Художник, директор Северного морского музея Евгений Тенетов творчески осмыслил тему войны, а если конкретнее — суровую историю, произошедшую на краю Арктики, — Петсамо-Киркенесскую операцию. Смотрите, какие работы он нам показал, — они уже путешествуют не только по стране, но и по миру. Мы собрали картины в онлайн-выставку на нашем сайте и взяли пояснения у художника.
А вот и автор работ, о которых мы сейчас расскажем.
— Помню, как рисовал эту серию, как много работал с документальными фотографиями. Полное шокирующее погружение в материал. Идея была в сохранении композиции исторической фотографии и художественном ее переосмыслении и, что важно, в намеренной демонстрации отталкивающего уродства войны, — говорит Евгений Тенетов.
Эти работы находятся в личной коллекции генерального консула Норвегии (некогда России, офис в Мурманске), а сейчас в Мали (Западная Африка) Уле Линдеманна и висят в его офисе. А скоро переедут в Афганистан.
Поверженные. С закрытыми глазами
— Завязывать пленным глаза — это традиция морских десантников, — объясняет художник. — На нескольких заполярных фронтовых фото есть этот сюжет. Мне этот образ поверженного врага показался сильным — беззащитные, жалкие, растерянные, испуганные.
Чёрно-белая толпа
— Красная армия входила в оставленные немцами города и деревни Финнмарка и встречала там только голодных и запуганных бомбежкой мирных жителей, — объясняет Евгений, который изобразил это в работе «Североморцы с детьми».
Мрачная Норвегия. И красный флаг
— Я использовал реальную почтовую карточку 1940-х годов с изображением Киркенеса — столицы Восточного Финнмарка, — говорит автор работы. — Красный флаг над зданием — это фантазия, я не знаю, поднимали ли красный флаг после освобождения города. Хотя это весьма вероятно. Известно, что обсуждался план присоединения провинции к СССР или советизации Северной Норвегии. Но этого не случилось, и это второе, за что норвежцы нам очень благодарны, — за то, что мы вовремя ушли.
Воины Арктики
— Интересно, что на Северный флот брали много представителей народов севера: якутов, ненцев и так далее. Возможно, считалось, что они более выносливы в условиях Арктики, — комментирует работу Евгений Тенетов.
«Полковой священник»
— Это такая аллюзия к фото на документ, с одной стороны, официальное, все по форме, с другой — очень личное — усталость, измождение, светлая тоска, — говорит нам автор. — Комиссар — носитель идеологии, в сущности советский вариант полкового священника.
Застывшая в линиях смерть
— Смерть всегда уродлива и абсурдна, не нормальна. Окоченевшие на морозе трупы, страшная иллюстрация неестественности войны, — считает Евгений Тенетов.
Североморец
Это аллюзия к армейскому дневнику. Представим, что этот североморец умел рисовать и в часы досуга делал жанровые зарисовки. Это намеренная игра с документом с подлинностью, подчеркивает погружение в тему и делает ее очень личной.
День и ночь в «свободном Киркенесе»
— Норвежские города зачищали от немцев бомбардировками, — объясняет Евгений Тенетов. — Местные жители уходили из своих домов в горы, и советская авиация бомбила рыбацкие поселки.
Что осталось от городов
— Часто мирные жители возвращались в свои города и деревни, где после бомбардировок от домов оставались одни фундаменты, — комментарий к фото от автора.
Работы уже путешествуют по миру. Они были выставлены на научной конференции, посвященной этому событию, в Варде, в Мурманске в офисе норвежского консульства.
— Сейчас они находятся в личной коллекции генерального консула Норвегии, некогда России, (офис в Мурманске. — Прим. ред.), а сейчас в Мали (Западная Африка) Уле Линдеманна и висят в его офисе. А скоро переедут в Афганистан, — говорит нам автор.
Кстати, историей одного портрета с 29.RU поделились еще и в Музее народных промыслов и ремёсел Приморья, и сохранилась она благодаря рисунку из первых мирных дней, который сделал художник в мае 1945-го на одной из улиц Берлина.
Истории хранят, конечно, еще и фотографии. Специально ко Дню Победы мы запустили проект «Фронтовой инстаграм», для чего несколько месяцев собирали истории северян, чьи судьбы задела Великая Отечественная война. Мы стараемся не только рассказать о них, но и показать, какими они были не на парадных снимках, а в своих трудных буднях.
Через уникальные снимки мы уже рассказали, как сразу после окончания Великой Отечественной войны 19-летнего парня отправили снова на фронт — воевать с японцами. Также мы добыли уникальные кадры из Архангельской таможни, которая была стратегически важным объектом в непростое военное время. Еще читайте, как бравый летчик из Подмосковья сбивал самолеты врагов и стал своим на Пинежье. В материале «Ранения изменили внешность, но не сломили дух: 14 историй героев войны» мы опубликовали 14 кадров с историями.
Говорят, в военные годы влюбляться было некогда, но это неправда — любовь была. И об этом наш материал про уроженку Карпогорского района, которая вышла замуж в разгар войны. А кто-то вернулся с осколком гранаты в теле и живет с ним до сих пор.