Культура Спасти и сохранить обзор Нотр-Дам де Поморье: храмы-памятники, которые разрушаются без шума в Сети

Нотр-Дам де Поморье: храмы-памятники, которые разрушаются без шума в Сети

По этим ценным церквям из Архангельской области вряд ли скорбит весь мир

Говорят, Нотр-Дам не умер, но у некоторых памятников Поморья — другая судьба
Источник:

О пожаре в уникальном соборе Парижской Богоматери сегодня говорит весь мир. Огонь уничтожил большую часть кровли, шпиль и часы, — видеороликами и фотографиями жуткого пожара пестрят соцсети. Нотр-Дам де Пари обещают восстановить — это ценное наследие французской культуры. На фоне этой трагедии мы вспоминаем о храмах Архангельской области со сложной судьбой, которые разрушаются без публичного сочувствия.

Часовня, которую спасали всей деревней


Об этих церквях Поморья мы писали в проекте «Спасти и сохранить», и первой в эту подборку уходящего наследия попала часовня Николая Чудотворца из деревни Ракула. Образец архитектуры XVIII века заливало дождями через дырявую крышу. Гнилое дерево превратилось в труху, стены покосились. Местные жители сами попытались восстановить часовню и чуть не попали на миллионные штрафы и даже за решетку. Им пришлось защищать не только часовню, но и себя — как это было, мы рассказывали на 29.RU. За искажение исторического облика, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия есть риск получить штраф от трёх миллионов рублей и даже лишиться свободы сроком до трёх лет. Горе-«реконструкторов» пугали огромными штрафами, тюремными сроками, но в итоге полиция и прокуратура отказались возбуждать уголовное дело на предприимчивых прихожан.

Часовня Николая Чудотворца — ее спасение оказалось для местных жителей рискованной затеей
Источник:

Разваливается, но охраняется только народом


Еще один храм, названный в честь Воскресения Христова, разрушается в деревне Погост Холмогорского района. Деревянную церковь построили тут в 1766 году. Прогнивший серый храм «охраняется народом» — так написано на новенькой золотистой табличке. В деревне есть местные жители — так называемые смотрители, которые бескорыстно заботятся о памятнике русского деревянного зодчества. На сайте 29.RU мы писали, как они защищали церковь от подозрительных гостей.

Храм Воскресения Христова. На табличке так и сказано — «охраняется народом»
Источник:

Похожа на разбитую врагами крепость


Неподалеку от храма Воскресения Христова стоит Покровская церковь — будто крепость, разбитая врагами, которая заросла спустя много лет после нападения. Ее построили в 1913 году. Нет крыши, нет таблички, на которой бы сообщалось, — кто в ответе за такой вид потерянной навсегда церкви. На данный момент не осталось в строении ничего сообщающего, что это храм. Как сегодня выглядит Покровская церковь — смотрите в репортаже из деревни Погост.

Покровская церковь в деревне Погост разбита полностью
Источник:

Исписанный матами памятник


Никольская церковь 1687 года — уникальное строение, сделана без единого гвоздя, но сегодня тоже умирает без массовых сочувствий в Сети. Этот храм не раз горел, в 60-е годы тут хранили зерно, а еще тут был пионерский лагерь и столовая. У здания необычная история. Табличка с предупреждением, что объект охраняется государством, не отпугивает вандалов — они испортили стены — рисунки, маты, непонятные метки. Окна заколочены на всех этажах, но на третьем — доски выбиты. Ограждения нет. Покосившуюся церковь защищают только крапива и высоченный борщевик. Местные жители рассказывали журналистам, какова судьба храма.

Никольскую церковь защищают только крапива и высоченный борщевик
Источник:

Еще дышит: покрыта трещинами, но с новой звонницей


Кирпичная церковь Дмитрия Солунского в эклектичном стиле появилась на берегу реки Большая Чача в 1895 году, и была закрыта после 30-х годов. Церковь стоит в деревне Погост Холмогорского района. Сегодня здесь иногда идут богослужения. Храм оброс кустами малины и шиповника, вокруг сложены листы шифера. Вместо него на крыше — металлические пластины. Стены покрыты трещинами. Оконные стекла разбиты. Но звонница выглядит новой — может, спасут? Кстати, ступеньки, ведущие к ней, сделаны из могильных плит 1895 года. Посмотрите, как выглядит церковь внутри.

Кирпичная церковь Дмитрия Солунского покрылась трещинами, но службы здесь еще идут
Источник:

Жертвы взрывов в советское время и фотосессий — сегодня


В деревне Ратонаволок три храма, и вы сами видите, что уцелел только один — деревянный. Он действует и сегодня — это Петропавловская церковь, ее построили в 1722 году, раз в год тут идут службы. Рядом с ним разрушенная каменная и руины от деревянной. Обе Никольские. Деревянные храмы охраняются государством, народ опасается их трогать. А каменную, областного значения, деревенские жители планируют спасать. Что случилось с ними и почему отсюда приходится прогонять охотников за красивыми кадрами и кладоискателей — в репортаже из деревни Ратонаволок.

Петропавловская церковь еще действует. По соседству — две Никольские — это уже руины
Источник:

Парализованная готика в Соломбале


Англиканская церковь выбивается из этой подборки — ее реставрируют. Нотр-Дам де Пари загорелся во время восстановительных работ, а ситуация с реконструкцией Англиканской евангелической церкви в Соломбале зашла в тупик, когда подрядчик не рискнул продолжить работы из-за деформации стен старинного здания. Эта церковь на Набережной Георгия Седова уникальна редким для Архангельска архитектурным обликом — это готический стиль, приметы которого — стрельчатые оконные проемы, «стремящиеся» вверх, подчеркивающие вертикаль здания. Что будет с Англиканской церковью? Читайте в тексте, где мы объясняем, почему реставрация храма, на которую Архангельск собрался выделить 42 миллиона, так затянулась.

Спасение Англиканской церкви затянулось: подрядчик не рискнул продолжить работы из-за деформации стен старинного здания
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Согревался в лесу и вышел очень веселым»: журналист 29.RU вспоминает, каких дедов Морозов встречал
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
«Дождаться автобус — это испытание»: фотограф раскритиковал остановки в Архангельске
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Объявления