История с Шиесом еще не завершилась, а в республике Коми, похоже, уже начинается «новая» (на самом деле старая) волна экологического протеста. На этот раз она связана не с мусорной реформой, а с планами правительства региона по изменению границ национального парка «Югыд ва» ради добычи золота в месторождении Чудном. О том, что такой вариант развития событий возможен, заявлял губернатор республики Владимир Уйба, а защитники природы региона выступают против. Мы поговорили с активистами из Коми и из Архангельской области и узнали у них, может ли ситуация с «Югыд ва» привести к протесту по типу шиесского.
Коротко об истории проблемы
О золотоносном месторождении Чудном в границах «Югыд Ва» в Коми общественники вновь заговорили этим летом в контексте внесенного в Госдуму законопроекта о поправках в закон «Об особо охраняемых природных территориях», которые позволили бы властям менять границы нацпарков. В Greenpeace сразу отреагировали: природозащитники выступили против этого, посчитав, что из-за этого пострадают как минимум 63 нацпарка в стране. Среди них в первую очередь и называли «Югыд ва» в Коми.
Национальный парк «Югыд ва» официально создан в 1994 году. По постановлению федерального правительства парк должен сохранить «уникальные природные объекты и комплексы Северного и Приполярного Урала, имеющие большую экологическую, историческую и рекреационную ценность». В границы вошли месторождения золота, в том числе Чудное, расположенное на северо-востоке парка. Также это первый российский объект, который ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия под названием «Девственные леса Коми». Это произошло в декабре 1995 года. Площадь «Югыд ва» составляет 1,89 миллиона га. Конфликт вокруг возможного возобновления золотодобычи в Чудном продолжается с конца 1990-х годов. В декабре 2009 года компания «Голд Минералс» получила лицензию на разработку Чудного. Летом 2020 года Greenpeace и сочувствующие организации активисты добились переноса рассмотрения законопроекта об изъятии земель национальных парков в Государственной думе на осень.
В начале июля возглавляемый Иваном Ивановым «Комитет спасения Печоры» опубликовал обращение к тогда еще врио губернатора республики Владимиру Уйбе (стал губернатором после выборов 13 сентября) под названием «Не поддерживайте разрушение "Югыд ва"!». В нем говорится, что организация получила информацию о том, что «с подачи Минприроды России в республике готовится очередной вариант изъятия части земель Национального парка «Югыд ва» под золотодобычу и другое промышленное освоение», и они просят главу региона не поддерживать эту инициативу и выступить на стороне защитников парка.
В этом же тексте говорится, что попытки «выводить» участки земли из парка под разработку месторождений компанией «Голд Минералс» предпринимаются с 1990-х годов, и ситуация периодически обостряется. В 2010 и в 2013 годах Минприроды, как сообщают активисты, даже изменяло положение о национальном парке, исключив из него золоторудное месторождение Чудное, однако эти решения позже отменялись Верховным судом РФ. Общественники подчеркивают, что «Югыд ва» не только один из самых больших нацпарков России (его территория — 1,89 миллиона га), но он также входит в границы объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО под названием «Девственные леса Коми». Кампания против исключения земель из нацпарка тоже идет давно. Например, в прошлом году под петицией в защиту «Югыд ва» оставили свои подписи более 100 тысяч человек.
Как рассказал 29.RU председатель «Комитета спасения Печоры» Иван Иванов, до сих устроившего бы их внятного ответа по ситуации на свое обращение от администрации республики и от губернатора Владимира Уйбы они не получили.
Противоречивые заявления Владимира Уйбы
В августе в анонимной группе «Новая Республика» в соцсети «ВКонтакте» опубликовали аудиозапись со встречи Владимира Уйбы с представителями партий региона, где он высказывается о возможном изменении границ «Югыд ва».
— Еще одна история в Инте, что, я считаю, очень важно — это, конечно, вывод из этого ЮНЕСКО, [неразборчиво] кабалы Чудного, потому что Чудное никакого отношения, конечно, к «Югыд ва» не имеет. Это чисто ЮНЕСКО история — «Пусть они это золото не добывают», называется. Поэтому жесткое поручение Трутнева (Юрий Трутнев, заместитель председателя Правительства РФ. — Прим. ред.), до 31 августа Минприроды дает заключение, мы его курируем сейчас, что никакой там связи с «Югыд ва» нет. Это Приполярный Урал, а не девственные леса Республики Коми. Это разные совершенно истории. Поэтому границы 100% будут сдвинуты. И это не просто добыча, а это горно-обогатительная фабрика, — сообщил Уйба.
Он также рассказал, что специалисты «Голд Минералс» уже съездили на место и посмотрели, и «для них это — хорошее вложение».
Через несколько дней тогда еще врио губернатора дал несколько другой комментарий, уже не столь категоричный. На видео, опубликованном в аккаунте правительства Коми во «ВКонтакте», он рассказал о своей поездке в Ижемский район и о том, как он разговаривал с общественниками.
— Сегодня на одной из встреч был задан вопрос по перспективам разработки золоторудного месторождения Чудного, территория которого включена в состав нацпарка «Югыд ва». Хочу раз и навсегда обозначить свою позицию по этому и всем остальным вопросам, затрагивающим общественные интересы. Любое решение будет приниматься только [в том случае], если его поддержат жители республики. Освоение месторождения Чудного и связанное с этим изменение границ нацпарка — это одно из возможных направлений для развития Инты (шахтерский город в Коми, где в 2018 году закрылась последняя шахта. — Прим. ред.). Это обсуждаемый сегодня вопрос, но окончательное решение будет приниматься только в случае, если за него выскажутся жители республики, — сказал он.
«Я костьми лягу, но добычу золота в нацпарке не допущу»
Экоактивисты республики, которые ранее боролись за то, чтобы не допустить строительство мусорного полигона на станции Шиес в Ленском районе Архангельской области и продолжают это делать, включились и в борьбу за сохранение границ своего нацпарка. Эколог Нина Ананина после высказывания Владимира Уйбы о том, что «границы 100% будут сдвинуты», написала на своей странице в соцсети, что была в ярости, когда узнала об этом и сообщила о своих намерениях стать депутатом.
— Основная причина — потому что экологам всё время приходится бороться с чьей-то политической волей. Стройка на Шиесе — политическое решение Москвы и руководства АО, добыча золота в нацпарке «Югыд ва» — политическое решение в пользу золотарей. <...> Я костьми лягу, но добычу золота в нацпарке не допущу, — написала она.
Председатель «Комитета спасения Печоры» Иван Иванов говорит, что «Югыд ва» переводится с языка коми как «светлая вода», и вода в реках там действительно чистая. И, хотя Роспотребнадзор это не признает, вода в Печоре всегда была источником для питья для местных жителей.
— Идею создания нацпарка в его границах обосновали ученые, это действительно уникальная территория с точки зрения биологического разнообразия, которую с научной точки зрения надо сохранять. Кроме того, у населения Коми к природе особое отношение: здесь многие выступают за то, чтобы сохранить нетронутые еще промышленным освоением уголки как некий образец. Это близко большинству жителей. «Комитет спасения Печоры», понятно, по большей части защищает интересы именно жителей Припечорья. Был период в 2012 году, когда на месторождении Чудном вели разведку. Оно находится прямо на пути туристов, когда они заходят в парк, поэтому это было заметно. Там жильное золото, и руду дробят взрывами. И когда были взрывы, образующаяся пыль и взвесь попадали в озеро, из него — в ручей, затем — в приток Кожима, и дальше речки впадают друг в друга и в конце концов в Печору. Достаточно, на самом деле, хотя бы один раз эту кристально чистую воду увидеть, чтобы понять, что там вообще ничего нельзя делать. А она была замутнена вся из-за взрывов, — рассказал он.
Озвученные Владимиром Уйбой намерения создавать в нацпарке или рядом с ним горно-обогатительный комбинат Иван Иванов считает аферой. Он не верит, что там создадут какие-то рабочие места, и, кроме того, ставит вопрос о безопасности для природы и людей таких производств.
— В целом в подобном производстве обычно используются цианиды. Как бы они ни говорили, что обеспечат какую-то безопасность, в России это работает не так: у нас если что-то может случиться, то оно обязательно случится. Поэтому я считаю неизбежным вариант того, что цианиды будут попадать в воду. Плюс Чудное — это не единственный же на самом деле участок. Если они вырвут сейчас тот кусок, который намерены вырвать… Там еще, если не ошибаюсь, 48 месторождений только золота, а еще есть куча всего, вплоть до вероятных алмазов, — отметил он.
На днях также депутат Госсовета Республики Коми Олег Михайлов, который поддерживал протестующих на Шиесе, выступил на заседании парламента от имени фракции КПРФ с заявлением о недопустимости изъятия участков национального парка «Югыд ва» под золотодобычу.
Активисты Коми обсуждают создание лагеря рядом с Чудным
По словам председателя «Комитета спасения Печоры», среди экологических активистов Коми сейчас действительно обсуждается идея создания неподалеку от месторождения лагеря наподобие шиесского.
— Сама идея о том, что лагерь нужен, есть. Это, конечно, будет намного сложнее организовать, чем на Шиесе, и, возможно, функции у него будут не такие. Там есть проблема со связью сотовой, ее нет. И зимой будет сложно там находиться, потому что там нет леса, как на Шиесе. По крайней мере, там, где можно поставить лагерь — не на территории самого парка, а за ним. Но надо понимать, что протестные акции — это одна из форм работы, мы используем и другие способы взаимодействия с властями — обращения, встречи, конференции, круглые столы и так далее. Мы не особо протестные акции любим, но на данном этапе они работают. Если бы мы видели, что работают обращения письменные, а не получали мы отписки, то, конечно, мы бы больше писали, — сказал 29.RU Иван Иванов.
Александр Песков, который участвовал в протестах против строительства мусорных полигонов на Севере в Архангельске и не раз был на станции Шиес, рассказал, что добыча золота в нацпарке «Югыд ва» затронет и Архангельскую область, поскольку Печора проходит через Ненецкий автономный округ и впадает в Баренцево море.
— Нужно понимать, что экологические последствия, которые неминуемо возникнут, также затронут и наш регион. Кроме того, это сильно повлияет на туристическую привлекательность вообще нашего региона как арктического, поскольку «Девственные леса Республики Коми» — это объект всемирного наследия ЮНЕСКО, который частично включает в себя территорию «Югыд ва». Это минус и нашему региону, потому что кто-то из туристов едет весь Русский Север изучать, — отметил он.
Активист также сказал, что, по его мнению, создание в Коми протестного лагеря рядом с месторождением вполне возможно.
— Республика имеет большой опыт экологического протеста. Жители Коми, так же как и жители Архангельской области, много раз выходили на многочисленные митинги, ездили на Шиес. Вполне возможно, что они этот опыт применят. В Архангельской области у нас тоже сейчас остро стоит проблема сохранения особо охраняемых природных территорий, и на митингах она звучала. Поэтому допускаю, что, в случае продолжения массовых вырубок и какого-то промышленного освоения и поиска полезных ископаемых, мы опять столкнемся с той ситуацией, что люди будут массово выходить на улицы. Уже идут судебные процессы по поводу «Югыд ва», и я думаю, что активисты могут пользоваться разными способами для его защиты, в том числе и непосредственно находиться в месте возможного промышленного освоения, потому что техника и вагончики компании-золотодобытчика там стоят. Вполне возможно, что по соседству с ними появятся вагончики активистов, — предположил Александр Песков.
Сегодня в гайд-парке в селе Ижма, которое расположено на берегу одноименной реки, впадающей в Печору, прошел митинг против изменений в законе «Об особо охраняемых природных территориях». Он был немногочисленным, так как из-за коронавирусных ограничений могли присутствовать на акции не более 30 человек. Выступающие требовали оставить его в той редакции, которая есть сейчас, то есть не позволять правительству менять границы национальных парков.
Сегодня же в онлайн-формате прошло общественное обсуждение этого законопроекта, на котором сказали, что общественность им обеспокоена, и на эту тему в комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поступило более 700 обращений от граждан. Тем не менее разработчик законопроекта в самом начале обсуждения сказал, что из регионов есть и положительные отклики на него, и отметил, что затягивать его рассмотрение депутатами не стоит, а какие-то корректировки вносить поправками в процессе. В то же время председатель комитета продолжает говорить о том, что законопроект весьма неоднозначный.
Кстати, ранее мы несколько раз рассказывали о проблеме, связанной с заповедными территориями в Архангельской области, — с ней столкнулись сотрудники WWF в Архангельской области: они обнаружили, что власти Архангельской области подготовили на утверждение новую схему территориального планирования, из которой исчезли 11 заповедных мест. Ранее же по пока действующей схеме там намеревались создать либо расширить заказники или природные парки. Защитники природы писали письмо на имя врио губернатора Александра Цыбульского и изначально получили ответы, которые их не удовлетворили. Они опасаются, что из-за изменившихся планов властей ценные леса могут быть вырублены. Об этом они подробно рассказывали в интервью.
На запрос от редакции в правительстве региона ответили, что территории были исключены, так как созданию там ООПТ мешает то, что они частично находятся в аренде у лесопромышленников либо для их охраны нет научных обоснований. В начале августа появилась информация, что в правительстве области готовы обсудить с WWF судьбу заповедников. Такое обсуждение в сентябре действительно состоялось.