Архангелогородка Валентина Морозова недавно поделилась историей, которая произошла с ее пожилой свекровью: в «Почта Банке» на имя женщины завели электронную карту для перевода пенсии. Об этом она узнала случайно, когда в феврале ей на дом просто не принесли деньги, как это было всегда. Пенсионерка утверждает, что для нее всё это стало полной неожиданностью — по ее словам, она ничего не знала о карте и не давала согласия на ее выпуск. 29.RU изучили подробности этой ситуации и спросили о ней в самом «Почта Банке» и в Социальном фонде РФ.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.
«Подпись очень похожа на подпись свекрови»
Итак, эта история началась в феврале, когда архангелогородка (мы не указываем ее имя по просьбе родственников. — Прим. ред.) не получила свою пенсию в положенный срок. Обычно деньги для женщины приносили прямо на дом, но в этот раз никто не появился. Чтобы разобраться, она первым делом пришла на почту, но там ей ответили, что в этом месяце на ее имя не поступало денег.
С 1 января 2023 года в России начал работу Социальный фонд России — в нем объединили Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Героиня материала называет ведомство по-старинке Пенсионным фондом. Мы не стали менять эту формулировку в ее словах.
— Стали мы разбираться, — рассказывает Валентина Морозова. — Для начала я пыталась дозвониться в Пенсионный фонд по горячей линии, но там, знаете ли, все были очень заняты. Тогда я поехала в их отделение, благо у меня есть доверенность от свекрови. Но, как оказалось, если вместе с доверенностью у меня нет обоих паспортов — моего и свекрови — мне никто ничего не скажет. «Да и доверенность у вас старого образца, — сказали мне, — перепишите и тогда приходите. И да, мы работаем до 16:45, но вас примем не позже 16:00». Что ж, чтобы не опоздать, пришлось ехать за нашей бабушкой и вместе с ней возвращаться в наш замечательный, так блюдущий права и личные данные Пенсионный фонд.
Всё-таки успев на прием, архангелогородки узнали, что в этот раз пенсия была отправлена на карту «Почта Банка». Валентина и свекровь удивились и потребовали объяснений — об этом они слышали впервые.
— Сотрудница ПФР сказала, что было написано заявление, и показала нам его, — вспоминает она. — Там было подтверждение вручать пенсию тем же числом — оно было написано чужим почерком. Подпись очень похожа на подпись свекрови, а расшифровка подписи также сделана не ее почерком. Сотрудница говорит: «Вот, это нам банк прислал, а мы ему по заявлению перевели деньги».
«Бабушка наша совсем расстроилась: «Я, — говорит, — ничего такого не помню, ничего не подписывала, и никакой карты у меня нет!»»
— И действительно нет. Она хоть и не всегда всё слышит и понимает сейчас, но уж карточку бы точно сохранила.
Валентина попросила распечатать это заявление, но вместо этого их отправили разбираться уже в «Почта Банк».
«Как у них данные оказались — не говорят»
В банке оказалось, что на имя северянки действительно недавно был открыт счет, на котором есть деньги. Правда, как им объяснили, сотрудница, которая принимала заявление от пенсионерки, уже уволена.
— Как она взяла заявление от моей свекрови так, что та даже не помнит, как забыла отдать ей карту и документы — никто ответить не хочет, — возмущается Валентина. — Да и как у них все ее данные оказались, тоже не говорят. Но ее фото у них якобы есть. «Мы вам сейчас все деньги выдадим», — быстро говорит девушка. Посылает код на телефон бабушки, бежит к банкомату и выдает нам деньги. Без карты.
После этого Валентина попросила сотрудницу закрыть счет, но та ответила, что по правилам банк это сможет сделать только через месяц. При этом, чтобы пенсионерка снова могла получать свои деньги старым способом, ей нужно было написать заявление на почте — что она и сделала.
— Получается, что моя свекровь как бы нечаянно сфотографировалась в банке и оставила там заявление с подписью неизвестным почерком, которое никто не проверил и не подтвердил звонком, — подводит итог архангелогородка. — При этом ей не выдали никаких документов. Щепетильный ПФР, не дающий никому личных данных без горы документов, вдруг оказался таким доверчивым, что всю пенсию сразу отдал банку. А вернуть всё обратно требует подписания горы заявлений и двух месяцев ожидания! Это что за схема такая? Вход легкий, незаметный, а выход требует явно не пенсионного здоровья, нервов и сил. Самостоятельно моя свекровь разобраться бы не смогла.
«Вы всё неправильно поняли»
Всю эту историю Валентина Морозова рассказала на своей странице во «ВКонтакте». После этого с ней связалась сотрудница «Почты России» и пообещала устроить внутреннее расследование, а затем позвонил начальник службы безопасности «Почта Банка» и пригласил на встречу.
— Сергей Олегович был румян и благожелателен, — вспоминает этот визит Валентина. — Говорит: «Всё вы неправильно поняли — вот же у нас и подпись, и фото вашей бабушки» (Валентине их действительно показали. — Прим. ред.). А бабушка как не помнила, чтобы она что-то подписывала, так и не помнит. Никаких документов у нее нет, я тоже везде посмотрела. Но счет заведен, и пенсия теперь там. Налицо введение в заблуждение пожилого человека.
По словам Валентины, на вопрос, где же у свекрови документы об оформлении карты, начальник службы безопасности ответил, что, скорее всего, свекровь их и потеряла.
— Карточки и договора у свекрови нет. Я обыскала всё, а она с документами очень аккуратна и всё хранит в определенных местах, — объясняет Валентина. — Пластиковыми картами она пользоваться не умеет в принципе, и никогда бы не захотела.
В итоге женщины договорились с начальником службы безопасности, что пенсионерку внесут в стоп-лист и никогда не будут ей предлагать оформить что-то новое от банка.
Что говорят в банке и Соцфонде РФ
В Социальном фонде России объяснили 29.RU, что в Архангельской области пенсию доставляют, во-первых, через «Почту России» — деньги либо приносят на дом, либо их можно забрать в почтовом отделении. Во-вторых, пенсию можно получить через банк — опять же, либо в кассе отделения, либо сразу на карту.
В «Почта Банке» ответили, что оформить получение пенсии через них можно при посещении отделений банка или почты. Еще один вариант — через онлайн-заявку в мобильном или интернет-приложении. Но в этом случае необходимо, чтобы человек уже являлся клиентом банка. Чтобы оформить доставку пенсии на карту, пояснили в «Почта Банке», нужно иметь учетную запись на «Госуслугах» и карту ПС «Мир». Если у клиента нет подтвержденной записи на «Госуслугах», он сможет ее подтвердить прямо в мобильном или в интернет-банке.
В «Почта Банке» уверяют, что свекровь Валентины Морозовой воспользовалась первым вариантом и подписала договор 19 декабря 2022 года в отделении «Почты России» на Галушина, 9, к. 1.
— Там пенсионерка оформила договор сберегательного счёта и получила привязанную к нему банковскую карту, а затем оформила заявление о доставке пенсии в «Почта Банк», — сообщают в пресс-службе банка. — Документы она подписала с использованием единой простой электронной подписи — короткого кода из СМС-сообщения, предварительно собственноручно заполнив регистрационную анкету для согласия на использование ЕПЭП. Далее, с помощью аккаунта на «Госуслугах» пенсионерка подтвердила заявление на перевод пенсии в «Почта Банк». В отделении была проведена идентификация клиента на основании предъявления паспорта, там же во время посещения было сделано фото клиента.
В Социальном фонде подтверждают, что заявление о переводе пенсии на банковский счет поступило к ним в конце декабря 2022 года. Также они уже зарегистрировали повторное обращение — уже о переходе на другой способ доставки.
— В заявлении были указаны все необходимые данные пенсионера, банковские реквизиты для зачисления средств, стояла личная подпись заявителя, — сообщают в пресс-службе Соцфонда. — На его основании способ доставки пенсии был изменен на выплату через «Почта Банк». В феврале 2023 года в региональное Отделение СФР поступило заявление об изменении способа доставки на почтовую организацию. Заявление рассмотрено, начиная с марта пенсионер будет получать средства через «Почту России».
Пенсию пожилая архангелогородка действительно уже получает как раньше — 9 марта деньги принесли ей на дом.
В банке нас заверили, что если один способ получения выплат не нравится клиенту, то он может перейти на другой — это обычная практика:
— Если пенсионер, ставший клиентом нашего банка, решит, что получать пенсию таким образом ему некомфортно, он легко может отказаться от этого и вновь получать пенсию традиционным для него способом.
«Берегите пожилых родственников»
Несмотря на уверения работников банка, Валентина считает, что ее свекровь является жертвой если даже не обмана, то агрессивного маркетинга. Хотя вспомнить, как подписывала документы, о которых говорится в ответах «Почта Банка» и Соцфонда РФ, пожилая женщина так и не смогла, как и того, что ей была выдана на руки карта.
После всех этих событий Валентина Морозова отправила в Центробанк заявление на проверку деятельности «Почта Банка», но не надеется, что на это будет толковая реакция.
— Ведь у них есть фотография бабушки и подпись, а то, что она в любом случае была введена в заблуждение, не считается мошенничеством, — рассуждает северянка. — То, что она, возможно, подписала бумаги, не понимая, что она подписывает, не считается нарушением прав по версии банка. В этом вся суть агрессивных продаж. Так что, дорогие мои, узнайте у своих пожилых родителей и бабушек с дедушками, всё ли у них хорошо с получением пенсии. Возможно, у них тоже внезапно появились счета в банке. Берегите своих пожилых родственников.
Адвокат КА «Федерация Права» Дмитрий Дерен считает, что в описанном случае при желании можно разобраться при участии полиции — при условии, если архангелогородка уверена, что не подписывала никаких документов.
— В данной ситуации следует разобраться, действительно ли сотрудники банка изменили порядок получения пенсионных выплат, либо всё же пенсионерка этого не помнит, — объяснил 29.RU юрист. — Если пенсионерка сомневается в подписании подобного рода заявления и желает восстановить справедливость, необходимо обратится в правоохранительные органы с заявление. В порядке 144–145 УПК РФ будет проведена проверка и дана оценка действиям сотрудников банка. В случае если в действиях сотрудников банка будут установлены неправомерные действия, виновные лица могут быть привлечены к соответствующей ответственности.
Почитайте также, как в России с каждым годом начисляется всё меньше и меньше пенсионных баллов работающим гражданам. А один из пенсионеров недавно рассказал, как выросли его коммунальные платежи с 2005 года — об этом вы можете узнать из его колонки.
В феврале шестерых жителей Архангельска осудили за то, что они навязывали северянам свои услуги по завышенной цене, представляясь сотрудниками «Горгаза». Обвиняемые обманули пенсионеров на общую сумму около 800 тысяч рублей. Кроме того, жителям города предлагают заменить старое электрооборудование и прочистить вентиляцию, за что потом выставляют немаленький счет: мы подробно рассказывали, что за компания занимается такими услугами.