Практически месяц прошел со взрыва на военном полигоне в Нёноксе, который спровоцировал кратковременный радиационный всплеск. Жители Нёноксы до сих пор обеспокоены случившимся — в селе недовольны недостатком информации. На этой неделе с ними встретились глава Северодвинска Игорь Скубенко и эколог-общественник Алексей Климов.
Алексей Климов: «Паника есть»
Алексей Климов посетил Нёноксу, чтобы рассказать об экологической обстановке в селе. Местные жители до сих пор остаются обеспокоенными.
— Местные жители спрашивали про безопасность. Они остались неудовлетворены результатами анализов Росгидрометцентра и Роспотребнадзора. Люди спрашивают более глубоко. Например, если сейчас не есть грибы, то сколько месяцев? Если сейчас не есть рыбу, то сколько? Если не ходить по берегу моря, то сколько? Какое время понадобится для того, чтобы всё успокоилось. То есть у людей нет точной информации, — рассказал Алексей Климов.
Эколог объяснил местным жителям, что собирать ягоды и грибы можно, но от рыбалки пока лучше воздержаться.
— Если до нашего прихода был глава Северодвинска Игорь Скубенко, он не ответил ни на какие вопросы. Ему не верят. Просто не верят. Паника у людей, к сожалению, есть. Люди спрашивают прямо: нам уезжать? Я сказал, что каждый выбирает сам. Но как эколог я объяснил, что в данный момент можно собирать грибы и ягоды, но нельзя ловить рыбу в Двинском заливе. Я сказал то, что считаю нужным сказать, — рассказал Алексей Климов.
- Наверно, когда ее закроет песком, она просто останется здесь гнить, - предположил местный житель.
Климов ответил, что этот надо непременно оттаскивать и утилизировать, а ответственных за это лиц надо мотивировать к решению проблемы через СМИ.
Игорь Скубенко: «Всё нормально»
До встречи с Климовым в Нёноксе прошла встреча с главой Северодвинска Игорем Скубенко. На ней Скубенко опроверг утверждение о том, что во время взрыва он сбежал из города. По его словам, 1 августа он вышел в отпуск и уехал в Киров, чтобы забрать детей с каникул.
— Когда информация [о ЧП] прошла, я находился на телефоне и с представителями Министерства обороны, и с правительством Архангельской области, лично с губернатором. На мои вопросы, есть ли необходимость мне срочно всё бросать и выезжать в город, то есть перспектива введения чрезвычайной ситуации, было сказано, что нет, никаких вопросов об эвакуации не стоит. Меня успокоили, и я 12-го числа приехал, — рассказал Скубенко.
Также глава города сказал, что «никаких оснований для беспокойства нет», и сказал жителям Нёноксы, чтобы они «чувствовали себя спокойно».
— На сегодня нет оснований мне говорить: «Друзья, вы поаккуратней с тем, поаккуратней с этим». Всё нормально, — сказал Скубенко.
Жители Нёноксы вспомнили релиз пресс-службы администрации Северодвинска, в котором ситуацию с вчерашним скачком радиации в городе комментировал начальник отдела гражданской защиты Валентин Магомедов. Впоследствии релиз удалили с сайта администрации. На вопрос корреспондента 29.RU, почему это произошло, руководитель пресс-службы Ксения Юдина ответила, что произошли «технические неполадки» и они находятся «в процессе» восстановления информации. У Игоря Скубенко другая версия, почему релиз стал недоступен.
— Я своих коллег за поспешные всевозможные выводы отругал. Потому что мне тоже сказали: «Уважаемый глава, у тебя есть определенные правила поведения в случае внештатной ситуации, а есть ответственность других органов». Есть закон об атомной энергии, где определено, кто за какие вопросы в случае инцидентов подобного рода отвечает. Наша администрация немножко вперед забежала с выводами определенными. Потому что необходимо было информацию проверить, получить от компетентных источников. Мы её получили, а в последующем комментарии до уровня федерального дошли, так что все получили объективную информацию. Просто не все вопросы, особенно что касается Министерства обороны, касаются городской власти. Сегодня видите, что происходит, — одно неверное слово, и в Сети разворачивается паника, — сказал Игорь Скубенко.
Местные жители стали возмущаться, что анализы проб взяли намного позже взрыва, а 9 августа в Нёноксу не пустили Роспотребнадзор. Скубенко в ответ на это ответил, что «здесь не имеет значения, какого числа» брали пробы.
Также жители Нёноксы возмущались недостатком информирования — о случившемся они узнали от знакомых по сарафанному радио и по телевизору.