Этой историей мы начинаем нашу серию публикаций «Бизнес в декрете» — в ней мы расскажем про талантливых северянок, которые с рождением ребенка открыли в себе не только материнские, но и предпринимательские задатки. Вот один из примеров: жительница Онеги Ксения Дудникова давно задумывалась о своем ателье — она с детства любит шить, а работа в офисе не казалась ей чем-то интересным. Воплотить мечту в жизнь ей удалось после рождения второго ребенка. В декрете она захотела делать одежду для детей, причем такую, в которой они будут выглядеть стильно и красиво, не хуже следящих за модой взрослых. Итог — собственный бренд Moonback Store, который она продвигает около года. О том, как удалось реализовать эту идею, Ксения рассказала 29.RU.
«Перешивала бабушкины костюмы из Архангельска»
Любовь к швейному мастерству у Ксении началась со школьных уроков труда. Именно тогда она стала перешивать вещи, которые ей отдавала бабушка, и делать новые с нуля. При этом до конца 2000-х в Онеге было сложно купить новую хорошую вещь, это уже после в небольшом городе появилось разнообразие тканей. А тогда приходилось выкручиваться.
— Помню, что мама заказывала мне выкройки в ателье, а потом я их кроила и сшивала, — вспоминает Ксения. — Ткани в то время особо не было, поэтому я иногда перешивала бабушкины костюмы, которые она привозила из Архангельска и Москвы. Самым стильным получился бордовый джинсовый тренч. Такого тогда было не купить. Вначале я его носила сама, а потом обменяла на какие-то джинсы.
Желание шить определило и выбор образования — вначале Ксения закончила архангельский техникум технологии и дизайна, а затем вернулась назад в Онегу и заочно обучалась в САФУ на учителя технологии. Но свое дело она открыла далеко не сразу — сначала почти четыре года проработала в администрации города, в управлении образования.
— Но всё это время я продолжала шить дома, — рассказывает Ксения. — Ко мне приходили знакомые, родственники, я им постоянно что-то делала, перешивала, заказов было много. Но когда у меня родился первый ребенок, свободного времени практически не осталось. А вот когда у меня родилась дочь и ей исполнился год, мне захотелось делать ей платья и костюмчики. К тому времени у меня появился Instagram, и я начала смотреть, что делают другие люди в других городах: как они там одевают детей, что шьют... Я увидела, что женщины в декрете сами шьют и продают эти вещи. Грубо говоря, зарабатывают, сидя дома. И мне тоже захотелось этим заниматься.
«Для ребенка ничего не жалко»
По словам онежанки, муж поначалу скептически отнесся к этой идее, но после стал ее поддерживать. Помогает он скорее морально, весь бренд — это дело исключительно Ксении.
— Он такой типичный бюджетник: за стабильность, за зарплату, — объясняет она. — А я знала, что так смогу больше заработать, и меня не будет тошнить от работы, в которой будет больше творчества. Хотелось, чтобы был какой-то полет фантазии.
Оформляться как индивидуальный предприниматель, по ее словам, было несложно. Ксения выбрала налог на профессиональный доход — она платит как самозанятая, только с проданных заказов. А название для ателье — Moonback Store — она выбрала, вспомнив сказку, которую читала своим детям. В книжке Сэма Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?» два зайца — взрослый и маленький — спорят друг с другом, кто кого сильнее любит. Последняя фраза звучит так: «Я люблю тебя до самой луны… и обратно».
— В сказке рассказывается о любви матери к ребенку, и мы решили за это зацепиться, — делится Ксения. — Для ребенка ничего не жалко, и мы хотим, чтобы дети были красивыми и стильными. У нас даже есть одинаковые костюмы для мамы и дочки. Упор мы делаем на «взрослые» вещи для детей, то есть это не одежда с мультяшными принтами, а взрослые фасоны. Я решила, что это будет интересно. Такие встречаются только в брендовой одежде, и стоят они от 50 тысяч за одну вещь.
Ксения говорит, что решила продавать вещи через интернет, потому что для детей шить онлайн, без примерки проще:
— Больше, конечно, мы нацелены на онлайн, на отправку, потому что здесь, в Онеге, нет моей аудитории. Здесь люди готовы покупать одежду в массмаркете — для них чем дешевле, тем лучше, потому что дети растут как грибы. Ну и от уровня зарплаты это тоже зависит.
«Некоторые девочки хотят одеваться как мама»
Ксения соглашается, что такие, по большей части однотонные платья, костюмы и футболки сделаны не только для детей, но и для их родителей, у которых есть вкус и которые следят за стилем своих чад.
— Вообще у нас есть одежда и с принтами, но это всё равно такой минимализм. Нам хотелось показать ребенка немного взрослее в этих вещах: что он уже взрослый, самостоятельный. Некоторые девочки хотят одеваться как мама — за это мы тоже зацепились.
Всего в Moonback Store работает два сотрудника — Ксения и ее помощница. Ателье маленькое, и, как говорит создательница, пока что у них нет времени шить одежду большими партиями. Зато они могут уделить время каждому индивидуальному заказу.
— Естественно, у меня не было такого большого капитала, с которым можно было бы стартануть, — поясняет она. — Мы экономно подходим к производству. А кроме того, у меня такая форма ИП — мы оформлены именно как ателье и шьем только на заказ. Для этого не нужно делать кучу документов, и мне так спокойнее. Вот когда будет большая аудитория и много заказов, тогда будет смысл взять еще сотрудников, выходить на Wildberries… Но больше я, конечно, работаю для души.
«На снимках лучше не экономить»
С начала появления идеи собственного бренда уже прошло два года. За это время Ксения окончила курс по ведению швейного бизнеса, чтобы развивать начатое дело. Продажи за это время тоже подросли, а линейка товаров изменилась: если до Moonback Store отшивали отдельные модели одежды, то новая осенняя коллекция уже стала цельной — если купить несколько вещей, то их можно сочетать между собой. Кроме того, для ателье настроили рекламу и наладили продвижение в Instagram.
— Все соцсети я веду сама, — признается онежанка. — Для того чтобы сделать фотографии, мы специально идем в студию, заказываем фотографа, платим деньги — снимки должны быть хорошими, на этом лучше не экономить. В Instagram появляется в основном мой ребенок, но для последних публикаций мы отправляли для продвижения свои вещи другим фотографам, в другие города. А взрослые, которые встречаются на снимках, — это мои подруги.
Сейчас Moonback Store находится в самом начале своего пути, но уже видно — хотя бы по тем же соцсетям — что намерения для продвижения у ателье самые серьезные. Несмотря на локальность, такой бренд не выглядит провинциально. В первую очередь — из-за чувства стиля его создательницы.
— Я думаю, что локальные бренды серьезнее относятся к своей продукции — подбирают получше ткань, и качество у нас должно быть выше. Поэтому наши вещи и дороже, чем в массмаркете. Таких брендов мало, их единицы, поэтому они должны цениться, — считает Ксения.
Почитайте истории других дизайнеров одежды из Архангельской области. Ранее мы рассказывали об Анне Злотко, которая делает «поморские» платья, обращаясь к народным традициям. Еще один бренд, который выстрелил в прошлом году, принадлежит Ирине Вартанян — она выпускает современную одежду с мезенской росписью. И, конечно, многие видели свитшоты и футболки с местными принтами от архангельского бренда «Доска Треска» — мы взяли интервью у организаторов этого бренда и узнали, как им пришло в голову поставить на поток любовь к Северу.