Культура В прямом эфире интервью «Север всем интересен»: интервью об артистах фестиваля Arkhangelsk Music Weeks и ценах на билеты

«Север всем интересен»: интервью об артистах фестиваля Arkhangelsk Music Weeks и ценах на билеты

Директор Поморской филармонии рассказал о том, легко ли было пригласить звёзд музыки и литературы

Василий Ларионов рассказал о главных событиях грандиозного музыкального фестиваля, который будет идти в Архангельске почти весь октябрь

С 9 октября по 3 ноября в Архангельске состоится масштабный культурный фестиваль Arkhangelsk Music Weeks — 2020, на который приедут звёзды музыки, театра и литературы: группы Shortparis, АИГЕЛ, «Петля Пристрастия», писатель Людмила Улицкая, артисты «Гоголь-центра», публицист Виктор Шендерович и другие. В преддверии этого события мы поговорили о нем подробно с одним из организаторов, директором Поморской филармонии Василием Ларионовым. Он рассказал, как удалось «заманить» в наш город знаменитостей, откуда на это деньги, какими будут цены на билеты, а также посоветовал, на какие концерты в обширной программе стоит обратить особенное внимание.

Василий Ларионов — директор Поморской филармонии в Архангельске, до этого — директор Центра творческих инициатив «Футурист». Организатор различных культурных событий в городе. Например, одно из них состоялось совсем недавно — это большой фестиваль новой культуры «Другой», который прошел в областном центре в конце августа этого года и объединил в себе книжный фестиваль «Белый июнь» и традиционный Фестиваль уличных театров, а также выступления таких музыкальных исполнителей, как группа «Сансара», СБПЧ и Найк Борзов.

«Наши фестивали — это ребусы и паззлы»

— Василий, для начала расскажите, как вы стали руководителем Поморской филармонии и почему в этой должности начали организовывать в городе большие культурные фестивали?

— Я, конечно, не буду вам рассказывать всю свою биографию, в этом нет никакого смысла. Директором филармонии я стал почти 4 года назад по приглашению министра культуры Архангельской области Вероники Александровны Яничек, с которой до этого мы очень много взаимодействовали в различных образовательных и культурных проектах, которые мы делали от лица центра «Футурист» (общественное объединение поддержки творческих индустрий, существовало с 2013 по 2016 годы. — Прим. ред.). Так наше знакомство привело к тому, что министр предложила мне возглавить филармонию, чему я, конечно же, очень удивился, потому что тема культуры и современных городских пространств, скажем так, немножко отличается от направленности к классической академической музыке. Но мне показался этот вызов интересным, я его принял. И тут еще важно отметить, что два года назад мы договорились, что в Архангельске будет создан Фонд развития культуры. И вот те мероприятия, которые мы проводим, — крупные городские фестивали, — они в первую очередь делаются через этот фонд, а не через филармонию. То есть филармония — это один стул, на котором я сижу, а второй — это фонд.

— Если говорить про большие фестивали, которые в последние годы проходят в Архангельске (самый свежий пример — недавний фестиваль новой культуры «Другой», в котором были объединены и уличные театры, и музыкальные концерты, и встречи с писателями и книжная ярмарка), то объясните, почему идет тенденция к объединению разных событий в одно большое?

— Мы пытаемся объединять, потому что в современном мире невозможно делать моножанровое или очень узкое... Хотя, нет, можно, есть нишевые проекты. Ими можно и нужно заниматься, но для этого нужен какой-то определенный склад характера. А мне больше интересен синтез, объединение жанров, рождение чего-то нового на стыке различных видов искусств.

«И вот все наши фестивали — это, по сути, такие ребусы, паззлы, которые собираются иногда самым непредсказуемым и причудливым образом»

— Как именно появился проект Arkhangelsk Music Weeks, и что он собой представляет?

— В этом году этот фестиваль пройдет уже во второй раз. Первый мы провели в октябре 2019 года. Он родился тоже на стыке разных направлений музыки. Когда мы говорили с Александром Мезенцевым, который проводит рок-фестиваль «Беломор-Буги» и является бессменным руководителем клуба «Колесо», и с Тимом Дорофеевым, который руководит продюсерским центром «Архангельск джаз» и проводит «Международные дни джаза», мы поняли, что слишком много разных событий проходит в Архангельске в октябре. Октябрь — это всегда начало концертного сезона в любом городе. И мы подумали, почему бы не объединить начало сезона классической музыки в филармонии, дни джаза и «Беломор-Буги» в одно большое зонтичное событие? Выработалось некоторое ноу-хау.

Фестиваль объединяет джаз, рок и классику

Зонтичное событие очень удобно: это единый бренд, которым легко управлять, с точки зрения организации это гораздо проще, чем заниматься отдельными мероприятиями. А эффект получается синергетический, кумулятивный. В том году мы поняли, что это сработало очень хорошо, зрителям понравилось. Если не ошибаюсь, 5 тысяч человек посетили все мероприятия Music Weeks: там были классика, джаз, рок, художественные показы и выставки. В этом году мы решили провести такой фестиваль снова, но усилить составляющие именно музыкальные. То есть «Международные дни джаза» и «Беломор-Буги» стали уже частью Music Weeks, и это все вместе — полноценное развернутое высказывание — в первую очередь, музыкальное, конечно, но и литературное, и художественное, и так далее.


— Все-таки очень разные жанры и поджанры присутствуют в общей программе. Я думаю, что у обывателя все равно возникнет вопрос — зачем это все «лепить» в одно целое? Или есть какая-то концепция общая?

— Все-таки слепить все во что-то одно — такой задачи не было. Это в любом случае живая энергия, все перетекает друг в друга и дает какой-то эффект, который мы не можем предугадать в начале пути. Я лично в этом объединяю две стихии: творческую и очень упорядоченную управленческую. Это удобно с точки зрения организации.

«Естественно, что не сразу мы договорились с тем же Тимом Дорофеевым и Александром Мезенцевым о том, что им нужно стать частью чего-то большего»

Ведь это истории с многолетней славой: 25 лет одному фестивалю и 40 лет будет другому скоро. Но мы в данном случае исходим из того, что филармония — это учреждение, которое находится на содержании у государства. А «Дни джаза» и «Беломор-Буги» — они всегда жили и, я бы даже сказал, выживали самостоятельно. Всегда было не понятно, что с финансированием: есть оно или нет его? Потому что каждый год надо было обращаться отдельно. А филармония из года в год получает субсидию. Я просто хотел в какой-то момент расширить стратегию, о которой я уже сказал в начале разговора, на те проекты, которые являются независимыми, творческими и которым нужна поддержка. И в итоге даже тут неизвестно, кто кого поддержал, потому что «Дни джаза» были в прошлом году настолько успешны, что затмили собой даже некоторые другие события этого фестиваля. Но принципиально мы на борт нашего корабля берем самые интересные проекты, и теперь у нас уже не только три рода музыки, но еще добавились театр, литературные чтения, будет выставка про архангельскую рок-сцену 80–90-х годов. В общем, стараемся разнообразить культурную жизнь города.

Трио организаторов: Александр Мезенцев («Беломор-Буги»), Тим Дорофеев («Международные дни джаза») и Василий Ларионов

О концерте с главными саундтреками к жизни в России в 2020 году


— В программе есть целый ряд звезд: группы Shortparis, «АИГЕЛ», «Петля Пристрастия», писатель Людмила Улицкая и публицист Виктор Шендерович, Юрий Каспарян из группы «Кино», свои звезды есть в программе «Дней джаза» и так далее. Как выбирали, кто будет выступать, и легко ли было пригласить известных артистов?

Программа формируется с таким подходом, чтобы все структурировать и понять, кто нам нужен. Условно, если у нас не хватает классической музыки, и мы выбираем, кого еще можно пригласить. На самом деле это иногда случайность, и счастливая. Потому что, к примеру, с теми же Shortparis у нас два раза была договоренность, которая сорвалась, и только совсем недавно мы вновь договорились. Потому что ребята вообще очень избирательно относятся к тем концертам и тем площадкам, куда они приезжают. Они частые гости разных европейских фестивалей, а в России они на все смотрят через призму такую с вопросом: «А подходит нам это или нет?». Но когда мы им показали, какой лайн-ап (список артистов, которые выступают на фестивале. — Прим. ред.) их ждет на концерте «Новый восход» 17 октября, когда поняли, что на сцене помимо них будут «Аигел», «Петля Пристрастия» и Хмыров, то согласились. И они настолько скромные, что мы афишу переделывали, потому что спрашивали, почему их ставим хедлайнерами, и просили, чтобы на афише Shortparis не выделялся среди других участников.

Этот концерт я для себя сформулировал как «главные саундтреки к жизни в России в 2020 году».

«В нем будет все актуальное, социально острое и, наверное, не слишком позитивное, но и жизнь наша, скажем прямо, не всегда дает повод для оптимизма»

Когда мы разговаривали с директором фестиваля «Боль» — как вы знаете, это один из лучших в России музыкальных фестивалей, — и он узнал, кто у нас будет выступать, то сказал, что, извините, они не могут всегда себе позволить такой состав собрать в Москве. Так что будет очень интересно.

Минимальная цена билета на этот концерт — 700 рублей

«Мы исходили из принципа — привезти то, что не привезут другие. В этом нет какой-то бравады, это абсолютно коммерческий расчет»

Привезти этих музыкантов, собрать полный зал и делать дорогими билеты, — я думаю, что это не получилось бы. Поэтому коммерческие промоутеры вряд ли бы взялись за то, чтобы таких музыкантов привезти, просто потому, что это невыгодно. А людям ведь надо зарабатывать, особенно в нынешнее тяжелое время, когда вся музыкальная индустрия немножко завалилась набок и не известно, как будет выживать. Мы поняли в этот момент, что мы не то чтобы можем себе позволить сделать такой концерт, но мы, как государственное учреждение, имеем возможность это сделать.

Откуда деньги на звёзд и сколько стоят билеты

— Кстати, откуда деньги на приглашение таких звезд?

— Мы получили на проведение этого фестиваля грант от Министерства культуры РФ. Это очень важная история, потому что конкурс на гранты проводится всего лишь раз в три года, и каждый раз отбираются лишь 10 организаций по всей стране, которые выигрывают средства.

«Мы написали заявку на Arkhangelsk Music Weeks — 2020, грант получили, поэтому мы можем выдохнуть и с уверенностью проводить концерты себе в убыток»

Поэтому у нас ни одного мероприятия, начиная с Улицкой и заканчивая «Гоголь-центром», в программе коммерчески прибыльного нет. Просто у нас есть субсидия, которая позволит нам этот убыток закрыть. Не ставим цели извлечения прибыли вообще, задача — чтобы люди пришли на концерт по разумной цене и в удобные даты.

— Сколько стоят в среднем билеты и где их покупать?

— Продажа билетов уже стартовала, в группе Поморской филармонии во «ВКонтакте» опубликован пост со ссылками на сайт Arkhangelsk Music Weeks, где можно купить билеты на все концерты. Единственное, что из-за понятных ограничений мы продаем пока только 70% мест из всего зала. Если условия изменятся к октябрю, то, конечно же, дадим в продажу и остальные билеты.

Это самый дорогой концерт фестиваля

Ценовая политика изначально была такая, чтобы сделать стоимость билетов максимально приемлемой. Например, в Москве билет на «Симфоническое КИНО» стоит в районе 10 тысяч рублей. У нас это будет самый дорогой концерт, но билет в партер будет стоить 3,5 тысячи рублей. На тот же концерт «Новый восход» с Shortparis билет на танцпол стоит всего 700 рублей. На выступление Людмилы Улицкой и Полины Осетинской можно попасть за 1100 рублей, как и на Виктора Шендеровича и джазового ансамбля Игоря Бриля. Если это не бесплатно, то что тогда бесплатно?

Гастроли в глубинке и «Гоголь-центр» впервые в Архангельске

— Какие концерты вы еще рекомендуете посетить обязательно помимо тех, что мы уже назвали?

— Нужно обязательно упомянуть Бориса Андрианова — это один из лучших виолончелистов своего времени и поколения, один из лучших классических музыкантов современной России. Он будет выступать в Архангельске 24 октября вместе с Архангельским филармоническим камерным оркестром. И помимо этого у него еще будет мини-гастрольный тур по области: Няндома, Каргополь, Вельск и поселок Октябрьский. Это очень здорово, потому что в глубинку не часто вообще приезжают музыканты какие-то, а уж звезд первой величины, я думаю, там не видели давно. Нам удалось договориться об этом с Борисом, потому что ему очень интересно посмотреть Архангельскую область.

Видео: VIVACELLO / Youtube.com

— Еще в программе есть театр, и не какой-нибудь, а «Гоголь-центр». Этот театр впервые в Архангельске будет показывать свой спектакль «Мне 30 лет». Легко было заманить?

— Да, мы сразу понимали, что хотим «Гоголь-центр» получить в этом году. Конечно, было нелегко. С «Гоголь-центром» все тоже долго тянулось, как и с Shortparis. Но мы понимали, что это будут два самых интересных и актуальных выступления. Но артистам было интересно посмотреть, как здесь, у нас, в Архангельске. Тут заманивать, отвечая на ваш вопрос, никого не нужно было. Тут вопрос был больше о технологии, о соблюдении всех условий и правил.

«Архангельск, север всем очень интересен, ведь большинство артистов никогда здесь не были»

И мы тоже, таким образом, пытаемся популяризировать Поморье среди российских музыкальных, театральных звезд. Мы по предыдущему опыту знаем, что они от нас уезжают и потом рассказывают своим коллегам, какие классные были гастроли: и публика теплая, несмотря на север, и концертные залы хорошие.

Театр «Гоголь-центр» впервые приедет в Архангельск на гастроли

— Также на фестивале будет концерт молодых и пока не очень известных музыкантов, проект Arkhangelsk Music Search. Расскажите о нем чуть подробнее.

— Я очень жду этот проект, потому что думаю, что это будет первый для Архангельска опыт проведения не просто музыкального конкурса, а опыт сведения музыкантов не из классической сферы с ведущими лейблами и продюсерами России. Мы сделаем так, что победители этого проекта, которые выступят 30 октября на сцене клуба «Колесо», лицом к лицу столкнутся действительно с представителями ведущих лейблов и фестивалей страны, таких, например, как «Снегири», Ice Cold, Ural Music Night, и будут еще два норвежских проекта.

«Это будет для молодых музыкантов шанс либо получить путевку в мир музыкального бизнеса, либо завести нужные знакомства»

И самое главное, как сейчас говорят, они смогут прокачать нужные навыки и скиллы, потому что в проекте будет большая образовательная программа, обучать будут очень хорошие кураторы и менеджеры, которые занимаются продвижением в соцсетях, дистрибуцией музыкального контента, фестивальным движением в России и за рубежом. Они поделятся своим опытом с музыкантами. Да, в финале на сцене выступят 5–7 групп, но мы делаем это событие как минимум для 20 музыкальных коллективов из Архангельской области — для них оно будет свободным, открытым и максимально полезным.

Полностью интервью с Василием Ларионовым можно посмотреть в профиле 29.RU в Instagram — мы общались с директором Поморской филармонии в прямом эфире.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Подробнее о программе фестиваля Arkhangelsk Music Weeks — 2020 мы обязательно еще расскажем — следите за публикациями на 29.RU. О том, как событие проходило в прошлом году, читайте в нашем репортаже. Среди интересных выступлений 2019-го — выступление детского хора под Rammstein в Кирхе, рок-вакханалия Михаила Козырева или концерт Глеба Самойлова и группы The Matrixx.

За последнюю неделю в Архангельске прошло несколько ярких культурно-развлекательных событий, которые посетило множество горожан: фестиваль альтернативной культуры «Другой» со встречами с писателями и книжной ярмаркой, уличными театрами и концертом групп «СБПЧ», «Сансара» и Найка Борзова, праздник для студентов и школьников «Факультатив» с хедлайнером NILETTO, а также выступление Олега Газманова на проекте «Великое кино великой страны».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления