Елена Распутина — главный врач ветеринарной клиники «9 жизней». Больше семи лет она спасает животных. За жизни своих пациентов девушка борется до конца и не только в рабочее время — брошенных на произвол судьбы питомцев она забирает к себе. Сейчас дома у Елены живут три собаки и восемь кошек. У каждого зверя — своя тяжелая судьба. Мы поговорили с неравнодушным ветеринаром, которая точно выбрала призвание сердцем.
Знакомство — через собаку на колесиках
Можно смело сказать, что познакомились мы с Еленой благодаря ее собаке Лане, история которой тронет многих добрых людей. Собаку принесли к ветеринару в ужасном состоянии, стоял вопрос об усыплении. Кожа и кости — таким сильным было истощение. Ветеринар Елена Распутина решила спасти ее, вылечила и выходила. Однако из-за болезни у Ланы отказали задние лапы. Новая хозяйка не растерялась — соорудила ей коляску для прогулок по Архангельску.
Теперь французский бульдог живет полноценной собачьей жизнью.
«С детства я таскала в дом кошек, собак»
В ветеринарной клинике Елена Распутина работает с 2015 года, но животных девушка начала спасать еще в раннем детстве.
— Ветеринарный врач, — наверное, это было у меня в крови. Бабушка была ветеринарным врачом. И как-то так получилось, что с детства я таскала в дом кошек, собак. Уток с озера лечила, когда у них крылья были подбитые. Ну и пошло-поехало.
Простое детское сострадание превратилось в профессию, и даже после стольких лет ветеринарной практики проблемы животных заставляют главного врача плакать. Сама Елена говорит, что слезы — это часть ее профессии:
— Наверное, не все клиенты замечают, но в любом случае любой врач, он проносит через себя все эти эмоции. Мы переживаем за каждого своего пациента. Кошка, собака — без разницы.
«Есть случаи, когда вся клиника рыдает»
Так бывает, когда команда борется долгое время за жизнь животного, привыкает к нему, но хозяин принимает решение об эвтаназии.
«У каждого питомца — своя судьба»
Бывает, что по разным причинам после или до лечения хозяева отказываются от своих питомцев. Хозяин сдается морально, а Елена нет:
— У меня много животных. Сейчас у меня три собаки и восемь кошек. Все они живут дружно, спят в обнимку и любят друг друга. У каждого своя судьба.
Первым в дом Елены пришел кот Дождик.
— Он наелся новогоднего дождика в семь месяцев. Его прооперировали, но, когда пришло время его отдавать, — хозяева от него отказались, и я его забрала себе.
Вскоре к нему присоединилась Снежа.
— Она жила в приюте. Какой-то раз меня попросили ей сделать укол, а она прыгнула прямо ко мне на шею и с меня не слезала. Я подумала, что надо ее забирать.
Следом в жизнь Елены пришла Сима.
— Она вообще у нас важная девочка. Она — донор в клинике, помогает нам в лечении. Мы иногда переливаем с нее кровь. Она тоже из клиники, жила какое-то время в ней. Ее принесли волонтеры, она была подобрана на дачах, кошка очень красивая, поэтому тоже забрала себе.
«Лану принесли на эвтаназию»
И всё же особого внимания заслуживает история собаки Ланы, которая тоже стала «пациенткой» Елены:
— Лане восемь лет. Три года назад ее принесли в клинику на эвтаназию, но перед этим попросили посмотреть. У собаки был понос с кровью, была рвота с кровью, также она мочилась с кровью, у нее были проблемы с почками. Состояние было критическим. Отказали задние лапы.
Позже выяснилось, что лапы у собаки отказали из-за межпозвоночной грыжи, а остальные симптомы — результат неправильного лечения.
— Я думаю, что рвота и понос были вызваны лечением НПВС (нестероидными противовоспалительными препаратами. — Прим. ред.), другими какими-то препаратами, стероидными, может. Я думаю, это было осложнение. Но тут остается только догадываться, потому что предыдущий анамнез я не знаю. Всё это мои предположения.
Было видно, что Лана находится при смерти и мучается, но ветеринар решила побороться за ее жизнь.
— Когда она оказалась у меня на столе, она посмотрела просто так на меня... Она повернула голову, и глаза такие были… сложно описать. Ну чего... Мы тут влюбились в друг друга, и я решила, что за нее нужно бороться.
Елена дала себе неделю и решила, что если за это время собаке не станет лучше, то ее нужно будет усыпить.
— По первости она мне не доверяла. Ей было даже невозможно рот открыть. Она вообще замкнулась: не кушала, не пила. Рвота была часто. Постоянно на капельницах. Тем не менее за неделю состояние улучшилось. Но, к сожалению, с лапами проблема осталась — у собаки межпозвоночная грыжа, к сожалению, она была уже в таком запущенном виде, что прооперировать возможности нет. Там атрофия мышц идет, восстановительный период долгий.
Сейчас благодаря постоянной заботе главного врача ветеринарной клиники Лана живет практически полноценной собачьей жизнью. Чтобы собачка могла самостоятельно передвигаться, хозяйка смастерила ей специальную коляску. Помогали и неравнодушные люди.
— Колясочку сделали собственными руками, я посмотрела в интернете, как делают. Вот из таких труб собрали каркас, потом проблема была найти колесики, тут кинули кличь в интернете, люди стали приносить колеса. Сделали колеса, но что-то у нас она плохо ездила. Потом один из клиентов, мальчик, военный, сделал так, чтобы колеса хорошо ездили. А такое крепление нам сшила швея.
И всё же, Лана зависит от хозяйки больше других питомцев.
— Собачка с особенностями, понятно. Ходим мы в туалет по-особенному — ей нужно просто зажать мочевой пузырь, надавить на него, чтобы она поняла, что нужно писать. Она терпит прекрасно, если это нужно. Естественно, ввиду того что она ползает и петля всегда на полу — мочеполовые инфекции бывают регулярно, но мы справляемся с ними без антибиотиков даже. Ну а так, хлопот нет с ней.
Впрочем, эта зависимость только укрепляет отношение между питомцем и хозяйкой. Елена называет собачку младшей дочкой, постоянно берет собой на работу и уделяет много внимания. Впрочем, с ребенком Лану сравнивает не только она.
— Она как маленький ребенок. Как младшая дочка. Одно время мы ездили с ней на автобусе. Это было зимой, а у нее всяких курточек полно, и я ее на руках ношу. Водители нас всегда ждут, думают, что у меня маленький ребенок, а потом удивляются.
«Даже коллеги не все понимают, зачем это надо»
Исключительную доброту девушки иногда не понимают даже коллеги. Людям кажется странным то, что молодая девушка тратит свое время на уход за почти безнадежными животными.
— Не все понимают это. Даже коллеги не все понимают зачем это надо. Считают Лану обузой и всё остальное. Но для меня это член семьи — ее все любят, и никогда вопрос об эвтаназии не обсуждался, и не будет обсуждаться.
Удивительно, но при всей любви к животным Елена не спешит осуждать людей, отказавшихся от своих питомцев.
— Хозяев трудно винить в некоторых ситуациях. Например, у хозяйки Ланы было непростое положение дома. Там претензий к хозяевам нет, они знают, что отдали собаку в хорошие руки. Не все готовы к болезням животных, и не все понимают, что за один день вылечить некоторые случаи невозможно, иногда это большой труд и долгая реабилитация.
Ветеринары отмечают, что хозяева оставляют животных чаще. Растут цены не только на продукты, но и на корм для животных, а также лекарства для питомцев. И всё же, вопреки всем сложностям, есть люди, которые, как Елена, готовы находить время, силы, посильные средства, чтобы сохранить чью-то жизнь.