Отпуск в Арктике только на первый взгляд звучит как оксюморон. Суровый арктический климат скорее просто меняет представления о туризме: вместо лежания в шезлонге у моря предлагается экстрим в северных локациях, а вместо отелей — маленькие домики на лоне природы. Рассказываем, каким досугом сегодня привлекают туристов в районах Арктической зоны РФ и что из этого уже подхватило Поморье и развивает у себя.
Каковы туристические тренды в Арктике?
Такой вопрос подняли на днях на дискуссии об экологическом туризме в Арктике (проходила на форуме «Арктика — регионы». — Прим. ред.). Представители туристической сферы из Архангельской области, а также гости-эксперты рассуждали о том, чего хочет современный «человек отдыхающий» и за какими впечатлениями он готов ехать в Арктические зоны.
В Арктическую зону РФ входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), города Норильска, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области. Кроме того, к российской арктической зоне относится часть островов и архипелагов Северного Ледовитого океана.
Несколько примеров привел член общественного совета при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Леонид Агафонов. На инфографике мы представили перечисленные им направления, которые уже привлекают и хорошо продаются туристам. А ниже расскажем о самых интересных из них подробнее.
Сезонный туризм — это по-своему уникальные предложения, потому что опробовать их можно лишь несколько месяцев в году. Пример, который привел Леонид, — ледовая станция «Боро-Боро» на Байкале. Она работает, пока на озере есть лед, и выполняет функции своеобразной поддержки туристов, которые приехали насладиться красотами Байкала, но не хотят лишаться комфорта: на станции есть зоны для еды, отдыха, свои туалеты. Но там есть и интерактивные программы для гостей: можно увидеть тюльпаны, выращенные на льду, или, к примеру, побывать в тоннеле, где слышен гул и треск озера.
Арктика, подчеркивает спикер, — территория активного отдыха, поэтому многие туристические проекты там завязаны на подвижных и даже экстремальных форматах. Так, туроператор «Прохладный Север» в Мурманской области делает туры на багги и снегоходах с остановкой в юрте у Баренцева моря. Более экстремальный вариант предлагают в Норильске: там учат плавать в холодной воде и даже проводят чемпионаты по экстремальному плаванию.
Акцента на холоде в арктическом туризме, отметил Леонид Агафонов, трудно избежать, но часто он используется в качестве маркетингового хода, который по приезде позволяет пробудить в гостях более глубокий интерес к местности. Пример тому — туры в село Оймякон в Якутии.
— Там температура может опускаться до -70 градусов, село считается полюсом холода, оно доступно, туда возят и зимой, когда этой температурой можно насладиться и даже искупаться там в реке, которая не замерзает при этой температуре. Летом тоже есть программы. Но холод — это маркетинг, суть этих программ — культурный опыт: посмотреть на то, как живут люди в этих обстоятельствах, познакомиться с их культурой, с тем, что их окружает, — рассказал Леонид Агафонов.
Еще одно направление, которое может «зайти» и в Поморье, — промышленный туризм, считает спикер:
— В Арктике он по многим параметрах опережает промышленный туризм на материке. Так, в Норильске вы можете пойти на экскурсию в шахту. Там, конечно, надо за некоторое время попасть в списки и согласоваться по требованиям безопасности, при входе в шахту вас попросят также подуть в трубочку, но это не отменяет того, что вы получите совершенно уникальный опыт.
От домиков до сельского туризма: что у нас уже есть
Туристические проекты, которые развиваются в Поморье прямо сейчас, можно сказать, уже вписываются в арктические тренды. Об актуальных для Архангельской области направлениях 29.RU спросили заместителя главы Минкульта Поморья по вопросам туризма Анну Тютрину.
— У нас развивается автомобильный туризм, детский и семейный, экстремальный туризм на природе. Для людей, которые хотят побывать вдали от суеты, появляются предложения, оздоровительный туризм сейчас в топе, гастрономический туризм вообще для каждого «заходит», — отметила собеседница издания.
Она пояснила, что в большинстве случаев, несмотря на разнообразие предложений, люди всё же желают получить от путешествия возможности отключиться от суеты будней и расслабиться. О многих из туристических практик, которые сегодня на слуху в Поморье, 29.RU уже писали. Расскажем о тех, что вписываются в тренды.
Так, в 2020 году, когда планы на привычные отпуска перечеркнул ковид, появились «Тайники Севера». Предприниматель Филипп Лысов открыл тогда несколько домиков в лесах и у берегов реки, где люди могли провести время наедине с природой, вдали от суеты — добраться до некоторых из них зимой возможно только на снегоходах. Вот вам и экстрим!
Северянам такой способ провести время приглянулся. Сегодня у авторов проекта уже 14 таких домиков и планы масштабировать бизнес: к примеру, создать туристический комплекс на острове Вознесенье, а также наладить производство модулей для глэмпинга — комплектов, которые компании туристов смогут самостоятельно собрать и поставить там, где им самим хотелось бы отдохнуть
Глэмпинг — одна из разновидностей экотуризма. Представляют собой шатры или домики, расположенные на природе.
Подробно о том, как начинался этот туристический проект, мы рассказывали в отдельном тексте.
Еще один трендовый турпродукт, который можно испробовать, даже не выезжая за пределы Архангельска, — гастрономический проект «Север в сердце». Его авторы во главе с шеф-поваром Андреем Аникиевым привлекают внимание к Северу через локальную кухню: они ездят в гастрономические экспедиции по Архангельской области и изучают кулинарный опыт северян. Итогом этой работы должна стать книга «Север в сердце: от традиций к современности». Задача команды проекта также создать изысканные блюда, привлекающие туристов, на основе традиционных рецептов — попробовать их можно в ресторанах города.
У самого Андрея Аникиева интересный профессиональный опыт: прежде чем заняться северным гастрономическим проектом, он успел поработать во Франции. Он был одним из трех шеф-поваров в мишленовском ресторане Pure & V, который находится в Ницце. Владелица и сомелье заведения нашла Андрея в соцсетях и пригласила продемонстрировать таланты на французской кухне. Об этом опыте он уже рассказывал 29.RU.
Своеобразный пример этнокультурного туризма для всей семьи — «Фермерская слобода» в деревне Левковка под Архангельском. Сельский турбизнес развивает уже шесть лет Владимир Будейкин. В слободе можно узнать, как устроено современное фермерство на Севере, и просто понаблюдать за миром коз, кроликов (у них так практически своя деревушка), кошек, собак, живущих здесь. Кстати, недавно на ферме появилась и экзотика — здесь поселился африканский страус Гоша.
У Владимира Будейкина мы узнали, почему прием туристов, по его мнению, — лучший способ выживания и развития для небольших ферм сегодня.
Не можем не упомянуть и о еще одном направлении, которое для Поморья пока остается неосвоенным. Речь о северном сиянии. Несмотря на то, что в Сети можно найти массу удивительной красоты снимков с этим явлением, сделанных именно у нас, «охота» за сиянием развивается в соседней Мурманской области. Недавно мы попытались разобраться, почему так происходит.
Каких туристических направлений вам не хватает в Архангельской области?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.