На этой неделе Соловецкий архипелаг посетил блогер Илья Варламов. В своем Instagram он рассказал, что разочаровался в поездке, в том числе из-за того, что местные жители пытались его обмануть и заработать побольше денег. Так, по его словам, за съемку в музее с него взяли 25 тысяч рублей, а водитель вместо тысячи рублей взял за проезд полторы. На замечания блогера ответил экс-глава Соловков, а ныне председатель местного муниципального совета Евгений Тютюков. Он считает, что критика цен для «коммерческих» туристов не обоснована, а «магия Соловков» раскрывается далеко не сразу.
Каждый из нас всегда самостоятельно решает, какую информацию и где ему брать, ведь правда? Кому и чему верить, да и вообще, чем жить. Это — личный выбор каждого. Илья прилетал на Соловки не просто так, а для того, чтобы снять материал для своего коммерческого проекта. И это важно, сейчас объясню почему.
Большинство приезжающих на Соловки едут туда осознанно, с пониманием того, зачем вообще они это делают. Паломники и туристы хотя бы в общих чертах представляют себе, что Это и о чём Это. Наследие Соловков уникально и необъятно, здесь каждый камень дышит историей.
Для Ильи это получилась очередная локация, декорации для съемок кулинарного блога. Красивые виды и так далее. Понимаете разницу? Ожидать увидеть «монахов, которые нашли тут уединение, тишину, покой и умиротворение Русского Севера», конечно, можно, но монахи на камеру не молятся. И делают они это в кельях или в храме, в скитах, если кто не знает.
Каждый человек по-разному воспринимает и чувствует соловецкую атмосферу. Кому-то тут тяжело, у кого-то душа поет, раскрываются чакры и тому подобное. Но очень многие однозначно говорят о том, что Соловки — место силы.
Илья не успел этого почувствовать, у него были другие цели. Магия Соловков раскрывается не сразу и не всем. Ей неважно — известный ты или нет, знаменитость или обычный человек. Соловки обнажают человеческую сущность, обостряют человеческие качества — как положительные, так и отрицательные. Поэтому и уезжают люди с разными чувствами. В основном с положительными — об этом ежедневно свидетельствуют десятки восхищенных отзывов в соцсетях.
«Соловки встретили меня вокзальной суетой. Десятки туристов носятся группами по точкам, гиды, перебивая друг друга, пересказывают "Википедию"» (цитата из поста Ильи Варламова. — Прим.ред.) — да, летом на Соловках очень много туристов, это общеизвестный факт. Но даже при этом нам еще далеко до столичной толкотни, и слава Богу. Гиды друг друга не перебивают и «Википедию» не пересказывают — это неправда. То есть — ложь. В паломнической службе монастыря и экскурсионном отделе музея работают только подготовленные по специальным программам и аттестованные квалификационной комиссией гиды.
Здесь я сделаю небольшое отступление и далее прокомментирую соловецкие цены.
Знаете, я много разных групп блогеров и журналистов принимал и принимаю каждый день, но такой провальной организации блоготура я еще не видел, — в этом Илью подвели собственные сотрудники, готовившие поездку. Они не смогли ни сформулировать внятную программу визита и последовательность локаций, ни сделать понятный тайминг, ни, что очень странно, договориться с частниками по стоимости услуг. Всё делалось на коленке, по ходу дела. Конечно, эта общая неподготовленность возымела негативный эффект.
У Соловецкого музея есть утвержденный в установленном порядке прейскурант на все экскурсии — он находится на нашем сайте в открытом доступе.
«Стоимость видеосъемок в монастыре — 25 тысяч рублей в час для коммерческих проектов. Для некоммерческих проектов — это бесплатно!»
Чувствуете разницу? Конечно, Илье пришлось заплатить, как и всем другим организациям, которые используют свои материалы в коммерческих целях. Если бы это было бесплатно для всех желающих — монастырь действительно превратился бы в декорации и не более того.
Индивидуальная экскурсия по монастырю действительно стоит пять тысяч рублей для групп менее пяти человек. Это нормальная, экономически обоснованная цена. Такие экскурсии очень популярны и удобны, — многие туристы просят именно индивидуальных гидов.
Тысяча рублей в час — это сопровождение гида по всем объектам Соловков. Гид Илью сопровождал с момента прилета и до момента отлета, прошел с ним по каналам, проводил до самолета. Денег за это мы с Ильи не взяли. Но за индивидуальную экскурсию он заплатил, фотография билета у меня есть.
Что касается услуг частных лиц — пассажирских перевозок и катания на лодках — это вопрос договоренности между заказчиком и исполнителем, правильно? И обговариваться эта цена должна до момента предоставления услуг. Мы всегда говорим о том, что музей за частные услуги ответственности не несет и тем более не формирует их стоимость. Жаль, что Илья или его сотрудники не смогли договориться с соловчанами на устраивающих их условиях.
От себя отмечу — уже последние три года стоимость аренды автомашины с водителем на Соловках неизменна — она составляет полторы тысячи рублей в час, это знает каждый. Могут скинуть до тысячи, если долго возить. А могут и не скинуть.
В эту стоимость включены затраты на бензин, на запчасти, на продукты зимой. Если бы Илья узнал стоимость литра ультрапастеризованного молока и десятка яиц на Соловках зимой, его интересная прическа стала бы намного пышнее. Наши соловецкие водители честно зарабатывают свои деньги и кормят на них свои семьи.
Что касается проката лодок на электромоторе — тут я с Варламовым согласен. Не знаю, кто и на каких условиях договаривался об этой услуге, но адекватная цена 3,5–5 тысяч за 2–3 часа. В случае с Ильей — цена явно завышена. Но этот конкретный лодочник — не соловецкий.
«Про критику инфраструктуры и дорог Соловков он «Америку не открыл» — об этом много пишут и говорят не первый год»
Нормальные гостиницы и кафе здесь есть, и очень даже приличные. Зачем говорить о том, чего не видел, мне не совсем понятно. Наверное, на общем негативном фоне проскочило.
Про мусор в лесу — честное слово, типично для блогеров — пальцем покажут, но сами не уберут. Возьми пакет, убери, если такой правильный. Огромная антропогенная нагрузка на природу — это проблема. Об этом надо кричать на каждом углу. Соловки зарастают мусором, в море сливается неочищенная канализация. Мы об этом тоже много говорили и говорим.
«Возникает вопрос. Может, вы немного меньше будете ******** (наглеть, — прим.ред.) и хотя бы мусор вывезете из леса?» (цитата из поста Ильи Варламова. — Прим. ред.).
Отвечу, что уж тут. Мы тут живем и работаем. И любим Соловки, и мусор убираем всем поселком не один и не два раза в год, где можем. Для музейных работников — это вообще традиция.
«В целом я ожидал большего. Магии не случилось. Ты просто главная соловецкая рыба. Видимо, надо приезжать сюда не в сезон» (цитата из поста Ильи Варламова. — Прим. ред.).
Илья, ты не главная соловецкая рыба. Соловецкая рыба — селедка, треска, камбала. Их очень вкусно готовят в наших кафе. Приезжай на Соловки зимой, мы всё организуем и рыбой угостим. Может, повезет и магия Соловков себя проявит.
Согласны с автором?