Редактор, педагог, научный сотрудник музея и — диджей. Всё это — про архангелогородца Андрея Жданова. В свои 64 он полон энергии и с легкостью сочетает такие разные ипостаси: говорит, это только заряжает. Интересно, что крутить пластинки он начал задолго до того, как превратился в солидного профи и ученого — еще в 70-е. Спросили Андрея Жданова о том, с чего начинался его путь в дискотечном движении и как ему удается оставаться актуальным в, казалось бы, деле молодых.
Андрей Жданов — главный редактор глянцевого журнала Magazine, кандидат педагогических наук, сотрудник Архангельского краеведческого музея и пионер дискотечного движения в Архангельске. Дискотеки на практике он изучает уже более 40 лет: успел написать о них диссертацию, а также сделать выставку «Архангельск музыкальный. Страницы истории». Также Андрей Жданов — автор книги о феномене группы The Bеatles «Успех группы. Психология глобального признания на примере успеха легендарной ливерпульской четверки». Она вышла в начале 2022 года.
«Мы услышали Boney M и сошли с ума»
Крутить пластинки Андрей начал в 70-е годы. Тогда культура дискотек только набирала популярность: появились устойчивые виниловые проигрыватели, которые можно было принести на танцплощадку.
— У вокально-инструментальных ансамблей часто не хватало репертуара, поэтому проигрыватели были очень востребованы. Диджеев тогда не было, мы назывались «ведущие дискотек». Мы просто брали более-менее ритмичные пластинки, ставили и танцевали, — рассказывает Андрей Жданов.
Когда в США сообразили, что записывать музыку конкретно для танцполов прибыльно, вспоминает наш герой, появилось новое направление — диско. За первой пластинкой пришлось погоняться. Это были Boney M.
— В 1976 году я сошел с ума, как и все люди, слушающие радио. Мы услышали песню Sunny, и понеслось. Я два месяца искал их пластинку в Ленинграде и привез сюда. Нынешний ректор САФУ Елена Владимировна Кудряшова (она была секретарем комитета комсомола 3-й школы) попросила тогда принести ее на дискотеку. Мы оттанцевали все сорок минут и поставили снова.
Танцы под диско для Андрея Жданова продолжаются по сей день: юношеское хобби давно стало его профессией, даже призванием.
— До сих пор провожу дискотеки и собираю полные залы, хоть и небольшие. Но я и не стремлюсь к большим охватам, — рассуждает наш собеседник. — Люди, которые знают, что я играю, приходят, и мы получаем взаимное удовольствие.
Как Андрей Жданов стал кандидатом наук... по дискотекам
После школы наш герой стал студентом института авиационного приборостроения, но так и не доучился — перевелся в педагогический. Преподавание он тоже считает своим призванием — вспоминает, как пришел в профессию во времена перестройки, сам многое хотел менять в образовании. И даже получалось: для коллег он был учителем-новатором, работавшим не по методикам.
— Так получилось, что моя жизнь выпала на времена больших перемен. В 1991 году закончился СССР и началась новейшая история, когда многие специальности ушли в прошлое. Я преподавал в ПТУ астрономию и физику, а потом мне предложили работу на кафедре педагогики и психологии, там я получил образование психолога, — рассказывает Андрей.
На кафедре оказалась востребована и его давняя любовь к дискомузыке — с точки зрения науки. О том, как проводить дискотеки с пользой для ума, Андрей Жданов написал диссертацию.
«Я сказал, что могу научно объяснить только одно — как выстроить дискотеку, как через дискотеку давать музыкальное образование, хотя бы его основы»
И диссертация получилась. Теперь я кандидат наук. Тот пласт знаний, что я поднял тогда, стал фундаментом и моего образования.
Три секрета выступления, которое понравится всем
Теперь и к своим диджей-сетам Андрей Жданов подходит по-научному. Вот, например, как он объясняет, почему диско всегда приправлено энергией оптимизма:
— Когда эта музыка появилась, преобладающей группой населения в мире были люди от 35 до 40 лет. Это очень интересный возраст: у тебя есть профессия, много сил, ты знаешь, что любишь, а дети при этом уже подросли. То есть ты можешь снова наслаждаться жизнью, ходить по клубам, путешествовать. Это дает новое отношение к жизни, которое пронизано мудрым оптимизмом. Диско как раз застало людей в состоянии, когда им нужна была музыка легкости, счастья. Иногда люди просят меня ставить то, что связано с их молодостью, я ставлю, но отбираю именно легкие ритмы.
«Даю им возможность не просто вспомнить молодость, а зарядиться ею»
Еще одна важная, даже обязательная, деталь — разговоры с аудиторией.
— Я мастер разговорного жанра, у меня играет много музыки и очень много диалога. Наверное, это людям нравится. Если я, предположим, целый час молчу, они просят, чтобы начал говорить.
Но просто ставить ритмичную музыку и уметь общаться, уверен наш собеседник, тоже недостаточно. Чтобы не терять актуальности, нужно подходить к музыкальным программам нешаблонно.
— Например, в «Рестопорте» я предложил организаторам сыграть «шведский стол», то есть только музыку шведских авторов и исполнителей из Швеции. Люди удивятся тому, о скольких шведских коллективах они даже не догадывались: все ведь знают только ABBA и Ace of Base.
«Внукам на моей дискотеке не понравилось бы»
Современную музыку на дискотеках Андрея услышать не получится. Аудитория диджея — в основном его ровесники. Это осознанное решение: говорит, на территорию молодежи ему вторгаться совсем не хочется.
— У каждого поколения своя музыка. Beatles стали популярны у тех людей, что выросли на радио, а на Майкле Джексоне росли те, кто предпочитал видео, потому что на него надо смотреть, чтобы музыка проникала. Нынешнее поколение живет в мире гаджетов, они взрослеют уже с более простым форматом музыки, более примитивным ритмом, но в хорошем смысле! Моим внукам вряд ли бы понравилось на моей дискотеке, но, наверное, им прикольно, что дед такой бодренький, — смеется Андрей Жданов.
Он признаёт, что современная музыка может быть ему и интересной, но если она звучит в классических аранжировках:
— Одно из моих последних открытий — это Степан Хаусер, молодой музыкант-виолончелист из Хорватии. Он потрясающе соединяет современное видение и классику: на своих концертах он играет и репертуар Queen, и Майкла Джексона, и Билли Айлиш.
«Если к чему то лежит душа — это не случайно»
К слову, совсем недавно диджей, ученый, сотрудник музея Андрей Жданов открылся еще и как писатель. У него вышла книга — внушительный труд в 400 страниц. Конечно же, он о музыке, о легендарных Beatles.
— Когда была пандемия, я воспользовался тем, что всё закрылось, и превратил рукопись, которая зрела 30 лет, в толстенную книгу. Я применил множество научных теорий, чтобы показать на их примере, что успех — это не только талант, удачливый продюсер, прекрасная музыкальная студия, но это еще факторы — социально-демографические, социально-психологические. Пока все специалисты сказали, что у меня получилось интересно. Мой знакомый композитор настоял на том, чтобы я перевел книгу на английский язык — мы отошлем ее Полу Маккартни.
Своим примером Андрей Жданов доказывает, что любое увлечение может не просто стать для вас отдушиной в суете дней, но и делом, которое открывает в вас самом новые грани. Ведь по сути, если бы не юношеское увлечение дискотеками, в его жизни могла бы не случиться диссертация или большая книга.
— Если к чему то лежит у вас душа — это неслучайно. Да, со стороны это выглядит как хобби, какое-то совершенно непонятное для взрослого человека развлечение. Но я вас уверяю, в любом массовом явлении, которым увлекается огромное количество людей по всему миру, лежит какой-то закон. Если вы к этому относитесь еще с эмоцией, у вас есть интерес — пишите, работайте, изучайте! Пусть не сразу, но у вас получится великолепный труд, и я тому пример.