Сегодня, 28 июня, в Северодвинском городском суде снова должны были решать судьбу уволенных из ГИБДД напарников Александра Овсянникова и Дмитрия Гришина. Второе заседание по их делу сорвалось — защитник не смог явиться на процесс. Напоминаем детали этого дела, которое прогремело на всю страну, и рассказываем, как настроены обвиняемые сегодня — нам удалось поговорить с ними.
Коротко о конфликте на дороге
Первое судебное заседание по этому громкому делу ждала вся страна. Оно состоялось 6 июня.
Ситуация кажется абсурдной. Сотрудники ГИБДД задержали пьяного водителя (он сам в этом признался, — и есть видео, где он это говорит). Однако он оказался потерпевшим, а вот напарников теперь судят — в худшем случае их могут посадить на 10 лет.
Нюанс в том, что за рулем оказался не простой водитель, а старший помощник военного прокурора. Ксиву он показал, начальством своим пригрозил, но напарники всё равно его «приняли». Сначала их уволили, а теперь судят за превышение должностных полномочий.
В Следственном комитете объяснили, что Гришин и Овсянников законно отстранили Богатикова от управления автомобилем. А вот досмотр, задержание, применение физической силы и наручников — это рассматривают в суде как действия вне закона, поскольку нужно было учесть статус Богатикова и отсутствие сопротивления.
Через петицию и в интернете за них активно заступается общественность. Редкий случай, когда даже водители негодуют: «Итак гаишников честных почти нет, так еще и последних репрессируют».
Как ситуацию видят напарники
На прошлом заседании у напарников спросили, правильно ли они поступили, остановив подозрительного водителя.
— По-человечески — да, — ответил Дмитрий Гришин.
— Мы добросовестно работали и исполняли свой долг, — сказал Александр Овсянников.
Экс-сотрудники ГИБДД сказали, что пьяных водителей на дорогах немало и, конечно, никто из них не рад, когда останавливают. Нередко такие люди ведут себя неадекватно, а в карманах могут быть предметы, с которыми они могут даже напасть.
— Отвертки и другие предметы. Или наркотики. Поэтому и было решение досмотреть этого товарища, — говорит Дмитрий Гришин.
— Потому что в такой момент важно обеспечить свою безопасность и граждан, — соглашается Александр Овсянников.
Мы спросили у напарников, считают ли они наказание для Богатикова объективным.
— Он продолжает работать дальше... Будет подписывать обвинительные заключения суда. Выносить на суде свое обвинение, подписанное у следствия.
«То есть человек продолжит вершить судьбы людей дальше. А сам преступает закон. Так не должно быть»
Заседание начнется в 09:30.
В прошлый раз в суде присутствовал и потерпевший Кирилл Богатиков, который продолжает работать старшим помощником военного прокурора, но на первом заседании стало известно, что по приказу руководства его перевели в Мариуполь, куда он должен был отбыть 9 июня.
Помощника военного прокурора лишили водительских прав на полтора года. Также ему также назначили штраф в 30 тысяч рублей.
«Мы отмечали»: тот самый разговор в машине
Богатикову сообщили, что заметили признаки алкогольного опьянения. Он был расположен поспорить:
— Я согласен, мужики. Вот просто, сказали: «***** [блин], ты пьяный, ***** [на фиг]», я бы сказал: «***** [блин], мужики, согласен, ***** [блин], вот поставьте... я поставлю машину, и всё. Я всё, я ничего не буду делать». Но вы начали, блин, вот такой ***** [ерундой] заниматься. Реально!
— Мы начали или вы начали? — переспросил Овсянников.
Водитель ответил, что ничего не начал, но «сейчас дойдет до того, что эта вся ***** [ерунда] прекратится».
— То есть вы уже заведомо говорите, что это всё прекратится? То есть у вас есть связи, которые могут прекратить, или что? — спрашивает Овсянников.
— Нет, я не буду, я не уверяю! Я просто с вами, хочу вас понять. Я военный. Меня не уволят, я останусь здесь. Но мы будем сталкиваться по работе с вами, мужики. Ну зачем вот это? Мы работаем в одной системе, друг друга понимаем. Вот вы вдвоем сейчас в коллективе. Вот ты бы встрял, а он бы тебя втаскивал. Он бы оформил тебя?
— Да, — в один голос сказали напарники.
— Ага. Да, не рассказывайте мне сказки! Я реально не пойму. Я был в разных регионах, но когда я сюда приехал и мне сказали, что да, вот здесь, в Северодвинске, менты вот так вот делают! Я говорил: «Да не может быть!» У меня брат работает в ГАИ. Я понимаю вашу работу. Да, палочная система и всё прочее, у нас тоже палочная система. Но зачем здесь? Я вот просто этой **** [ерунды] не понимаю, — раздосадовался Богатиков.
В итоге Богатиков оказался прав: его не уволили.
Как объяснили увольнение из ГИБДД
Овсянникова и Гришина из УМВД уволили с неприятным пояснением — «за проступок, порочащий честь сотрудников МВД».
Они стали обвиняемыми по уголовному делу о превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Максимальное наказание по статье — лишение свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Расследование уголовного дела взял на контроль глава СК Александр Бастрыкин.
— По версии следствия, сотрудники ГИБДД получили информацию о возможном управлении сотрудником правоохранительного органа транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, законно остановили транспортное средство и отстранили водителя, который является лицом, обладающим особым правовым статусом, от его управления, — рассказали в Следственном комитете.
Следственный комитет поясняет, что напарники знали статус водителя и что сопротивления он не оказывает, а значит, не было оснований на личный досмотр и применение физической силы и наручников:
— Принудительно усадили в служебный автомобиль и более 30 минут удерживали в наручниках. В результате их действий потерпевшему причинены телесные повреждения в виде ссадин.
Богатиков на прошлом заседании сказал, что через несколько дней после 22 февраля, — в тот день и произошел конфликт на дороге, — прошел медосвидетельствование, чтобы подтвердить телесные повреждения.
На прошлом суде напарники отказались высказывать свое отношение к обвинению. Оба сказали, что еще выразят свою позицию на предстоящих заседаниях. Возможно они скажут об этом сегодня.
Чего добивается в суде потерпевший
Какого наказания для полицейских Богатиков хочет добиться через суд как потерпевший? Об этом спросили у сотрудника военной прокуратуры на прошлом заседании.
Он ответил, что «поддерживает позицию государственного обвинения», а на просьбу высказать личное мнение в очередной раз ответил:
«Не могу сказать»
Итак, 9.30. Мы в зале суда.
Защитник Овсянникова попал в больницу. Криминала нет — причина в здоровье.
Овсянников попросил отложить судебное заседание.
Его перенесли на 13 июля.
Хотят ли напарники вернуться на службу
Общественность через петицию и в соцсетях требует вернуть на службу уволенных из ГИБДД сотрудников. Однако вопрос, нужно ли это им самим, долго был открытым.
На прошлом заседании напарники ответили, что чувствуют поддержку и с позитивом смотрят в перспективу, ждут, что уголовное преследование прекратится и их восстановят на службе:
— Если восстановимся, будем рады дальше работать, — сказал тогда Дмитрий Гришин, соглашаясь, что на службе частенько приходится сталкиваться не с самыми приятными водителями. — Но кто-то же должен делать эту работу.
Александр Овсянников пока что устроился на лесопильный завод, а Дмитрий Гришин работает в оценочной компании.
Судя по всему, процесс затянется надолго. Кирилл Богатиков уже, вероятно, приступил к делам в новом городе, — на этом заседании его не было. А вот напарникам, вероятно, придется оказаться в зале суда еще не раз.
После первого заседания мы пообщались с ними. В беседе они сказали, что и у них к потерпевшему немало вопросов, правда, они, скорее, риторические.
— Непонятно, что у него в голове, хоть он и зампрокурора. Он уже позволил себе выпить, зная, что он работник надзорного органа, и сам обязан следить за порядком, а такое себе позволяет. Что он будет дальше вытворять, это одному Богу известно, — сказал Дмитрий Гришин.
Беседа с напарниками
В этот раз мы тоже подошли к напарникам, чтобы узнать, как они настроены. Нет ли давления после первого заседания на них и на защиту. Как сегодня оценивают свои действия.
— На судебном заседании Богатикова не было. О его дальнейшей судьбе нам тоже ничего не известно, — говорят они. — Все надеемся на лучший исход, оправдательный приговор.
Напарники считают, что в этой ситуации правы на 100%.
Угроз и давления, как они сообщили, не было. Люди наоборот стали еще больше поддерживать.
— На новых работах наоборот, люди за нас, начальство всё за нас на 100%. Всё хорошо, никакого давления никто не оказывает.
Как долго затянется процесс по их делу, они даже не представляют. Мы продолжим следить за ситуацией.
Спасибо, что были с нами.
Ждем следующего заседания — мы сообщим и расскажем об этом. Следите за новостями 29.RU.