![В Архангельске потратят более 6 миллионов рублей на городской дизайн: что изменится для жителей? Дизайн-код в том числе будет регламентировать размещение вывесок и рекламы на фасадах зданий | Источник: Ярослав Вареник](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/ae/45/6eae45e2e3b35a5214c4687a35e521f9/656x492_1:5653_1e1ad5d02d0991cef7af25058c0fc58d@2560x1920_0xjtYdlkY6_4690907238867685175.jpg.webp)
До 1 ноября 2020 года Архангельск, если верить сайту госзакупок, должен преобразиться и стать более удобным для горожанина: урны с отсеками для тушения окурков, автобусные остановки с учетом климата Севера и обязательно со скамейками, требования по оформлению вывесок, указателей и наружной рекламы. Эти и другие моменты должен регламентировать специальный документ — дизайн-код в Архангельске, на создание которого потребуется 6,28 миллиона рублей.
Кого возьмут в дизайнеры города?
Первую часть заявок будут принимать до 29 октября. Вторую часть — до 5 ноября. Их будут рассматривать два дня.
— Наш дизайн-код стоит 6,2 миллиона рублей — это близко к средней цене. Для сравнения: в Южно-Сахалинске — 20,5 миллионов, а в Котласе — около 380 тысяч. Мы и не Котлас, но и нет смысла платить такие деньги, как в Сахалине. Не много, но и не мало — это хорошая цена, за которую можно выдать качественный результат, — рассказал 29.RU главный художник города Михаил Трещёв.
![Как тут не вспомнить это имущество города — дорожный знак с косой | Источник: Открытый Архангельск / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/78/36/cd7836d4f6a84234e0629ce5c97c628e/656x437_1_305655bd4a76f21e7451231d6c284ef4@1280x852_0xWuPcTNJa_1490410212376473452.jpg.webp)
В аукционе архангельские чиновники будут ориентироваться не только на цены, но и на другие критерии: квалификация исполнителя, опыт, деловая репутация. Например, арт-директор фирмы должен иметь стаж 7 лет и высшее образования в сферах «дизайн», «графика» или «графический дизайн».
![Пока что Архангельск не выглядит городом, в котором есть какие-то правила оформления улиц | Источник: Сергей Яковлев](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/e1/eb/f8e1ebdc7d0521fd2ad9b6bfd6d16b69/656x438_1:5653_7b2c98dbaf3f7fa91ed12ac97beb77f5@1920x1280_0xMmwYYe0K_9207971093327143310.jpg.webp)
Для этого организация должна предоставить дипломы, трудовые книжки, грамоты, рекомендательные письма, положительные отзывы. За каждый выполненный критерий начисляют до 100 баллов. Кто наберет больше всего баллов, тот победил. Кроме этого, в техническом задании озвучены главные задачи для победителя: предстоит изучить и проанализировать существующее состояние городской среды города Архангельска. Также он должен cформулировать единые понятные правила оформления информационных и рекламных конструкций для размещения на фасадах зданий и разработать типовые эскизные проекты нестационарных торговых объектов. Кроме этого должен быть готов типовой эскизный проект остановочного павильона, включая транспортную схему наземного городского транспорта, а также типовые проекты скамеек и урн.
![Город активно обрастает не только баннерами и вывесками, но и рекламой на наземных щитах | Источник: Сергей Яковлев](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/2d/31/5a2d31ab06ba5b146d1037638fcfcce4/656x438_1:5653_a6bd537fbe174c8b17985b77783340d0@1920x1280_0xkwDdBnvx_9115812017883784943.jpg.webp)
Что делает подрядчик?
На первом этапе подрядчик разработает свод правил оформления и размещения рекламы на фасадах. Начнется всё с брифа — PDF-документа, который помогает зафиксировать все требования к дизайну и впоследствии будет использован непосредственно в процессе проектирования.
Для создания брифа подрядчик анализирует существующую проблематику, характеристики, ограничения в городе, изучает типологию застройки и особенности Архангельска на примере трех ключевых улиц, оценивает недостатки и достоинства существующих правил российских городов. Также он изучает оформление навигации и городской среды, общественных пространств, рекламы и нестационарных магазинов. Определяются зоны применения правил в части рекламы.
— При зонировании учитываются значимость общественных пространств в контексте города, историческая ценность территории, а также туристическая привлекательность. Результат работ по зонированию основывается на аналитическом изучении генерального плана города и полевых визуальных исследованиях (при однократной поездке в город). Карта зонирования согласовывается с заказчиком в рабочем порядке, — сказано в техзадании.
Затем подрядчик подготавливает правила размещения и визуального оформления вывесок, рекламы и навигации в зависимости от их типов и зоны размещения. Создаются рекомендации к внешнему виду по цветовым решениям, оформлению и внешнему виду ко всем информационным конструкциям, при необходимости — в привязке классификации общественных пространств.
![Представители бизнеса, которые сегодня оформляют здания своих офисов, как хотят, видимо, уверены, что в Архангельске все хорошо, — правда выглядит позитивная табличка как надгробная лента | Источник: Сергей Яковлев](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/5f/2f/a95f2f44c61bf54a036e1d83418d7cbd/656x438_1:5653_bfbb38f00cc0812c7d34038c653fce4c@1920x1280_0xuhAwaW8Y_4966044500382285854.jpg.webp)
Что должно измениться в Архангельске?
Вся собранная информация и рекомендации оформляются в один документ с иллюстрациями. Также разрабатывается схема размещения на фасады различных вывесок. Для примера будут использоваться дома № 59 и № 55 на Воскресенской, а также первая линии застройки Чумбарова-Лучинского. Срок выполнения первого этапа — до 7 декабря 2019 года.
Второй этап — разработка типовых решений для объектов инфраструктуры. В самом начале чиновники, архитекторы и дизайнеры встречаются и обсуждают все детали предстоящей работы. Подрядчик разрабатывает эскиз типовых нестационарных торговых объектов и автобусных остановок, определяет и прорабатывает сценарии поведения посетителей в разных ситуациях, формулирует требования к отделочным материалам.
Затем победитель конкурса разработает графическое оформление транспортной схемы. Он проработает расположение линий транспорта, распределение на схеме всей необходимой информации, верстку легенды, подготовит печать. В схеме будет отображаться схема движения транспорта, названия городских округов, улиц и остановок, памятники и предприятия, а также радиус 5-минутной шаговой доступности от остановки с основными точками притяжения. Также подрядчик разработает эскизы элементов городской мебели.
![Сложно разобраться, урны это, клумбы, но город говорит, — новые вазоны. Напоминает кормушки для скота | Источник: Администрация Архангельска](https://n1s1.hsmedia.ru/95/42/6d/95426d7b32a037310c84b2e9469c1e98/656x525_1_1a77f9939e36c978c3cb7fe73f553e5d@800x640_0xntw1HcCp_7998332683183065968.jpg.webp)
Урны должны иметь отсек для тушения и хранения окурков. Автобусные остановки должны учитывать климатические особенности региона, иметь скамейку и урну, иметь место для транспортной схемы и иметь возможность установки цифрового табло. Нестационарные объекты торговли должны иметь скатную крышу, чтобы не скапливались осадки. Срок выполнения второго этапа — до 1 ноября 2020 года.
— Общая картина у нас есть, будем торговать и надеяться, что сознательные люди поучаствуют в конкурсе, и мы получим хороший результат. Это одна из главных целей моей работы — реализовать этот проект, — говорит Михаил Трещёв.
![Эта урна, если ориентироваться на техзадание, требованиям точно не соответствует, пока что именно такие в городе преобладают | Источник: Сергей Яковлев](https://n1s1.hsmedia.ru/47/61/0d/47610d4449a40e6de4cb344dd6447bca/656x438_1:5653_4c8b3223d390332a67e1be67d68bec14@1920x1280_0xQNEeuy3u_9257317502570646064.jpg.webp)
Одна из компаний, желающая участвовать в аукционе, написала запрос с просьбой подкорректировать некоторые пункты. Во-первых — убрать критерий о наличии штатных сотрудников, ведь фирма может нанять специалистов по подряду. Во-вторых — увеличить срок выполнения первого этапа либо уменьшить количество подпунктов в нем, потому что с момента заключения контракта до завершения выполнения первого этапа пройдет примерно две недели.
Оба запроса городская администрация отклонила. Чиновники пояснили, что на разработку дизайн-кода в 2019 году заложен бюджет в 3,15 миллиона рублей, а в 2020 году — 1,13 миллиона. Причем финансирование в этом году выделено 13 сентября. Федеральный закон не позволяет рассмотреть возможность увеличения срока выполнения работ.
На одной из сессий Архангельской городской думы в 2018 году депутаты одобрили изменения в правила благоустройства города и утвердили понятие «дизайн-код».