В новом выпуске проекта «Обитаемые острова» журналист 29.RU рассказывает о родине северных лоцманов — острове с оригинальным названием Островский. Впрочем, чаще его называют Пустошью — по названию одной из местных деревень. Здешние островитяне живут практически отдельно от Архангельска, хотя и ездят туда работать. Характер что у мужчин, что у женщин здесь твёрдый — в своё время местные урезонили самого Петра I.
Царствование на земле и в море
В отличие от других архангельских островов, на Островском никогда не было лесозаводов, он знаменит тем, что считается родиной северных лоцманов. Купцы, занимающиеся торговлей в Архангельске, тоже предпочитали жить именно на Пустоши.
Знал остров и Пётр I. Известно, что он приезжал в Архангельск три раза, и в один из них он решил отправиться на Соловки. Для этого ему посоветовали взять хотя бы одного мужика с Пустоши, хорошо знающего Белое море. Царь взял двух — Козьму Котцова и Ивана Алтуфьева. Когда они отправились в путь, поднялся шторм, а за штурвалом стоял сам Пётр, не знавший, что ведёт судно на подводные камни. Церемониться с ним было некогда — мужики грубо оттолкнули его, сказав что-то вроде: «Будешь царствовать на земле, а мы командуем здесь» и спасли корабль. И только после этого упали правителю в ноги и просили не казнить.
Царь же подарил им грамоту, в которой говорилось, что они могут создать на острове артель и школу, где будут обучаться лоцманы.
Так и повелось. Эти корабельные провожатые жили здесь большими семьями — всего на острове появилось около 20 поколений лоцманов.
Храм снесли, колокола утопили
Весь остров изрезан небольшими речками, вокруг которых растут ивы, кусты черёмухи и берёзы. Всё остальные — искусственно высаженные на острове растения, как, например, тополя, которые сюда завозили, чтобы осушать почву. Здесь много открытых пространств — раньше здесь было много лугов и полей. Здесь же сразу после революции 1917 года был организован колхоз, чьей главной задачей было выращивание племенного крупного рогатого скота — молочных коров породы холмогорка, которых было около 3 тысяч голов. Ежедневно из Северодвинска сюда приходил за молоком специальный молочный теплоход. Стада коров обгладывали и траву, и кустарники — сейчас животных тоже можно встретить на лугах, но уже не в таких количествах, поэтому берега острова заросли высоким ивняком.
— Не знаю, кто придумал, что у нас в Архангельской области нерентабельно сельское хозяйство. 70% кормов здесь заготавливали самостоятельно, и только 30% — закупали, — рассказывает нам директор Пустошинского дома культуры Татьяна Дмитриева.
Первая деревня, которую вы увидите после причала, — Выселки. Ближайшую к дороге её часть называют Горелые Выселки, потому что в 1965 году она сгорела практически вся за пару часов. Раньше здесь, в деревне, были и церковно-приходская школа, и богадельня, и ремесленное училище. Сейчас от этих зданий практически ничего не осталось. Недалеко от того места, где они были, сейчас стоит большой столетний тополь с качелями и тарзанкой,
в народе его называют «дерево-нянька» — сюда, где раньше был детдом, приходили гулять дети с окружных деревень.
Отдельная история произошла с местной церковью. Раньше для жителей всех ближайших островов работала только Вознесенская церковь на острове Андрианов, но из-за распут и наводнений добираться до неё было неудобно. Во второй половине XIX века на Пустоши было решено построить свой храм из красного гранита — Островляно-Введенский храм, который простоял около 50 лет до репрессий 1930-х годов. Тогда храм снесли, колокола утопили в озере, дом священников разобрали и перевезли по бревну в деревню Кальчино, где из них собрали магазин, а камни увезли для укрепления берега соседнего острова.
Шесть лет назад местные жители возвели на этом месте «всем миром» деревянную часовню.
Правда, своего священника на острове нет, потому она почти всё время закрыта — открывают её на пару часов по выходным, на большие праздники.
Панельные дома среди старинных «деревяшек»
В Выселках до сих пор стоит много старинных высоких домов. Их строили такими специально из-за частых наводнений, а лоцманы ещё и закладывали под углы дома корабельные якоря — была такая примета. Но за последние 30 лет серьёзный подъём воды в Двине был пару раз, и новые дома строят уже обычными. Внутри каждого дома не только русская большая печь, но и по 3–4 «голландки» — на дровах тогда не экономили.
На Островном в основном проживают люди с небольшим достатком, поэтому хорошие автомобили здесь редкость. Зато вся старая техника из Архангельска оказывается здесь. Люди рады мотоциклам, старым «Жигулям» — по острову на них передвигаются даже подростки.
«У нас нет полиции. И ГИБДД нет. Свобода!» — говорят местные жители.
Приезжие покупают на Островном и квартиры, и целые дома. Правда, в отличие от Хабарки или Бревенника, их приобретают скорее как дачи — например пенсионеры, жившие в молодости в деревне. Самое современное жильё стоит в деревне Пустошь: бывший директор местного совхоза ещё до Перестройки построил здесь огромную кочегарку, детсад и успел построить шесть двухэтажных панельных домов со всеми удобствами, которые для горожан выглядят немного комично. Под окнами квартир местные разводят огороды, а вокруг домов настроены частные бани.
В панельном трёхэтажном здании здесь работают вместе и детский сад, и школа на 11 классов. В прошлом учебном году здесь обучалось 58 человек: 38 учащихся школы, 20 воспитанников детсада. Есть знаменитый Пустошинский дом культуры, где проходят все праздники, и есть исторический музей.
«Природа диктует свои правила»
Работать все ездят в город, но многие относятся к этому спокойно — им нравится жизнь ближе к природе, пусть и с неудобствами. Например, Татьяна Владимировна, которая родилась на Хабарке, живёт в Кальчино на соседнем острове, а работает на Пустоши, не боится ежедневно пересекать местную речку между островами на вёсельной лодке.
— В пять лет мне подарили лодку, а в шесть меня отец возил на рыбалку в море, — рассказывает она. — Всему-всему, чему учат мальчиков, папа учил меня. И так сложилось, что я живу на одном острове, работаю на другом. Каждый день мне надо преодолевать речку на лодке, даже когда туманы, шторма — я всё равно еду спокойно на лодочке.
Есть у нас и девочки молодые, которые из Кальчина ездят на вёслах. А мужчины — почти все.
Жизнь у тех, кто живёт на острове, становится сложнее. Например, здесь нет почты — всю корреспонденцию и почту им на дом приносит почтальон, а отправлять что-то можно только из Соломбалы. При этом для островных нет скидок на стоянку для лодок и льгот для проезда на теплоходах тоже нет. Продукты, как и на всех островах, здесь тоже гораздо дороже, чем в городе.
— Но мы с мужем не чувствуем ничего плохого, он работает в городе, ездит туда на катере, и в магазин тоже. В больших ведь городах тоже так живут — затовариваются в больших супермаркетах за городом. Зимой на снегоходе, на мотособаке, на лыжах, — говорит Татьяна Владимировна.
— Природа диктует свои правила, а ты или принимаешь их, или просто здесь не живёшь. Третьего просто не дано.