26 января воскресенье
СЕЙЧАС -24°С

Блюдечки озёр и встречные самолёты: архангельский лётчик фотографирует мир прямо из кабины пилота

Больше всего он любит снимать российские просторы

Поделиться

Владимир Гомзин — командир «Боинга»

Владимир Гомзин — командир «Боинга»

Командир «Боинга» Владимир Гомзин делает так, чтобы мир из кабины пилота видел не только он, но и люди, не причастные к авиации. Лётчик снимает живописные ландшафты и встречные самолёты — это его хобби, которое выросло из большой любви к фотографии как таковой. Этой осенью прошла его первая выставка — в северодвинском краеведческом музее.

Дядин «Любитель-2» и первое селфи

Стоило лишь взять в руки фотоаппарат, как Владимиру не захотелось с ним расставаться. Но пришлось — заветный «Любитель-2» принадлежал его дяде. Вместе они проявили плёнку, племяннику объяснил, как это делается. Позднее у мальчика все-таки появилась «мыльница» — мама подарила сыну-семикласснику «Смену-8».

Игра теней и света в облаках

Игра теней и света в облаках

— С тех пор все время с фотоаппаратом. Одноклассники, цветочки, село родное, потом училище, однокурсники, те же полёты, — вспоминает он.

Владимир родился в ярославской деревне, сейчас это село Кукобой. Оно знаменито тем, что его признали родиной Бабы-Яги в 2004 году. Когда ему было шесть лет, семья переехала в село. После школы Владимир Гозмин поступил в Сасовское лётное училище.

— Полёты начал фотографировать в училище. У меня первое селфи было, когда в 1975 году прыгали с парашютом. «Смену-8» взял с собой, спрятал под запаску. Раньше костюмы спортивные были все на резиночке, вот под эту резиночку положил, чтобы никто не видел. Повис на лямках, два купола — один сверху, другой снизу, четыре лямки по бокам — и снимаю. То же самое — во время первого самостоятельного полёта на Як-18. Летят два курсанта, фотоаппарат дал, мне сфотографировали. Оттуда и пошло, — рассказывает Владимир.

Владимир Гомзин на своей первой выставке

Владимир Гомзин на своей первой выставке

У него сохранилось два фотоальбома времен учебы в Сасовском. Но на деле фотографий было больше. Просто, как говорит Владимир, он сапожник без сапог. Наснимает да и раздаст потом друзьям и знакомым. После окончания училища в 1977 году он приехал работать в Архангельск.

— Мы могли сами выбирать, куда поехать. У нас вариантов было два: либо домой, либо к чёрту на куличики. В Ярославле только Ан-2 были, а мы были первыми выпускниками училища на Ан-24. В Москву не хотел, да и туда не попадал. Ближайший город, где были Ан-24, — Архангельск. Прямая ветка железной дороги, ночь в поезде — и ты дома. Из таких соображений выбирал, — объясняет Владимир.

Вот такая осень на Волге

Вот такая осень на Волге

Это безопасно?

С тех пор прошло больше 40 лет. Владимир Гомзин теперь — командир «Боинга». Налетал больше 18 тысяч часов. Правда, замечает, могло быть и больше — 90-е годы подкосили российскую авиацию. За 6 лет «годовой налёт еле наскребали». За эти годы сменились и фотоаппараты. Долгое время у него был советский ФЭД-3, потом снимал на «Зенит-Е», затем были плёночные «мыльницы». Сейчас есть и «зеркалка», и экшен-камера, которая пишет видео во время полёта. Бывает, что и с помощью телефона поймает интересный кадр.

Есть и те, кто возмущается, что пилот в небе еще и фотографировать успевает. На это Владимир Гомзин отвечает: камеру в руки берёт, только когда работает автопилот, его напарник следит за обстановкой. Во время полёта и документацию приходится заполнять — это нормально. Есть эффектные фото и с захода на посадку — но делаются они уже дома стоп-кадром с видео, снятого экшен-камерой.

Вот так пилоты видят Архангельск

Вот так пилоты видят Архангельск

— Один московский «товарищ» в компанию пожаловался. Объясняю: основной полёт проходит в автоматическом режиме. Нас двое, оба контролируем. Причем если один занят оформлением документации, второй обязательно и на связи, и созерцает всё и вся. Поэтому есть моменты, когда можно передать контролирующие функции. Делаешь эти фотографии только тогда, когда это не мешает пилотированию. Есть экшен-камера, которую включил и забыл, как авторегистратор в автомобиле. Я обычно спрашиваю: «У вас есть регистратор? Вы много им оперируете, отвлекаетесь на него, когда управляете автомобилем?» Естественно, никто не может сказать, когда про него вспоминает. То есть для пассажиров и для нас это безопасно. Только памятные и радостные впечатления оставляешь, — считает Владимир.

На высоте принятия решения. Это минимальная высота, на которой самолёт ещё может уйти на второй круг

На высоте принятия решения. Это минимальная высота, на которой самолёт ещё может уйти на второй круг

И таких пилотов, увлекающихся фотографией, много. Ещё бы — такая красота постоянно проплывает перед глазами. Если повезёт, то и встречный самолёт можно «поймать». Хотя это довольно сложно:

— Мы знаем заранее обстановку, потому что на приборах отражены встречные и попутные самолёты, которые вблизи тебя находятся. Но скорость сближения больше скорости звука. У нас 800 километров в час, у них 800, в сумме — 1600 километров в час. А расстояние до встречного самолёта по высоте 1000 футов — это 300 метров. Если попутный над тобой или под тобой — расстояние в 1600 метров. Его сфотографировать проще, потому что скорости либо сравниваются, либо у кого-то чуть больше, либо чуть меньше. На встречном самолёте фотоаппарат не всегда успевает сфокусироваться. Вручную тоже предварительно не настроишься, потому что расстояние меняется. Качественных фото встречных самолётов очень мало.

Эльбрус из кабины пилота

Эльбрус из кабины пилота

Да и стёкла в кабине тоже создают трудности при съёмке. Во-первых, сами по себе они отдают синевой. Во-вторых, их, как и в авто, нужно держать в чистоте, иначе главными персонажами на фото будут мушки. А в небе это не так просто. В-третьих, при определенных ракурсах появляются искажения.

Поймал того, кто выше

Поймал того, кто выше

Сфотографировать встречный самолёт — сложная задача

Сфотографировать встречный самолёт — сложная задача

— Как показала практика, чем качественнее аппаратура, тем больше влияния оказывает толщина стекла, — замечает Владимир. — Иной раз начинаешь увеличивать — смотришь, что уже второй контур проявляется. Расстояние между стёклами от 25 и более миллиметров. Лобовые стёкла сами по себе скошены. А если чуть вниз направить фотоаппарат, появляются оптические искажения. Если солнце попадает на стекло, даёт какую-то плёночку. В итоге с контрастностью и цветностью уже проблемы.

Встреча на фоне прямоугольников полей

Встреча на фоне прямоугольников полей

Многое зависит от типа самолёта. Например, в маленьких Як-18Т или Cessna боковые стёкла — пластиковые. Они быстрее «затираются», и всё это видно на фото.

Классные кадры он делает и когда летит пассажиром. Например, многим нравится снимок, где лось лежит в снегу рядом со взлетной полосой:

— Я возвращался пассажиром в Архангельск, сидел у окошечка, и уже буквально перед полосой — о! В снегу лежит лось. Успел достать фотоаппарат. Пощелкал, потом скадрировал, вроде ничего получилось.

Поймал закат над облаками

Поймал закат над облаками

Узнать местность по ландшафту

Летом архангельские экипажи много летают за границу: Даламан и Анталья, Римини, Барселона, Ереван, Тбилиси. Удалось запечатлеть Эльбрус и другие горы Кавказа. Как-то раз были в Китае, оказались над пустыней Гоби. Тут-то Владимир и решил проверить: когда-то у него был «Москвич» цвета гоби. Оказалось, что советский автопром вводит в заблуждение: пустыня другого цвета. Но милее всё-таки пилоту-фотографу родная сторона. Видимо, потому что сам из деревни.

Нарьян-Мар с высоты

Нарьян-Мар с высоты

— Ландшафты разнообразные. Блюдечки озёр, лесочек, болота. В районе Ростова или в Ставропольском крае — всё квадратное, поля-прямоугольники. В районе Ростова есть, видимо, орошения — такие круглые. А рядом — лаванда, если не ошибаюсь. И вот два разных цвета рядом — фотография уже есть. В районе Липецка — как лоскутное одеяло — овражки, маленькие речки. А между ними поля — все разного цвета, — описывает Владимир. — В Архангельске много мест красивых. Например, наша пойма. Очень красочно выглядит иногда — не в пасмурный день, а когда освещена солнышком. В осенние дни красок много: вода, зелень, все жёлтое, красное. Очень живописный проток Печоры у Нарьян-Мара в любой период года. Там красивые места. Летишь в Сыктывкар над бескрайним лесом — и вдруг точно такие же квартальные шахматные доски, вырубленный лес. В районе Челябинска те же круглые озёрца, как блюдечки.

Недавно Владимир Гомзин завёл Instagram. Раньше он делился своими работами в «Яндекс.Фото», но сервис закрыли. Теперь осваивает новую площадку — по секрету сказал, что помогает в этом его невестка.

оцените материал

  • ЛАЙК 74
  • СМЕХ 4
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
4 дек 2019 в 22:00

Владимир был командиром ТУ-154. Был случай, когда при посадке были проблемы с шасси. Благодаря своему профессионализму и опыту Владимир сумел посадить машину так, что пассажиры даже не догадались, что на борту была аварийная ситуация. Прекрасный пилот.

Наталья
5 дек 2019 в 12:11

А мы летели в июле 2012г в Архангельск и самолет при заходе на посадку летел очень низко над городом и как будто показывал какая красота внизу.Запомнила эту красоту,никогда еще так не приземлялись с заходом вдоль реки.

Гость
4 дек 2019 в 16:45

У человека два таланта, две страсти. Повезло!