![](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/5f/72/a65f724c884814af737489117a0dcd12/656x438_1:5653_a4380d752794f42dba4e91c98763a48e@1800x1201_0xa9EA1W4b_0747945661646757677.jpg.webp)
В Международный день театра мы узнали, как Архангельский театр драмы выходит из всех сложностей в период пандемии и что готовит для зрителей, давно соскучившихся по культурным событиям в городе. Наш путь начался с закулисья, — по цеху декораций, через гримерки и мастерские. В компании директора Сергея Самодова мы посмотрели на фабрику спектаклей изнутри и узнали, как завелись все механизмы после некоторой остановки из-за коронавируса.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/0a/9d/d30a9dbc6cd09e4f98678ed4c0ead432/656x438_1:5653_95e0dfd3647b6bc78b7836b0c44d73b7@1800x1201_0xdPug3cDO_4267883609610480943.jpg.webp)
Первым делом оказываемся на сцене. Вид открывается масштабный.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/0b/a3/850ba37f2e9b623c50236917a34fba1f/656x438_1:5653_c38aeef90bfa8175efcad1c95de52efc@1800x1201_0xa9kFzo2z_1702677850914136454.jpg.webp)
Премьера спектакля «Метаморфозы» состоится 2 апреля, прочтение итальянских сказок в избе — 17 апреля, а спектакль «Карамазовы. Мытарь» можно будет увидеть уже 7 мая.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/ca/0c/81ca0ca81be17be638115fde05760af6/656x438_1:5653_e61ab1fbf5078a5572bcc75a3bd67413@1800x1201_0xKznavNsg_5346391429682695950.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/83/ee/29/83ee2974f8ce44f85f0053b182cc6eb7/656x438_1:5653_56da69acf666970b0be19edadd4d4c93@1800x1201_0xtzkV3ADX_5447612253597918725.jpg.webp)
Интересно наблюдать за этой суетой, — работой, которую зритель не видит и оценивает только результат.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/0e/56/ca0e568af1f4bd3902f6c7f7f44da185/656x438_1:5653_1ebc443ccd5f261aeb213aeceade1255@1800x1201_0x03s9t1yZ_5200578671521968115.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/22/62/78226222a4b6e65607080ca4739e3173/656x438_1:5653_3489d4059c8f12365cd9d4b5ffa5de1d@1800x1201_0xsNEW13k1_9740081125043702642.jpg.webp)
Перемещаемся в огромные помещения с высокими потолками, — довольно любопытное место, в котором хочется задержаться и получше рассмотреть реквизит из разных актуальных спектаклей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/72/65/22/726522b2113a1e2bd3dca6fd42a30ae0/656x438_1:5653_61c6e35b5c2458e1016f351bb2c2952a@1800x1201_0xu0Pysnnm_5156767544971947125.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/77/ce/70/77ce705db0de70618a3c941ad4e3bbcb/656x438_1:5653_fb074d8b4a20a897155f155f3164396f@1800x1201_0xOyp3g002_5022231338835267011.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/df/5c/37/df5c37f43a2a0bd570495c3b82344cc7/656x438_1:5653_2a77114c38791d7caba97425d0dd6626@1800x1201_0xc8Jq0Ovd_2939418072696267324.jpg.webp)
Гипсовые статуи, искусственные яблони, сундуки с замками — так выглядит изнутри фабрика спектаклей, настоящий сказочный мир, где собрались герои разных произведений. Проходящие мимо нас работники поздравляли друг друга с праздником — казалось, что Международный день театра такой же общий праздник, как 23 Февраля или 8 Марта.
Вот нас встречает Сергей Самодов, директор театра.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/66/0e/48/660e48f4ebbf5c2d03523e31bdac59dd/656x438_1:5653_773b33c9b2790d34d0cedb1f4214b93d@1800x1201_0xPo0f496T_1029109739064808530.jpg.webp)
Хотя коронавирусные ограничения и сказались на финансовом положении театра, Сергей Самодов оглядывается на принятый вызов с позитивом:
— Были моменты, когда кто-то должен был быть на изоляции, и буквально в этот же день [другой] человек должен был войти в роль. Сплочение коллектива, труппы произошло, потому что всем было понятно, что надо помогать и за себя, и за другого человека иногда приходится поработать. Это дает потом результат — залы, зритель, который к нам приходит.
Вместе с директором направляемся к режиссеру спектакля «Карамазовы. Мытарь» Алексею Ермилышеву, это хорошая возможность немного узнать о премьере.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/60/a9/b360a90ece3ada58ef9639e4526e9a3c/656x438_1:5653_2f4b2eb31fec0cdd1ebc5216edbf03d8@1800x1201_0x0OxV6EET_8443710323026625323.jpg.webp)
Спектакль выстроен как следствие, выяснение всех обстоятельств дела:
— Это история о том, как Дмитрий принимает на себя кару и в финальном диалоге говорит: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/72/88/1c72881701cd75f6864009a0c93096d4/656x438_1:5653_40d10c3fd55e3b06a2eeb30af44f9f26@1800x1201_0x8GG050ho_2539194021839665804.jpg.webp)
— Во время пандемии мы как-то работать должны были, говорит Алексей. — И мы решили сделать сериал, где мы такую фантазию придумали: а вот что бы было, если б, например, у этих персонажей... Пришли бы вы, журналисты, и задавали вопросы, разговаривали с ними. Что-то взяли из текста, что-то сами артисты насочиняли. Обработали под старинное кино, и получился такой мини-сериал, представление персонажей.
Помимо мини-сериала по Карамазовым театр организовал и другие интернет-проекты:
— У нас были «коронавирусные чтения» — давали задание артистам заново придумать истории из «Декамерона» Боккаччо. Кто во что горазд в своих квадратных метрах придумывали, наряжались из подручного материала. Выяснилось, что кто-то хорошо поёт и сочиняет песни под гитару, кто-то делает театр теней или хорошо вырезает, рисует.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/7d/7a/017d7a21573221bba894c9ac06c10ed7/656x438_1:5653_c958433f2fabcf363af27d9b5edeb309@1800x1201_0xCXab7loh_4409936030324047765.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/61/ed/41/61ed416787690e88bea43b9ae9e6f7e2/656x438_1:5653_aed802038b00e228b6ead592677b6fba@1800x1201_0x3MqEOiGA_2053264075635802798.jpg.webp)
Трансляции спектаклей были и, что забавно, на эти трансляции случайно попадали люди, которые до этого были далеки от театра.
«Грубо говоря, человек ни разу не был в театре, он TikTok или какое-то видео смотрит и — бац! — попадает на нашего "Гамлета"»
— Или попадает на трансляцию «Ревизора» и такой: «Блин, как классно, надо будет как-то в театр сходить». Сходит он, не сходит, но я верю в «воронку продаж» — 100 человек посмотрело, из них 50 подумало, что в театр нужно сходить, из них 20 придет в театр, — рассуждает Сергей Самодов.
Нам предлагают заглянуть на репетицию «Метаморфоз» режиссера Андрея Воробьёва. Спектакль был создан в лаборатории «Рыбный обоз» — проект, где собираются молодые режиссеры со всей страны и за короткий промежуток времени придумывают эскизы на заданную тему.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/36/db/15/36db154108a69848474a3f890719c261/656x438_1:5653_7dd116bb83892ebbf753a4d778ed5bfe@1800x1201_0xZtW4gX5Z_4258940818217823389.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/e8/16/f4e81685ea69cf2e61445a730ef8aa84/656x438_1:5653_468aadbfbbeb6040cd4eeb3cb6bee5c9@1800x1201_0xqmwEYc0g_4196214977974239507.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/46/53/47/465347569faa7b18d1ed63abe09620f0/656x438_1:5653_a94a08f1ca15308d78d9c7765b3a3a35@1800x1201_0xyORaulrG_6037489944563556449.jpg.webp)
В прошлом году темой лаборатории стали мифы Древней Греции, и Андрей Воробьёв соединил два мифа — о похищении Персефоны Аидом и миф об Орфее и Эвридике:
— Хотелось поговорить о любви и показалось, что через мифы Древней Греции эту тему можно более явно проявить. Мы в жизни часто говорим слово «любовь», а что конкретно стоит за этим словом, может быть, не всегда понимаем, — говорит режиссер «Метаморфоз» Андрей Воробьёв.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/a2/b9/fda2b97457a7e5b7ff609389c83a108c/656x438_1:5653_0989b9df1d38d8cc148550547011e203@1800x1201_0x0aqL8G6T_3694903797273574493.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/ad/02/51ad02e10848f5e80277d14a0849a5e5/656x438_1:5653_04b181889f27aba442ab29137d9592a9@1800x1201_0xpQYKTE8w_4119496446970158643.jpg.webp)
— Это с «Лаборатории» пошло, — объясняет Андрей Воробьёв. — Мне показалось, что можно сделать через театр сюрреализма, через набор этюдов, зрительных образов. Здесь есть всё: комедия, фарсовые куски, трагедия, где-то серьезную драму берем... Хотя сейчас, может быть, это даже недостаточно точное определение. Скорее, это медитация. У нас и свет будет на камерной сцене приглушенный, и музыка соответствующего характера, пластика артистов такова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/51/5b/2d515b7ba32e4634764e71898cf57779/656x438_1:5653_01b7259273b3900e9e90fe0902487f2b@1800x1201_0xJjkHZDMz_7354843400629746147.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/f3/d1/12f3d18084dcb2dad03fab633cfa8a27/656x438_1:5653_d53efbbc0cb5291d5b546da4a835ec91@1800x1201_0xan6mVNU0_8942260492743670759.jpg.webp)
Это важный акцент, играют не богов и смертных, которые описаны в мифах, а актеров древнегреческого театра, которые играют этих персонажей. На словах сложновато, но по факту интересно.
— Та команда, которая работает — Иван Братушев, Нина Няникова. Михаил Кузьмин, Катя Зеленина — они очень тонко чувствуют материал, очень подвижны. Я всегда иду от актеров, то есть они что-то предлагают, я это вижу в зачатке, а потом стараюсь это развить, оформить, — говорит нам Андрей Воробьёв.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/39/8c/b4398c5d867f99bdac7b77e2ba3a5359/656x438_1:5653_f2bf2f248f468a7bf61599683a94c2f4@1800x1201_0xXxgdBD5H_7341709818172127281.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/41/fc/7f41fc001e3c2ce79826e1514d622759/656x438_1:5653_c7484947345a82aa048a276189592e30@1703x1135_0xOi5gwJKa_4830369946917663672.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/4d/a1/9d4da112d87b47c280c5b7475d73b779/656x438_1:5653_57ffbabcd462497a4d0295f375f44906@1800x1201_0xpsqbP5Jf_5095209282711487012.jpg.webp)
Не хочется уходить, но наша прогулка продолжается. Мы идем на репетицию еще одной премьеры — «Сказок в избе». Это первый проект в новом пространстве театра, — комнате, стилизованной под русскую избу. Режиссер Андрей Гогун рассказал о замысле спектакля:
— Разные сказки будут читать разные актеры. Каждый актер выбирает себе тот народ, те сказки, которые ему нравятся, и готовит эту программу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/cf/39/cfcf39b4ccaa4b5f2e5152944a047d88/656x438_1:5653_69a5d247991f4673ea8ebbddd268b097@1800x1201_0xaxxggcPR_4574407958321894440.jpg.webp)
Идею прочтения детям сказок в избе озвучил главный режиссер театра Андрей Тимошенко. Актриса Екатерина Калинина выбрала ирландские сказки:
— Я была наслышана о них с детства. Меня всегда как-то влекло к фантастическим таким героям. А тут как раз очень много лепреконов, троллей и так далее.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/87/1f/8e871f958c6283c81be25e89c08d8d6f/656x438_1:5653_dc9d8c9b56e567948ea193f288daa048@1800x1201_0x2d9KHOx4_7282567234522064647.jpg.webp)
Аудитория спектакля — дети от пяти лет, но режиссер считает, что и взрослые могут найти в спектакле мораль:
— Что на каждого мудреца найдется кто-то, кто окажется его мудрее, — первая сказка. Вторая сказка — что мы можем годами ругаться со своими близкими из-за какой-то ерунды.
В программе также заявлены сказки Италии и Китая. В процессе подготовки — норвежские сказки. Пространство в виде избы Андрей Гогун называет идеальным помещением для прочтения такого материала:
— Я прямо хочу, чтобы здесь и африканские сказки играли какие-нибудь... Это соотношение этники нашей и привнесенной.
А Екатерина Калинина отметила интерактивность спектакля:
— Когда ты стоишь на сцене, ты иногда не слышишь, кто как реагирует — смешно, не смешно ему. А тут ты смотришь и можешь исходить от людей: «Ага, это их интересует, я продолжу здесь».
Наша прогулка завершается, есть ощущение, что мы побывали в другой реальности. Механизм театра шумит и чем-то напоминает эти декорации спектакля «Черная курица, или Подземные жители» режиссера Анастаса Кичика.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/6a/5d/346a5da1d216a0cd75c7e268934fb57b/656x438_1:5653_07776ef17afaffc2908f0a382f8d6575@1800x1201_0xR0qfb0YA_2502207201854824077.jpg.webp)