Страна и мир фоторепортаж Старинные пароходы, лодки и лесозаготовка: как выглядел Верхнетоемский район в конце 1950-х

Старинные пароходы, лодки и лесозаготовка: как выглядел Верхнетоемский район в конце 1950-х

Архивные снимки из тех времен, когда фотоаппарат считался редкостью

Фотоснимки из прошлого Верхнетоемского района — когда смолили лодки, а по Северной Двине ходил колесный пароход «А. И. Желябов» | Источник: Григорий КлещинФотоснимки из прошлого Верхнетоемского района — когда смолили лодки, а по Северной Двине ходил колесный пароход «А. И. Желябов» | Источник: Григорий Клещин
Фотоснимки из прошлого Верхнетоемского района — когда смолили лодки, а по Северной Двине ходил колесный пароход «А. И. Желябов»
Источник:
Григорий Клещин

Мы уже публиковали снимки жителя Северодвинска Ивана Клещина, которые он сделал на первомайских демонстрациях в 1964 и 1987 годах. Теперь он поделился с нами обработанными фотографиями своего отца Григория Ивановича Клещина, снятыми еще раньше — в конце 1950-х. В то время их семья жила в поселке Зеленник Верхнетоемского района. Тогда там работал Зеленниковский леспромхоз, а главным транспортом в округе были пароходы.

По словам Ивана Григорьевича, фотоаппарат появился у отца в 1957 году — это была «Смена-2». В основном он снимал домашних, соседей, товарищей по работе, но в кадр попадали и приметы того времени: например, заготовка леса или путешествия на речных судах.

Пассажирский пароход «А. И. Желябов», по сути, «брат» легендарного колесника «Н. В. Гоголь». Они вместе были построены в 1910–1911 годах в Нижнем Новгороде | Источник: Григорий КлещинПассажирский пароход «А. И. Желябов», по сути, «брат» легендарного колесника «Н. В. Гоголь». Они вместе были построены в 1910–1911 годах в Нижнем Новгороде | Источник: Григорий Клещин
Пассажирский пароход «А. И. Желябов», по сути, «брат» легендарного колесника «Н. В. Гоголь». Они вместе были построены в 1910–1911 годах в Нижнем Новгороде
Источник:
Григорий Клещин
Легендарный пароход — «Иван Каляев». В годы Гражданской войны на нем находился штаб бригады 54-й стрелковой дивизии. А в Великую Отечественную войну его переоборудовали под госпиталь | Источник: Григорий КлещинЛегендарный пароход — «Иван Каляев». В годы Гражданской войны на нем находился штаб бригады 54-й стрелковой дивизии. А в Великую Отечественную войну его переоборудовали под госпиталь | Источник: Григорий Клещин
Легендарный пароход — «Иван Каляев». В годы Гражданской войны на нем находился штаб бригады 54-й стрелковой дивизии. А в Великую Отечественную войну его переоборудовали под госпиталь
Источник:
Григорий Клещин
Вид на «Каляева» со стороны кормы парохода | Источник: Григорий КлещинВид на «Каляева» со стороны кормы парохода | Источник: Григорий Клещин
Вид на «Каляева» со стороны кормы парохода
Источник:
Григорий Клещин
Еще один пароход — «Иосиф Сталин» | Источник: Григорий КлещинЕще один пароход — «Иосиф Сталин» | Источник: Григорий Клещин
Еще один пароход — «Иосиф Сталин»
Источник:
Григорий Клещин
Так в прошлом выглядели билеты для проезда на пароходе. Конкретно этот был выписан 13 августа 1962 года. А еще на нем видны отверстия от компостера | Источник: Иван КлещинТак в прошлом выглядели билеты для проезда на пароходе. Конкретно этот был выписан 13 августа 1962 года. А еще на нем видны отверстия от компостера | Источник: Иван Клещин
Так в прошлом выглядели билеты для проезда на пароходе. Конкретно этот был выписан 13 августа 1962 года. А еще на нем видны отверстия от компостера
Источник:
Иван Клещин
Дебаркадер в Верхней Тойме | Источник: Григорий КлещинДебаркадер в Верхней Тойме | Источник: Григорий Клещин
Дебаркадер в Верхней Тойме
Источник:
Григорий Клещин
Дебаркадер | Источник: Григорий КлещинДебаркадер | Источник: Григорий Клещин
Дебаркадер
Источник:
Григорий Клещин
Дебаркадер «Сефтра» — по названию реки, протекающей по Верхнетоемскому району | Источник: Григорий КлещинДебаркадер «Сефтра» — по названию реки, протекающей по Верхнетоемскому району | Источник: Григорий Клещин
Дебаркадер «Сефтра» — по названию реки, протекающей по Верхнетоемскому району
Источник:
Григорий Клещин
Люди ожидают прихода парохода | Источник: Григорий КлещинЛюди ожидают прихода парохода | Источник: Григорий Клещин
Люди ожидают прихода парохода
Источник:
Григорий Клещин
Весна на реке — еще виден лед, но навигация уже открыта | Источник: Григорий КлещинВесна на реке — еще виден лед, но навигация уже открыта | Источник: Григорий Клещин
Весна на реке — еще виден лед, но навигация уже открыта
Источник:
Григорий Клещин
Деревянные лодки готовили к плаванию и смолили, чтобы не протекали | Источник: Григорий КлещинДеревянные лодки готовили к плаванию и смолили, чтобы не протекали | Источник: Григорий Клещин
Деревянные лодки готовили к плаванию и смолили, чтобы не протекали
Источник:
Григорий Клещин
Ледоход на реке | Источник: Григорий КлещинЛедоход на реке | Источник: Григорий Клещин
Ледоход на реке
Источник:
Григорий Клещин
Лес в те времена валили при помощи электропил и трелевочных тракторов. Тот, что на снимке, в народе называли «котик» — его кабина была сделана из фанеры | Источник: Григорий КлещинЛес в те времена валили при помощи электропил и трелевочных тракторов. Тот, что на снимке, в народе называли «котик» — его кабина была сделана из фанеры | Источник: Григорий Клещин
Лес в те времена валили при помощи электропил и трелевочных тракторов. Тот, что на снимке, в народе называли «котик» — его кабина была сделана из фанеры
Источник:
Григорий Клещин
После заготовки лес отправляли в Архангельск прямо по Северной Двине — большими плотами | Источник: Григорий КлещинПосле заготовки лес отправляли в Архангельск прямо по Северной Двине — большими плотами | Источник: Григорий Клещин
После заготовки лес отправляли в Архангельск прямо по Северной Двине — большими плотами
Источник:
Григорий Клещин
Электростанция для лесозаготовителей  | Источник: Григорий КлещинЭлектростанция для лесозаготовителей  | Источник: Григорий Клещин
Электростанция для лесозаготовителей 
Источник:
Григорий Клещин
Рабочие чекеруют лес, чтобы увезти его по узкоколейке на склад, где бревна распиливали | Источник: Григорий КлещинРабочие чекеруют лес, чтобы увезти его по узкоколейке на склад, где бревна распиливали | Источник: Григорий Клещин
Рабочие чекеруют лес, чтобы увезти его по узкоколейке на склад, где бревна распиливали
Источник:
Григорий Клещин

Недавно мы показывали также снимки старого Архангельска 1950–60-х годов, которые сделал фотограф Леонид Кулешов. На них не только можно увидеть, как одевались в те времена местные жители, но и интересные моменты жизни города, например строящийся железнодорожный мост или еще работающий пивзавод.

Если в вашей семье тоже сохранились интересные фотографии, по которым можно изучать историю Архангельска, Северодвинска и других уголков Поморья, то вы можете поделиться ими, связавшись с редакцией.
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления