![Ловили рыбу, спали на берегу: путешественники добрались из Вологды в Архангельск на самодельном судне Судно «Белуха» и один из участников его команды — Максим Леднёв | Источник: Лихие люди / Vk.com, Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/14/dc/4b14dccf83d114c0670953af51736f28/656x438_1_bccd9397995115586c94056e559af779@1200x800_0xTKEK1w8i_4068217765382475993.jpg.webp)
В течение нескольких дней жители Архангельска могли встретить на улицах города нескольких человек, которые будто прибыли из прошлого — они были одеты в длинные рубахи, кафтаны, кожаные сапоги и шапки XVII века. А у лодочной станции на Северной Двине было пришвартовано деревянное судно «Белуха», на котором они прибыли в город из Вологды. На аутентичное путешествие по рекам они потратили больше месяца — шли и под парусом, и на вёслах.
Мы побывали на «Белухе» и узнали у одного из путешественников, Максима Леднёва, как было организовано это приключение и что путешественники делали в пути, пытаясь уйти как можно дальше от реалий современности.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.
Спининг конца XVII века и огниво вместо зажигалки
Четверо человек, не считая собаки, прибывшие в Поморье, — это участники ярославского Клуба историко-культурных и географических проектов «Лихие люди», который существует с 2016 года. Вначале они занимались реконструкцией XIII–XIV века Руси, а позже занялись другими проектами, в том числе и судостроением. Архангельская область для них, кстати, не чужой край — некоторые участники родились здесь.
— Несколько лет назад мы делали проект «Поморы»: изучали материалы, создавали образ помора постпетровской эпохи, строили судно, — рассказывает председатель клуба Максим Леднёв, который сам вырос в Архангельской области. — Тогда у нас тоже было запланировано путешествие, но оно состоялось не так, как мы хотели. По большому счету нынешний поход — это такое закрытие гештальта. Правда, мы должны были идти еще дальше: в планах были Белое море, Соловки, Беломорск, возвращение через Онежское озеро. Но пока шли, мы получили очередной грант, для этого мне нужно лично подписать документы. Мы подумали и решили, что лучше отказаться от второй части путешествия — мы ее перенесем.
![Максим Леднёв на «Белухе» | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/3f/99/d23f9928beffe0a96d146a7f4caea887/656x438_1:5653_fc697dccc3d7c6c2aa5da1c5e7fe92f2@3000x2000_0xJugG9cb7_1106578785997957511.jpg.webp)
Вначале команда прошла на «Белухе» по Сухоне, Вычегде, а затем — по Северной Двине до Архангельска. Условия были максимально приближены к исторической правде — никакого мотора на судне не предполагалось, ночевали на берегу в шатре или в лодке, по пути собирали грибы и готовили на жаровне. Огонь «Лихие люди» разжигали не с помощью зажигалки, а огнивом и кремнем, как в старину. И даже рыбу ловили как предки.
— У нас сделано такое приспособление — катушка, что-то вроде спининга конца XVII века. Даже блесны старые специально были сделаны. Ловили щуку, очень даже хорошо получалось. Пока шли, на Сухоне встретили браконьеров, которые угостили нас осетром. А уже на Северной Двине мы встретили рыбнадзор, который угостил нас осетром, отобранным у таких браконьеров, — вспоминает Максим Леднёв.
![В пути по реке | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/92/40/63/9240631268df21c80d0cbb54a6067048/656x438_1_8cf5386a589144b91e6c94a414748110@2560x1706_0xnuRgUCTu_1522995154162765094.jpg.webp)
Еще одним принципиальным правилом для путешественников было не заходить лишний раз в населенные пункты, которые встречались по пути. Изредка они посещали их, только для того, чтобы купить некоторые продукты, но старались делать это как можно реже.
— Чем безлюднее место — тем лучше, — поясняет Максим. — В Архангельской области замечательно вставать на песчаных косах — они тут просто бесконечные, со скрипящими песками. Была мысль встать в пещере. Мы даже нашли одну недалеко от Емецка, но решили, что все-таки не стоит. А так, ночевать можно было на судне, что мы и делали. У нас есть всё, чтобы готовить прямо на нем и спать. Всё было продумано — быт у нас обустроен по максимуму.
«Вышел тянитолкай, но абсолютно северный»
Судно «Белуха», по словам его создателей, нельзя отнести к какому-то одному известному типу. Дело в том, что делали его с оглядкой на несколько существующих традиционных северных судов. Вообще изначально таких планировали построить три, но из-за обстоятельств было решено сократить проект до одного экземпляра.
— Все спрашивают, что за тип у судна, а мы не знаем, потому что изобретали велосипед, — улыбается Максим Леднёв. — Если углубляться, то мы делали низ по норвежским образцам, а верх — под карбас, для того чтобы он лучше сидел на волне. У «Белухи» такой немного бочкообразный бок, чтобы лучше чувствовать себя в море. В итоге получилось судно, как я потом обнаружил, очень похожее на финские, которые сейчас ходят на Балтике. Вышел такой тянитолкай, но абсолютно северный.
![Почти всё, что есть на судне, — сделано руками «Лихих людей» | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/b8/b3/b8b8b300aec0f5dad98616c8103d83ff/984x1312_1_daa78fecd0a7f07b570e847501d4151b@1620x2160_0xJvbAttw6_6562590118580763316.jpg.webp)
На судне сделано всё для удобства во время путешествия, но при этом все вещи исторически оправданы. На носу и корме есть отсеки для хранения вещей, шатра, шкур и плотницких инструментов. Ближе к середине стоит сундук, в котором заперты немногие современные вещи — спасжилеты, рации и техника для видеосъемки.
Также внутри стоит бочка для воды или продуктов, жаровня, самовар, плетеные корзинки. В фонарях — не светодиоды, а свечи. По словам Максим, если и сегодня приехать в Пинежье, можно увидеть, как местные жители пользуются такими же. На мачте установлен самодельный флюгер, а также подвешен один из первых флагов, придуманных Петром I.
— Парус сделан из ткани, сотканной на заводе, который основан в Ярославле по указу Петра I, это бывшая голландская мануфактура, — объясняет Максим Леднёв. — В то время завод делал ткань сугубо для петровского флота. А мы мало того, что базируемся на нем, так еще и ткань его используем на парусах.
![Парус сделали с оглядкой на место изготовления ткани — на заводе, который основан по указу императора | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/10/4b/47/104b47162adc66b6294cb08410ee15bf/984x1312_1_a117829955fce5f38a2c62a3de972937@1620x2160_0xA7Lv8aRu_7735187657806699033.jpg.webp)
«70% пути — на веслах»
По словам председателя клуба «Лихие люди», у «Белухи» есть одна проблема: как и прочие исторические суда, ее абсолютно нельзя зарегистрировать как транспорт.
— Ни одно из таких судов, которое я знаю, не было зарегистрировано официально, — объясняет Максим. — Например, в Петербурге стоит большое судно «Полтава» — большой проект, но до сих он стоит на причале как музей. К огромному сожалению, у нас ничего для этого не предусмотрено. Это душит все навыки и все начинания на корню. За рубежом, в Финляндии той же, не нужно получать регистрацию и права. У тебя есть возможность построить лодку — берешь и делаешь, никому нет до этого дела. Права и регистрация нужны там только если ты используешь лодку для коммерческих целей.
![Металлические детали «Лихие люди» ковали сами | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/98/7f/fb987f7bc83427f22e1c5f0e7b8a5a79/656x438_1:5653_d3ef2af544e0ad128a58cb5912bde1ea@3000x2000_0xF0v8SNMF_1978244965763032905.jpg.webp)
«Белуха» рассчитана на четырех человек, хотя ее вместимость и грузоподъемность, конечно, больше. Но комфортно внутри находятся именно четыре человека — столько и было в путешествии от Вологды до Архангельска.
— Среди нас была девушка — в сложные моменты мы сажали ее за руль, а сами были на веслах. Максимально на них мы прошли около 60 километров подряд. Дело в том, что в этом году нам безумно не повезло с погодой. Все наши походы делятся, грубо говоря, на парусные и весельные. Предыдущий был на 90% парусный, на 10% — весельный. А в этот раз получилось 70% — на веслах и 30% под парусом. А когда мы подходили к Архангельску, нас встретило дождем, шквальным ливнем. Мы планировали быть здесь гораздо раньше, но из-за погоды сильно замедлились.
![Тулли отдыхает во время одной из стоянок | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/26/15/e3/2615e38256d37fdfa03c83e1b2cf2363/656x438_1_26d86215244f6f9483c15915bdaad917@2560x1706_0xsrMIr310_6513802035935909595.jpg.webp)
Еще один участник приключения — собака Тулли. Максим говорит, что она отлично перенесла путешествие и была счастлива больше всех. У нее был свой график — на судне она спала, а когда команда сходила на берег, была предоставлена сама себе.
— На берегу у нее была вольница, раздолье, она одичала за месяц сильно, — говорит он. — Питалась всем подряд — лягушками, ящерицами, пыталась охотиться на уток. Ей очень нравилось. Тулли — карело-финское имя. Она хаски, но окрас у нее Агути — по происхождению она ближе к Швеции и Дании. По повадкам Тулли немного волк, даже ведет себя немного похоже — бывает, огрызается, оскалиться может, если что-то не нравится.
«Все великие открытия — это авантюры»
Максим признается, что приключение они затеяли в первую очередь для самих себя. Одна из целей для них была — осуществить поход на длительное время, потому что все предыдущие были гораздо короче. Еще одна — проверить все приспособления, сделанные с оглядкой на историю.
— Мне говорят: «А как вы без подготовки так ходите на судне?» Но ведь раньше люди точно так же без подготовки выходили в походы, для того чтобы покорить Сибирь. Никто не получал сертификат — взял и пошел. Да, это авантюра, но все великие открытия от Нансена до Шеплтона — это все большие авантюры. А мы в путешествии открываем в первую очередь себя. Когда нас спрашивают, какая у нас цель, мы отвечаем: самая первая — получить удовольствие. Вот так странно, может быть, немного мазохистски, мы получаем удовольствие, — смеется он.
![Во время отдыха на берегу | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/d4/ef/bdd4ef224169b9a9e3acb9619aceed93/656x438_1_98b94a4eb5e50d70812eeed08c842ee6@2556x1704_0x0pIKz4Mb_8223411406935858538.jpg.webp)
Максим говорит, что в пути им не хватало зон отчуждения без признаков цивилизации. Он сравнивает нынешнее приключение с их первым походом по реке Онеге: тогда они пересекли 200 километров абсолютного безлюдья по тайге и практически без связи. А в новом маршруте признаки жизни людей попадались примерно каждые 70 километров.
Зато, по словам путешественника, за последний месяц все они пришли в хорошую физическую форму:
— Я очень похудел, — признается он. — Мне кажется, я сбросил килограммов восемь. Вообще в походе теряешь очень много лишнего веса. Я по своему организму знаю, что от физической нагрузки и стресса теряю всё ненужное в ближайшие две недели, тело приходит в норму. Вообще я всем советую — получите стопроцентную форму. Кроме того, у нас нет курящих и злоупотребляющих алкоголем. На судне — сухой закон.
![Пещеру обследовали, но решили в ней не ночевать | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/65/ad/01/65ad01906a593389fcb38552c5369cb1/984x1312_1_4704f7857835d602383813d997c7f9f5@1620x2160_0xtFE1vBqx_5336817113126994667.jpg.webp)
«Люди здесь отзывчивей, больше радовались»
По словам реконструктора, местами нижняя Северная Двина похожа на южные реки, если добавить камыш и ковыль. В Поморье путешественники встретили много брошенных деревень — в некоторые они даже заходили, чтобы посмотреть старые дома и полуразрушенные церкви.
— Мне очень нравится северная глубинка, она создает определенный колорит. Безумно жалко, что в нынешнее время по берегам рек очень много заброшенной жизни. Точно так же мы смотрели, попадутся ли нам по пути деревянные суда. К нашему сожалению, за весь поход мы увидели только одну плоскодонку, всё остальное — железная штамповка, что удручает.
![Ночевали путешественники в том числе в шатре, который взяли с собой | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/b5/31/aeb53174e69e8fba227896820e22020b/656x438_1_383a55eae612a116001015f0e9acc0ca@2560x1706_0xecT103G5_9169634162755980179.jpg.webp)
Максим сравнивает Центральную Россию и Поморье и вспоминает их историю — в первой, по его словам, было больше городской среды и купечества, а на севере вольготнее жилось крестьянству. Возможно, это повлияло и на то, как ведут себя здешние жители.
— Люди здесь отзывчивее намного, — рассуждает он. — Когда мы шли по Северной Двине, практически каждый останавливался, интересовался нами, желал доброго пути. Встречали ГИМС и речников, все приветствовали и проезжали мимо. Было взаимодействие — это всегда очень приятно. Люди больше радовались. Даже сейчас мы читаем в соцсетях: нам пишут, что нас видели или сфотографировали где-то на реке. Значит мы кому-то сделали хорошей часть дня, это приятно.
А вот взрослых диких зверей, которые могут быть опасны, «Лихие люди» по пути почти не встречали. Хотя говорят, что готовились к этому — мало ли что может случиться на природе.
— По пути мы видели только одного лисенка, — говорит Максим. — Мы наблюдали: стоят рыбаки на берегу, а лисенок, любопытствуя, пробирается вдоль берега, чуя этих рыбаков. Кроме него других диких животных мы не видели. Но мы готовились к встрече с ними, конечно. У нас проходят различные семинары, тренинги — и по первой медицинской помощи и по ситуациям, которые могут произойти в пути.
![Свежепойманная рыба | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/69/da/8e/69da8e00616c53b20cb6259019a4b113/656x438_1_9eed6ee30eb243ed3cc3438fd06a7cfb@1280x853_0x4MfElFts_4010167401860466975.jpg.webp)
«Нигде не припрятаны кроссовки»
Дружелюбность жителей Поморья путешественники оценили не только на реке, но и в Архангельске. Максим говорит, что на их исторические наряды местные реагировали по-доброму, некоторые даже просили сфотографироваться. А еще он отводит подозрения — никакой сменной одежды у них с собой нет.
— Вы думаете, мы так ходим, потому что нам сильно нравится? Нет, у нас просто с собой ничего нет другого. Всё по-честному: нигде не припрятаны ни кроссовки, ни кепки. Как вышли из Вологды, так и существуем. Всё, что вы видите на нас, изготовлено нами: мы занимаемся шитьем, литьем. Куём, прядем, ткем, вяжем — много что делаем. И, на самом деле, нам очень комфортно.
![Часть команды во время прибытия в Архангельск | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/96/eb/2a/96eb2aa5b4acd611512482dc24928475/867x1156_1_9481adc9a924200707743e9b5eb71f57@867x1156_0xO6bee0W9_8445645661943764313.jpg.webp)
Для того чтобы сделать одежду, «Лихие люди» находят всевозможную информацию для выкроек. Причем пользуются не только информацией, найденной в России, но и за рубежом.
— У нас доступ к информации в музеях, к сожалению, весьма ограничен, он существует для узкого круга людей. Даже когда мы делали проект «Поморы», мы очень тесно общались с Вардё, Тромсё, норвежскими сайтами. А степень реконструкции в наших проектах очень разная. Полная реконструкция — это когда вы вскопали землю, посадили лен, дождались, когда он высохнет, потом сплели нитки, сделали ткань, покрасили ее, сшили одежду. Конечно, мы так не делаем. Мы покупаем готовые материалы и уже их превращаем в те изделия, которые нам нужны. Носки, гребни, пуговки, крестики, сережки — вс1ё это мы делаем сами.
![Короб за спиной — тоже ручная работа | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/9b/d4/b59bd42623d558f154428a48a8baabcb/656x438_1:5653_8bbe765dc4e5b364f0e88e99db2acef1@3000x2000_0xROVZudBO_8432512420085263759.jpg.webp)
Всё перечисленное максимально соответствует постпетровской эпохе, в стиле которой и задумывалось путешествие до Архангельска.
— Поморы могли ходить и так, — подтверждает Максим. — Причем до севера мода доходила очень долго, и здесь могли вещи сохраняться на протяжении чуть ли не 300 лет. Например, в начале XX века поморы могли одеваться и в ту одежду, которая бытовала два столетия назад, и в абсолютно современную на тот момент. Причем одновременно. И еще неизвестно, кто у кого перенимал моду: русские у шведов и норвежцев или они у русских. Потому что в их культуре бытует много вещей, которые были привычны для нашего образа жизни, а в нашей культуре привнесено много того, что в Норвегии существует. Вот и непонятно, кто у кого перенял.
«Деление на этносы не важно — нужно обмениваться опытом»
В клубе «Лихие люди» состоит всего шесть человек. Максим рассказывает, что работы над проектами бывает много, поэтому уживаются не все — кто-то приходит, кто-то уходит.
— Мы вышли из ролевого движения, пошли в реконструкцию и дальше, — поясняет он. — На жизнь мы примерно этим и зарабатываем. Я вообще по профессии актер, у меня неоконченная «Режиссура». Я занимаюсь организацией мероприятий, проводим экскурсии, лекции и так далее. Плюс очень много чего делаем руками, потому что в процессе наработалось много ремесленных навыков — ими мы тоже зарабатываем.
![На причале в Архангельске | Источник: Кристина Полевая](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/fd/a9/e6fda9d761903ccd9d97f48606aaa013/656x438_1:5653_1420fea2912dd2490d5be74a288545c1@3000x1999_0xWplxBISL_0086692180101801872.jpg.webp)
Сам Максим Леднёв родом из Поморья — он приехал в Ярославль из Каргополя. Кстати, именно в этом городе они когда-то сделали свое первое судно и отправились на нем в путь: на нем они спускались по Онеге в Белое море.
— В Ярославской области мы все понаехавшие — у нас есть ребята с Мурманской области, с Пинеги, с Каргополя. Коренных — раз, два и обчелся. Мы связаны с Севером, и нас периодически тянет домой. Но мы в том числе изучаем и ярославскую историю.
Новый проект, на который клуб получил грант от Фонда культурных инициатив, будет называться «Волгари» — для этого они изучают волжскую культуру и местный быт. В прошлом местным жителям рассказывали про жизнь поморов, а теперь настало время обратиться к местной тематике.
— Мне кажется, деление на какие-то этносы неважно, — рассуждает Максим. — Я человек мира, космополит и думаю, что везде есть что-то интересное, хорошее. У нас уже был небольшой проект «Волжская верфь». Мы рассказывали там и про судостроение, как на севере строили суда, и в Норвегии, и в России — всё это воспринималось на ура и детьми, и взрослыми. Нужно комфортно обмениваться и делиться опытом друг с другом.
![Назад в Ярославль «Белуху» повезли по автодорогам | Источник: Лихие люди / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/03/d6/d903d6ba0c9905561e31861cd65a4714/960x1280_1_67e53eef799c39a2e5817115f4279994@960x1280_0x1zyH8S1M_4637469167608440296.jpg.webp)
Ранее мы рассказывали и о другом путешествии по Северу: наша коллега Алина Ромашова провела 22 дня в Арктике. Она писала про быт на борту экспедиционного судна, а также о высадках на Новую Землю и Вайгач. После возвращения она рассказала, что в ней изменила поездка и какими ей открылись арктические просторы.
Кстати, сейчас в Архангельске находится московский режиссер Ольга Лаптева, которая снимает документальный фильм «Феномен поморской песни» о населенных пунктах области, где процветает фольклор. Режиссер рассказала о съемках в отдельной колонке.