Жителей Поморья поразило видео, снятое в архангельской школе № 1: камера наблюдения зафиксировала драку между учителем и учеником. В полиции уже рассказали подробности случившегося, а адвокат объяснил нам, могут ли наказать педагога. В чем проблема школьного конфликта и как его можно было разрешить, продолжают обсуждать и простые жители области. Свой взгляд на эти вопросы есть у психолога из Архангельска Ольги Бобрецовой. По ее мнению, этот случай — реальный повод задуматься о проблемах образования и воспитания в России.
Сейчас общество разделилось: кто-то вступился за учителя, а кто-то за ребенка. Кроме того, в деле разбираются юристы. Но здесь мало юридического взгляда на вещи — с этим конфликтом появляется вопрос этики и человеческого поведения. Юридические моменты решатся в рамках действующего законодательства — я уверена, что и педагогу достанется, и родители мальчика не уйдут от ответственности. Но проблема шире — дело в том, что у нас в обществе не формируется культура ненасилия.
У нас многое решается силовыми методами. Но дети ведь незрелы, и в этой жизни, по большому счету, ни за что не отвечают, поскольку они не просили их рожать. Их появление в семье — это результат решения двух взрослых, которые берут на себя обязательства, в том числе и перед государством. Родители обязаны создавать условия для полноценного развития и воспитания ребенка. И если материальная сторона часто обеспечена — он сыт, обут и одет, то вопрос с формированием поведенческих конструктов и морально-ценностных ориентаций иногда не проработан.
Конечно, родитель не обязан обладать психолого-педагогическими компетенциями, но это не снимает с него ответственности формировать общечеловеческие принципы у подрастающего поколения. А у нас детей с детского сада учат: «Дай сдачи. Ты что, не мужик, что ли?»
«Начиная с раннего возраста ребенок растет с установкой "Кто сильнее — тот и прав"»
Насколько я поняла из видеозаписей и комментариев, которые блуждают в Сети, конфликт начался между сверстниками. Это подростки, и социализация у них по мужскому типу, как правило, построена на насилии. Они начинают отрабатывать те модели, которые им внушали. Насилие очень заражает и опьяняет, и имеет тенденцию к эскалации, расширению: если кого-то толкнули, то затем это может дойти до реального мордобоя. При этом подросток не может оценить все последствия того или иного удара.
Наш мозг состоит из двух полушарий: правое — эмоциональное, левое — рациональное. Но беда в том, что они никогда не работают вместе. В данном случае ребенок уже завелся эмоцией агрессии, а педагог вмешалась, но мальчик не может остановиться. Ситуация неоднозначна и не безопасна для учителя, ей могло реально достаться еще больше. У сотрудников МЧС есть рекомендация, как успокоить зараженного эмоциями человека во время ЧС: выливать на него ведро холодной воды. В этом случае можно было зайти со спины и прижать ему руки вдоль туловища, чтобы ребенок мог прийти в себя. А на видео учитель стоит перед ним, у них контакт глаз. А ведь это подросток, мальчик. Если на него смотрят — ему надо самоутвердиться. Это сложный психологический момент.
«Печально и то, что в коридоре в это время находились и другие дети. Заметьте, почему-то никто из них не зовет на помощь других педагогов»
В этой ситуации обидно и досадно за всех. Это определенный сигнал для родителей подростка — пора с ним проговорить о его поступках. Насколько он владеет саморегуляцией поведения? Умеет ли конструктивно разрешать конфликты?
Есть вопросы и к педагогу — насколько она владеет ситуацией? Понятно, что не все компетенции сегодня востребованы в школе. И это тоже проблема — реформ образования очень много, но по большому счету педагоги не готовы сталкиваться со многими вызовами. Потому что они сосредоточены на качестве обучения, которое в основном зациклено на получении хороших оценок. Несмотря на то, что воспитательная работа официально закреплена и прописана в федеральном законе об образовании, иногда ему совсем не уделяется внимания.
Уровень зарплаты педагогов тоже до сих пор вызывает вопросы. Учитель, чтобы получать достойные деньги, берет по 1,5–2 ставки, но на двух стульях не усидеть: если я беру много работы по образовательной программе, то моих ресурсов не хватит на воспитательную. Педагоги — это тоже люди со своими эмоциями и проблемами, у них свои семьи, свои трудности.
«Надеюсь, что эта ситуация заставит обратить на это внимание Министерства образования и городского департамента образования»
Что мы можем сделать? Начать нужно с себя: мысли глобально — действуй локально. Самому не позволять себе ударить человека, не оскорблять его. Обсуждать такие проблемы на классных часах. Учителям, общаясь с подростками, называть их по именам. До сих пор мы можем наблюдать в классах, что педагоги зовут учеников по фамилии — таким образом они обезличивают детей. А ведь закон детской справедливости очень жесток. Дети начинают изощренно мстить за свои детские обиды.
Напомню еще раз: дети ни за что не отвечают. Ответственность, самостоятельность, чувство такта, уважения — всего этого изначально нет в них. Это всё социальная надстройка, которая формируется в процессе воспитания. И кто, как не взрослый посредник, должен этим поделиться? Но для этого нужно задумываться. А для того, чтобы задумываться — нужно время, которого у педагога часто нет, а у родителей — нехватка компетенций о социализации и развитии подростков. Получается такой вот замкнутый круг.
Согласны с автором?