговая.
Вопрос резонный: совсем недавно мы рассказывали о том, какие туристические направления собираются развивать в Архангельской области. Многие из них завязаны на красоте природы и удаленных от областного центра территориях. Неужели туристов собираются возить по дорогам, от которых в шоке даже закаленные дальнобойщики?
— Мой муж — дальнобойщик, и поездив с ним по всей матушке России, каких только дорог не насмотрелась, — делится опытом еще одна наша читательница Кристина Меленьтева. — Но!
«Поехав на обычной маршрутке к маме в Лешуконское, мы от такой дороги «прикурили». Вот это жесть!»
Почему всё так плохо? Ответ власти
Рейтинг, о котором мы уже сказали выше, как видите, иллюстрируют реплики реальных северян и их фото из пути.
По официальным данным, на начало 2023 года в нормативном состоянии находится всего 13% общего числа дорог области. С прошлого года показатели улучшились на 3%, однако этого все равно не хватает, чтобы нагнать предпоследнюю в рейтинге Кировскую область. У нее 25%.
Почему же мы так сильно отстаем от всех регионов? Когда мы задали власти такой вопрос, то получили просто огромный ответ с причинами. Если коротко, то власти Архангельской области объясняют это так:
у нас мало федеральных дорог и много местных;
деньги долгое время выделялись на строительство новых дорог, а на ремонт старых — нет;
старые дороги не рассчитаны на современные нагрузки;
стоимость ремонта дорог в нашей области выше, чем в среднем по России;
действующая администрация вынуждена работать с дорогами, которые не ремонтировали много лет.
деньги долгое время выделялись на строительство новых дорог, а на ремонт старых — нет;
При этом, по данным областной администрации, за 2022 год на содержание всей сети автомобильных дорог регионального значения протяженностью 7344 км потратили 2 891,1 млн рублей. В этом году запланированный на эти же цели бюджет составляет 3 007,1 млн рублей.
Выходит, что содержание одного километра дорог в Архангельской области стоит примерно 400 тысяч рублей.
В администрации также подчеркивают, что вместе с региональными и муниципальными заказчиками ведется работа по привлечению дополнительных источников финансирования на дорожную деятельность.
Сегодня одна из возможностей решить проблему с бездорожьем — национального проекта «Безопасные качественные дороги». По актуальным данным, в рамках этого проекта проделали укладку асфальтобетонного покрытия на 14-километровом участке региональной автомобильной дороги Усть-Вага — Ядриха. Общая сумма инвестиций составила 770 млн рублей.
— Финансирование направляется в целом на региональные автомобильные дороги в границах района, исходя из необходимых объемов для обеспечения проезда по той или иной дороге. Кроме того, направление объемов средств может меняться из-за погодных условий: неблагоприятное прохождение паводка, большое количество осадков и прочее, — объясняют в администрации.
Неужели большинству дорог Архангельской области в ближайшее время суждено остаться «направлениями»? Говорить о глобальных изменениях не стоит хотя бы потому, что бюджет Архангельской области на 2023 год — дефицитный.
Доходы региона составляют 126,4 млрд рублей, а расходы — 142,5 млрд. На 1 июля 2023 года госдолг Архангельской области 53,478 миллиарда рублей. В его структуре 94,4% занимают бюджетные кредиты.
На что рассчитывать в ближайшие годы
Однако при этом в администрации сообщают, что темпы работ наращиваются, и даже обращаются к позитивному рейтингу:
— В 2022 году Архангельская область вошла в пятерку лучших регионов России по реализации национального проекта, было приведено в нормативное состояние в общей сложности 400 км дорог общего пользования (федеральных, региональных, местных), и область не собирается останавливаться на достигнутом.
За высокие результаты, достигнутые в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», Поморье впервые удостоено специальной отраслевой награды «Золотой каток».
Мы спросили в администрации, какие крупные работы будут проводиться на дорогах Архангельской области в ближайшие годы. Составили карту приоритетных направлений на основе их ответа.
Итак, в приоритете у власти сейчас:
направление на Онегу. К 2026–2027 году всё направление обещают «одеть» в асфальтобетон;
направление на Мезень. К 2025 году обещают «одеть» в асфальт всю дорогу до Белогорского, и привести в нормативное состояние все оставшиеся участки дороги до Мезени;
направление Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож. К концу 2023 обещают привести в нормативное состояние все участки дороги до Каргополя.
Также в 2023 году проводится ремонт на направлениях Коноша — Вельск (10,7 км), Коноша — Няндома (22,4 км), М-8 Холмогоры — Котлас, Карпогоры — Сосновка — Нюхча — граница с Республикой Коми, Двинской — Белореченский, Костылево — Тарногский Городок, Вельск — Аргуновский, Ширша — Ширшинский, подъезд к с. Холмогоры, Ватса — Дурницыно — Козьмино.
Увы, бездорожье в Архангельской области — многолетняя проблема, требующая особого внимания власти, решить которую в скорые сроки нереально. Это объясняется и особенностями региона, и необходимостью вложения огромных средств, и, видимо, во многом зависит от заинтересованности чиновников, отвечающих за безопасность и комфорт на дорогах, а также туристическую и инвестиционную привлекательность региона.