В новом выпуске проекта «Маленький, но гордый бизнес» мы расскажем об архангельской кофейне «Май-Май», которая открылась в декабре — за пару месяцев до пандемии. Юля Нелаева и Катя Скрипкина вдохновились атмосферой питерских кофеен и открыли собственную в центре Архангельска. Здесь готовят кофе из отборных сортов и можно приходить с домашними животными. Начинать было непросто, за всем этим — большой труд, сомнения и непрерывное обучение.
Как пришла идея
Юлия по образованию эколог, а Катя училась на бизнес-информатике. По специальности они не работают — в Архангельске не нашлось подходящих вакансий. Они уже давно вместе работают в кофейной среде — свой путь начинали в «Коферуме» еще во времена учебы. Там Катя отработала шесть лет, а Юлия — семь.
Девушки решили привнести в Архангельск кофейную культуру. В «Май-Май» они специализируются на приготовлении спешелти кофе — это арабика отборного качества, выращенная на высоте не менее километра над уровнем моря.
— Хотя мы проработали очень много лет в общепите, думали, что довольно много знаем. Оказалось, наоборот, это реально очень сложно, может, даже, до сих пор сложно, — рассказывает Катя.
В кофейню можно брать домашних животных, но чаще всего приходят с собаками, но пока что здесь не так весело — заведение работает навынос.
По кофейням — в поисках вдохновения
Пока в кофейне всего два сотрудника — сама Юля и Катя. В течение года они планируют взять на работу бариста, а, если получится, то и отправить его в Санкт-Петербург в тренинг-центр «Сибаристика». Там они сами проходили пятидневное обучение незадолго до открытия, там же и закупают кофе. В последний день тренинга девушки отправились по городским кофейням в поисках идей и вдохновения.
— Так как мы от Питера, от Москвы отстаем в этом плане, нужно постоянно ездить за какими-то идеями, нужно ездить на кофейные, чайные выставки. То, что мы один раз обучились, не значит, что мы всё знаем. Это постоянное развитие, эта индустрия быстро меняется. Россия сейчас одна из топовых стран по развитию кофе, и это очень классно, что мы живем не так далеко от Питера и от Москвы, и мы можем съездить в этот эпицентр, изучить вопрос и привезти его сюда. Это очень здорово, — рассказывает Юля.
Сколько стоит открыть кофейню?
У «Май-Май» одна точка — на перекрестке Ломоносова и Воскресенской. Найти помещение было сложно, поиски затянулись на год. При выборе ориентировались на несколько параметров: помещение должно быть небольшим и доступным, находиться в центре города, рядом должна быть парковка.
— Арендаторы нам сказали: «Всё очень круто, но мы боимся с вами работать, потому что вы молодые и неопытные», — рассказывает Катя.
Чтобы купить необходимое оборудование и взять в аренду помещение, пришлось взять кредит. Поначалу с предложением инвестировать обратились к нескольким знакомым, но получили отказ. У девушек не было никакого бизнес-плана и четкой стратегии, на запуск кофейни ушло около двух миллионов рублей. Стоимость кофемолки и кофемашины — 500 тысяч рублей, это самое дорогое оборудование в заведении.
Оборудование в аренду решили не брать: многие фирмы выставляют условие с ограничением по сортам кофе, которые можно использовать в кофемашине. На вопрос, когда предпринимательницы планируют погасить взятый кредит, девушки отвечают, что не считают эти цифры и шутят, — «в том числе, чтобы не расстраиваться».
— У нас есть ряд постоянных клиентов, у которых свои фирмы, они на нас смотрят и хихикают, что мы не совсем правильно ведем эту стратегию, и мы это понимаем, но мы уже в чем-то начинаем разбираться, — рассказывает Юлия.
Какие сложности возникли?
— Страшно было не начинать. Если бы мы не открылись тогда, в декабре, то не открылись бы вообще никогда, — рассказывает Юлия.
Сложности возникли с бюрократической работой — согласования с Роспотребнадзором, пожарной безопасностью, бухгалтерия и ведение переговоров.
— Всё начинается с налоговой, когда нужно открыть ИП, ездишь в налоговую 50 раз. Если это общепит, самое главное — это технические требования к помещению, это пожарная безопасность, мы проходили обучение по охране труда. Понятно, что в Роспотребнадзор надо обязательно подать заявление, что открывается такое-то заведение. Основное — это, конечно, налоговая и Роспотребнадзор, — рассказывает Юлия.
В Роспотребнадзоре можно проконсультироваться — перед открытием предпринимателям рассказывают о различных нюансах, например, о потоках посуды.
«В тяжелые времена легче двигаться вперед»
Кофейня проработала всего три месяца, и в области ввели режим повышенной готовности: разрешили работать только навынос. Сначала девушки даже хотели закрыться на какое-то время.
— И страшно, и не страшно. В том плане, что нужно двигаться дальше. В тяжелые времена легче двигаться вперед. Это подстегивает, что ли, — рассказывает Катя.
Арендодатель пошел навстречу и в апреле сделал скидку в 50%. Это помогло продолжать работу после того, как «Май-Май» несколько дней не работала. В последующем размер скидки уменьшился.
— Оборачиваясь назад, становится понятно, что закрыться — было бы плохим решением, потому что всё затягивается надолго, и когда это закончится для общепита, вообще непонятно. Вот уже третий месяц пошел. Не знаю, политика или не политика всё, но очень много нелогичных решений, которые затягивают процесс, в котором сейчас находится и город, и страна, и мир, — рассказывает Юлия.
Когда начались ограничения из-за коронавируса, было непросто перестроиться на работу в масках и перчатках. Первое время сложно было даже достать их. Пришлось перейти на одноразовую посуду, из-за чего в разы увеличились объемы мусора — это неприятно для предпринимательниц еще и потому, что они хотят двигаться в сторону осознанности потребления, даже закупают молоко в пластиковых канистрах, которые можно сдать на переработку. Но больше всего проблем возникло с получением информации предпринимателям в этот период.
— Наверное, самая большая трудность — разброс информации. На сайте Роспотребнадзора никаких конкретных указаний не было, то есть информации какой-то доступной. Всё приходилось через знакомых как-то узнавать, мнения разнились. Подвешенное состояние, когда нет четких указаний, рекомендаций по работе — это самая большая сложность, — вспоминает Юлия.
У кофейни уже есть постоянные покупатели, заходят и новые люди, которые видят вывеску на улице. Для кофеен, как говорят девушки, самое благоприятное время это весна-лето, однако сложно проанализировать, за счет чего изменился поток, потому что меняется еще и ситуация с пандемией.
Меры продвижения
У кофейни есть только аккаунт в Instagram. В качестве меры продвижения Юля и Катя надеются в основном на сарафанное радио.
— Используем качественный продукт как меру продвижения. Перед тем, как что-то начинать активно двигать, это нужно сделать хорошо. Сейчас, когда прошло полгода, есть еще моменты, которые в нашей внутренней работе еще не совсем до конца поставлены. Мы потихонечку начинаем заниматься Instagram, потому что это самая популярная соцсеть на данный момент. До этого мы не занимались, у нас была страничка, но мы неактивно её вели, — рассказывает Юля.
Из-за ситуации с коронавирусом и ограничений на работу маленькие провинциальные бизнесы оказались в непростой ситуации — они должны быстро научиться выживать в новых, экстремальных условиях, которые никто не мог заранее предусмотреть. Редакция 29.RU посчитала правильным в это трудное время поддержать местных предпринимателей, которые отважились запустить свое дело, в стремлении сделать и свои жизни, и жизни других горожан лучше. Поэтому мы запустили спецпроект «Маленький, но гордый бизнес», в котором рассказываем их истории. Мы уже сделали материал об архангелогородце, который бросил нелюбимую работу в банке и занялся делом, которое ему всегда было по душе, — открыл кожевенную мастерскую. Другой текст — про северный бренд одежды и аксессуаров «Доска Треска», построенный на любви к Северу.
Если вы тоже хотите поделиться историей маленького, но самого большого дела в вашей жизни, напишите нам на редакционную почту 29.RU 29@rugion.ru или в мессенджеры по номеру +7 964 302–64–29. Мы будем рады рассказать о вашем деле жизни нашим читателям.