Может ли телесигнал исчезнуть навсегда? Мрачный вопрос назрел не просто так: еще с начала 2023 года в телевещании появились помехи, что наверняка заметили и сами зрители. Про атаки на спутниковое вещание с «территории сопредельного государства» публично заговорили не все и не сразу. Какой опыт получили операторы и какие риски видят в Национальной ассоциации телерадиовещателей? Рассказываем, пришла ли индустрия в себя после такой встряски и что это изменило на федеральном уровне.
Будущее телевещания и меры безопасности в условиях атак обсудили участники большой медиа-конференции «Триколор Интенсив», которая прошла в Санкт-Петербурге и собрала журналистов из разных регионов России.
«Явно со всего мира было собрано оборудование»
Еще с начала 2023 года российским операторам пришлось постоянно противостоять разрушительным атакам. Одним из первых про это стал сообщать оператор «Триколор». В таких обстоятельствах надо было оперативно подстраиваться под новые форматы помех, менять настройки, взаимодействовать с властью. То есть пока зритель в Архангельске или другом городе страны ждал свой фильм или любимое реалити-шоу, компания, если дословно цитировать метафору, «была в огне».
Активные атаки были зафиксированы летом 2023 года. 12 июня президент выступил с обращением, и началась волна «со стороны сопредельного государства», как это обозначают в самом «Триколоре».
— Ощущение, что явно со всего мира было собрано оборудование — достаточно мощный сигнал, который фактически заблокировал нормальную работу спутников. И с этим столкнулись абсолютно все операторы. Однако нам, поскольку мы большие (на данный момент общая база «Триколор» превышает 12,3 миллиона клиентов. — Прим ред.), досталось сильнее всех. С другой стороны, определило пути развития, — заявил Олег Стручковский, коммерческий директор «Триколор». — Помехи мы победили. Атаки прекратились. Появились новые проекты.
Телепорт под спутником
Атаки подстегнули к переменам. Как сообщает Стручковский, после этого удалось увеличить мощность сигнала — это помогает противостоять помехам, — при этом картинка у зрителя тоже стала лучше, независимо от погодных условий. Изменилась и модуляция сигнала. Технические службы поработали с кодом и сделали дублирование основных каналов. Даже если что-то случится, пользователь может нажать соседнюю кнопку и продолжит смотреть тот же канал, но под другим номером.
— Также мы инвестировали в строительство собственного телепорта, который находится в Сибири, почему там? Чтобы быть напрямую под спутником, сократить расстояние, которое преодолевает сигнал, тем самым повысить его мощность и не дать помехам перекрыть его. Это тоже дало нам защищенность, — резюмирует Стручковский. — Теперь мы к атакам готовы.
Основное вещание при этом было перенесено на российский спутник, что позволило расширить сетку каналов.
«Что происходит? Телевизор невозможно смотреть»
Сегодня про атаки говорят уже спокойно, но в моменте это было настоящим вызовом.
— Для любого джиарщика (специалиста по взаимодействию с властью. — Прим. ред.) — это страшный сон. Когда нужно думать, что с этим делать, — говорит Владимир Трунов, директор по работе с органами государственной власти, «Триколор». — Это были атаки на спутниковый сигнал, и год прошел в ежедневной работе с регуляторами, это, в первую очередь, министерство цифрового развития. Конечно, это операторы спутников российских, космическая связь. Наверно, если бы этого взаимодействия не случилось, последствия могли бы быть катастрофическими в целом для индустрии спутникового вещания в России.
Определенное время я постоянно слышал один вопрос: «Что происходит? Телевизор невозможно смотреть!»
— Постоянные помехи, забивается сигнал, — ситуация была достаточно напряженная. И регуляторы очень помогли.
В стране задумались об усилении безопасности и укреплении связи
Вызов определил тенденцию на повышение требований информационной безопасности в России.
— Государство будет в эту сторону двигаться, уже звучат от первых лиц государства тезисы, связанные с вовлечением частного капитала в космические программы и софинансированием частным бизнесом спутниковой группировки. Мы как бизнес заинтересованы, чтобы космические аппараты взлетали вовремя, — говорит Владимир Трунов, — и готовы включиться в эту работу.
В апреле этого года ТАСС сообщил, что Владимир Путин поручил в 2025–2030 годах выделить из федерального бюджета 116 млрд рублей на создание отечественной спутниковой группировки высокоскоростного доступа в интернет.
— Направить в 2025–2030 годах бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере не менее 116 млрд рублей на создание спутниковой группировки для развития высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», — говорится в списке поручений президента по итогам послания Федеральному собранию.
Кажется, что перспектива далекая, но эксперты утверждают, что при том, что цикл строительства и запуска космического аппарата для использования в сфере телевещания составляет 5–6 лет, работу надо начинать уже сейчас.
— Так может ли при таких рисках телесигнал исчезнуть навсегда? — спрашиваем мы.
— Это невозможно, — резюмирует Владимир Трунов. — Уже инвестировано достаточно средств в повышение безопасности. И это, безусловно, связано с политикой государства, которое извлекло уроки из сложившихся ситуаций. Поэтому тот сценарий, о котором вы говорите, можно исключить полностью. Даже думать об этом не хочется.
Чтобы понять общую картину, на этот вопрос 29.RU ответил и Александр Широких, директор Национальной ассоциации телерадиовещателей:
— Вещатели от такого риска застрахованы, потому что у всех больших вещателей комплексы территориально находятся в другом месте. Поэтому проблем быть не должно, и про доставку, по крайней мере, спутниковую, со спикером выше я согласен — такие риски минимальны.