СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Фабрика спектаклей: гуляем по Архангельскому театру драмы и показываем то, что не видит зритель

А еще узнали о ближайших премьерах и как театр выходит из коронавирусного кризиса

Так создается атмосфера на сцене, довольно любопытно посмотреть на это в процессе

Так создается атмосфера на сцене, довольно любопытно посмотреть на это в процессе

Поделиться

В Международный день театра мы узнали, как Архангельский театр драмы выходит из всех сложностей в период пандемии и что готовит для зрителей, давно соскучившихся по культурным событиям в городе. Наш путь начался с закулисья, — по цеху декораций, через гримерки и мастерские. В компании директора Сергея Самодова мы посмотрели на фабрику спектаклей изнутри и узнали, как завелись все механизмы после некоторой остановки из-за коронавируса.

Нашли-таки в театре вешалку. Можно в путь! 

Нашли-таки в театре вешалку. Можно в путь! 

Поделиться

Первым делом оказываемся на сцене. Вид открывается масштабный.

Уже скоро эти ряды будут заполнены. Впереди две большие премьеры

Уже скоро эти ряды будут заполнены. Впереди две большие премьеры

Поделиться

Премьера спектакля «Метаморфозы» состоится 2 апреля, прочтение итальянских сказок в избе — 17 апреля, а спектакль «Карамазовы. Мытарь» можно будет увидеть уже 7 мая.

Смотрим, как собирается конструктор-декорация. Работа кипит, чем-то напоминает игру, но на самом деле это очень серьезный процесс

Смотрим, как собирается конструктор-декорация. Работа кипит, чем-то напоминает игру, но на самом деле это очень серьезный процесс

Поделиться

Как-то так на сцене под бодрую музыку возводились декорации для вечернего представления

Как-то так на сцене под бодрую музыку возводились декорации для вечернего представления

Поделиться

Интересно наблюдать за этой суетой, — работой, которую зритель не видит и оценивает только результат.

А сверху — завораживающий сценический свет

А сверху — завораживающий сценический свет

Поделиться

Театр не только метафорически можно называть механизмом. Отчасти это так и есть

Театр не только метафорически можно называть механизмом. Отчасти это так и есть

Поделиться

Перемещаемся в огромные помещения с высокими потолками, — довольно любопытное место, в котором хочется задержаться и получше рассмотреть реквизит из разных актуальных спектаклей.

Как вам такая деталь? Эту фигуру вы могли видеть в спектакле «Гамлет» режиссера Андрея Тимошенко

Как вам такая деталь? Эту фигуру вы могли видеть в спектакле «Гамлет» режиссера Андрея Тимошенко

Поделиться

Как и этих воинов

Как и этих воинов

Поделиться

Кажется, что некоторые из них продолжают свою сценическую жизнь

Кажется, что некоторые из них продолжают свою сценическую жизнь

Поделиться

Гипсовые статуи, искусственные яблони, сундуки с замками — так выглядит изнутри фабрика спектаклей, настоящий сказочный мир, где собрались герои разных произведений. Проходящие мимо нас работники поздравляли друг друга с праздником — казалось, что Международный день театра такой же общий праздник, как 23 Февраля или 8 Марта.

Вот нас встречает Сергей Самодов, директор театра.

Он говорит, что коронавирус сплотил работников, пора сложная, но есть и свои плюсы

Он говорит, что коронавирус сплотил работников, пора сложная, но есть и свои плюсы

Поделиться

Хотя коронавирусные ограничения и сказались на финансовом положении театра, Сергей Самодов оглядывается на принятый вызов с позитивом:

— Были моменты, когда кто-то должен был быть на изоляции, и буквально в этот же день [другой] человек должен был войти в роль. Сплочение коллектива, труппы произошло, потому что всем было понятно, что надо помогать и за себя, и за другого человека иногда приходится поработать. Это дает потом результат — залы, зритель, который к нам приходит.

Вместе с директором направляемся к режиссеру спектакля «Карамазовы. Мытарь» Алексею Ермилышеву, это хорошая возможность немного узнать о премьере.

В инсценировке Алексея Ермилышева главный герой — Дмитрий Карамазов

В инсценировке Алексея Ермилышева главный герой — Дмитрий Карамазов

Поделиться

Спектакль выстроен как следствие, выяснение всех обстоятельств дела:

— Это история о том, как Дмитрий принимает на себя кару и в финальном диалоге говорит: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны.

Режисер говорит, что премьера спектакля должна была состояться год назад, однако из-за пандемии ее перенесли

Режисер говорит, что премьера спектакля должна была состояться год назад, однако из-за пандемии ее перенесли

Поделиться

— Во время пандемии мы как-то работать должны были, говорит Алексей. — И мы решили сделать сериал, где мы такую фантазию придумали: а вот что бы было, если б, например, у этих персонажей... Пришли бы вы, журналисты, и задавали вопросы, разговаривали с ними. Что-то взяли из текста, что-то сами артисты насочиняли. Обработали под старинное кино, и получился такой мини-сериал, представление персонажей.

Помимо мини-сериала по Карамазовым театр организовал и другие интернет-проекты:

— У нас были «коронавирусные чтения» — давали задание артистам заново придумать истории из «Декамерона» Боккаччо. Кто во что горазд в своих квадратных метрах придумывали, наряжались из подручного материала. Выяснилось, что кто-то хорошо поёт и сочиняет песни под гитару, кто-то делает театр теней или хорошо вырезает, рисует.

Еще одно нетипичное зрительское место

Еще одно нетипичное зрительское место

Поделиться

Когда видишь костюмы, внутри просыпается ребенок, хочется все мерить и разглядывать

Когда видишь костюмы, внутри просыпается ребенок, хочется все мерить и разглядывать

Поделиться

Трансляции спектаклей были и, что забавно, на эти трансляции случайно попадали люди, которые до этого были далеки от театра.

— Или попадает на трансляцию «Ревизора» и такой: «Блин, как классно, надо будет как-то в театр сходить». Сходит он, не сходит, но я верю в «воронку продаж» — 100 человек посмотрело, из них 50 подумало, что в театр нужно сходить, из них 20 придет в театр, — рассуждает Сергей Самодов.

Нам предлагают заглянуть на репетицию «Метаморфоз» режиссера Андрея Воробьёва. Спектакль был создан в лаборатории «Рыбный обоз» — проект, где собираются молодые режиссеры со всей страны и за короткий промежуток времени придумывают эскизы на заданную тему.

Довольно любопытное зрелище открывается нам

Довольно любопытное зрелище открывается нам

Поделиться

Статичное начинает оживать

Статичное начинает оживать

Поделиться

Чувствуешь, что тебе доверили секрет — увидеть что-то раньше всех

Чувствуешь, что тебе доверили секрет — увидеть что-то раньше всех

Поделиться

В прошлом году темой лаборатории стали мифы Древней Греции, и Андрей Воробьёв соединил два мифа — о похищении Персефоны Аидом и миф об Орфее и Эвридике:

— Хотелось поговорить о любви и показалось, что через мифы Древней Греции эту тему можно более явно проявить. Мы в жизни часто говорим слово «любовь», а что конкретно стоит за этим словом, может быть, не всегда понимаем, — говорит режиссер «Метаморфоз» Андрей Воробьёв.

Свою работу режиссер называет «древнегреческим комиксом» из-за смешения в ней разных жанров

Свою работу режиссер называет «древнегреческим комиксом» из-за смешения в ней разных жанров

Поделиться

Капельку сюрреализма добавил встрече наш фотограф, а ведь сюр — это как раз то, что интересно Андрею Воробьёву 

Капельку сюрреализма добавил встрече наш фотограф, а ведь сюр — это как раз то, что интересно Андрею Воробьёву 

Поделиться

— Это с «Лаборатории» пошло, — объясняет Андрей Воробьёв. — Мне показалось, что можно сделать через театр сюрреализма, через набор этюдов, зрительных образов. Здесь есть всё: комедия, фарсовые куски, трагедия, где-то серьезную драму берем... Хотя сейчас, может быть, это даже недостаточно точное определение. Скорее, это медитация. У нас и свет будет на камерной сцене приглушенный, и музыка соответствующего характера, пластика артистов такова.

А мы увидели спектакль в лучах дневного мартовского света: перед вами бродячая труппа античного театра

А мы увидели спектакль в лучах дневного мартовского света: перед вами бродячая труппа античного театра

Поделиться

Над спектаклем вместе работают пять человек — режиссер и актеры

Над спектаклем вместе работают пять человек — режиссер и актеры

Поделиться

Это важный акцент, играют не богов и смертных, которые описаны в мифах, а актеров древнегреческого театра, которые играют этих персонажей. На словах сложновато, но по факту интересно.

— Та команда, которая работает — Иван Братушев, Нина Няникова. Михаил Кузьмин, Катя Зеленина — они очень тонко чувствуют материал, очень подвижны. Я всегда иду от актеров, то есть они что-то предлагают, я это вижу в зачатке, а потом стараюсь это развить, оформить, — говорит нам Андрей Воробьёв.

Стало даже интереснее, как это будет выглядеть на сцене

Стало даже интереснее, как это будет выглядеть на сцене

Поделиться

Спектакль «Метаморфозы», как объясняет режисер, обращается к теме любви в её исконном понимании

Спектакль «Метаморфозы», как объясняет режисер, обращается к теме любви в её исконном понимании

Поделиться

«Метаморфозы» в объективе нашего фотографа

«Метаморфозы» в объективе нашего фотографа

Поделиться

Не хочется уходить, но наша прогулка продолжается. Мы идем на репетицию еще одной премьеры — «Сказок в избе». Это первый проект в новом пространстве театра, — комнате, стилизованной под русскую избу. Режиссер Андрей Гогун рассказал о замысле спектакля:

— Разные сказки будут читать разные актеры. Каждый актер выбирает себе тот народ, те сказки, которые ему нравятся, и готовит эту программу.

В избе довольно уютно и современно. Расположиться можно на мягком пуфике

В избе довольно уютно и современно. Расположиться можно на мягком пуфике

Поделиться

Идею прочтения детям сказок в избе озвучил главный режиссер театра Андрей Тимошенко. Актриса Екатерина Калинина выбрала ирландские сказки:

— Я была наслышана о них с детства. Меня всегда как-то влекло к фантастическим таким героям. А тут как раз очень много лепреконов, троллей и так далее.

Поделиться

Аудитория спектакля — дети от пяти лет, но режиссер считает, что и взрослые могут найти в спектакле мораль:

— Что на каждого мудреца найдется кто-то, кто окажется его мудрее, — первая сказка. Вторая сказка — что мы можем годами ругаться со своими близкими из-за какой-то ерунды.

В программе также заявлены сказки Италии и Китая. В процессе подготовки — норвежские сказки. Пространство в виде избы Андрей Гогун называет идеальным помещением для прочтения такого материала:

— Я прямо хочу, чтобы здесь и африканские сказки играли какие-нибудь... Это соотношение этники нашей и привнесенной.

А Екатерина Калинина отметила интерактивность спектакля:

— Когда ты стоишь на сцене, ты иногда не слышишь, кто как реагирует — смешно, не смешно ему. А тут ты смотришь и можешь исходить от людей: «Ага, это их интересует, я продолжу здесь».

Наша прогулка завершается, есть ощущение, что мы побывали в другой реальности. Механизм театра шумит и чем-то напоминает эти декорации спектакля «Черная курица, или Подземные жители» режиссера Анастаса Кичика.

Фабрика спектаклей работает, впереди —  много интересного

Фабрика спектаклей работает, впереди —  много интересного

Поделиться

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2