30 ноября вторник
СЕЙЧАС -17°С

«Постройте мосты — люди потянутся»: что мешает развивать острова Архангельска

Чиновники, общественники и читатели 29.RU — о том, как спасать архангельские острова

Поделиться

В Нижнем Рыболово сегодня живут постоянно только в паре домов, а раньше это была полностью заселённая деревня

В Нижнем Рыболово сегодня живут постоянно только в паре домов, а раньше это была полностью заселённая деревня

Поделиться

Мы уже не раз рассказывали о населенных островных территориях Архангельска в проекте «Обитаемые острова» — иногда это были туристические центры, иногда — серые и грязные окраины, иногда — почти дачные поселки. А ведь раньше на этих территориях процветала жизнь, была работа, строились дома и семьи.

«Добираться — сущий ад»


Проблемы на островах схожие. Как обеспечить населенным пунктам, отрезанным от Архангельска водой, приличную жизнь, недавно обсуждали в региональной Общественной палате. Чиновники поставили вопрос категорично: «Отдаленные и островные территории. Расселять или развивать?» Естественно, что расселять территории, на которых и так с каждым годом остается все меньше постоянного населения и все больше дачников, никто не собирается. А вот что для них можно сделать полезного?

Читатели 29.RU и жители островных территорий, с которыми мы пообщались, давно предлагают возводить на Ластолу, Кегостров, Хабарку и другие острова новые мосты — ведь если с этими территориями будет постоянное сообщение, то и жить в них будут не как в дальних селах, а практически как в пригороде Архангельска.

— Да мосты для начала постройте, и люди сами туда потянутся. В частности в Кегострове очень много по-простому красивых мест, но добираться туда — сущий ад, особенно зимой и весной. При наличии моста, глядишь, и производство поднимется! — считает безымянный посетитель сайта.

Хабарка — остров с большой культурной историей, но добираться до него не так просто

Хабарка — остров с большой культурной историей, но добираться до него не так просто

Поделиться

— А как их соединить мостами через судоходные рукава? Разводные мосты строить придется. И сколько это будут строить, когда до ремонта даже Кузнечевского моста дело не доходит? — отвечает ему читатель под ником Лодочник.

А что думают на этот счёт чиновники и общественники? Глава Октябрьского округа Алексей Калинин считает, что повышать экономическую жизнь того же Кегострова сможет только транспортная доступность. Перспективная тема развития, по его мнению, — это строительство мостов через Вознесенье в Цигломень.

«Технологии деревянного века»


Сопредседатель штаба ОНФ в Архангельской области Сергей Альбицкий высказал другую идею — изменить технологию зимних переправ.

 — говорит он. — Пешеходный переход — это хорошо. Но если у кого-то сердечный приступ? Вопрос — как перебраться на другой берег на машине? В 1930-е годы была предусмотрена такая ледовая переправа — в виде деревянного настила 30 метров длиной, по нему машины ездили через реку. Сейчас это тоже можно сделать — например, в виде понтонов. Тогда у нас скорая помощь сможет быстро добраться до Кегострова, а люди по более приемлемым ценам смогут получать продукты.

Но не все согласны с такими предложениями.

— Я 16 лет прожила на островах, и переправы мы строили тогда, когда требования были мизерные, а сейчас к ним высокие требования. Говорить о строительстве мостов и новых понтонах, что у нас появится мост как в Венеции — значит терять время. Давайте говорить о развитии сельского хозяйства, производства на островах, рыбалки, — считает Валентина Рудкина, глава Приморского района.

Многие старинные дома на островах используются сегодня как дачи

Многие старинные дома на островах используются сегодня как дачи

Поделиться

«Пока не вовлечем само население — не будет результата»


По словам инициатора проекта «Умная островная Арктика» Вадима Медведкова, отдалённые территории обделены вниманием властей, бюджетом и транспортной доступностью.

— В 1972 году на Кегострове проживало 18 тысяч человек, практически как муниципальное образование, — приводит он в пример Кегостров. — Более 50% Кегостровцев, к сожалению, переехали жить после 90-х в Архангельск. Сейчас население острова — 6–7 тысяч человек. Но при этом на острове нет дома культуры, стадиона, детской площадки, представительства власти там нет долгие годы, а участковый появляется наездами. У муниципалитетов нет ресурсов, нет денежных средств — они не могут нормально общаться с населением.

Председатель Общественной комиссии по развитию институтов гражданского общества и общественному контролю Александр Поликарпов считает, что для того, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, в процесс развития островов надо втягивать население:

— Надо показать самим людям, к чему нужно тянуться, а если мы будем говорить: «Там плохо и там плохо», мы с вами убьем всю инициативу. Пока мы не вовлечем в процесс само население, не будет результата. Я думаю, нужно заложить деньги и объявить конкурс для выявления лучших проектов по развитию территорий. Это даст какой-то толчок, и когда мы вовлечем в эти мероприятия население, это будет движением вперед.

А другие дома — постепенно разрушаются

А другие дома — постепенно разрушаются

Поделиться

Спасет ли острова система ТОСов?


Для взаимодействия с населением предложено использовать систему ТОСов — территориальных общественных самоуправлений, при которых жители сами могут решать, что нужно их населенному пункту.

— Моё глубокое убеждение, что острова нужно сохранять. На развитие ТОСовского движения мы выделяем дополнительное финансирование, наши жители очень активно проявляют себя в этом направлении. Создаются мосты, музейные комнаты в клубах, памятники, детские площадки, уличное освещение — люди вкладываются в свой труд. Вместе с населением можно сделать очень многое, а когда люди что-то делают своими руками — они это ценят. 

У нас, например, Пустошь — это родина лоцманов, в Вознесенье есть комната космоса, куда с удовольствием приезжают школьники, — говорит Валентина Рудкина.

«Дуйте в выходные на острова. Стройте дом»


К самим жителям — и не только островитянам, а и горожанам — обращаются и читатели нашего сайта:

— Мы же сами не ценим это, переселяемся в «комфортабельные муравейники». Нам комфортно в бетонных коробках. Дети наши сидят в интернете, погулять ходят только в шопингмоллы. Мужики все как белки в колесе мечутся, чтоб заработать на новый LCD телевизор или своему чаду на айфон, не видя выхода. А выход есть, мужики. Дуйте в выходные на острова. Присмотритесь к ним. Прикупить землицы. Завезите стройматериалов. Стройте дом. Реальный дом. Чтоб это стало вашим местом. Потом и катер купите или гидроцикл. Зимой снегоход. Деньги будут, главное не дрейфить. Я же так сделал. 

На катере быстрее до Поморской доберешься, чем по пробкам по Ленинградскому. Много кто будет искать оправдание своему «существованию» в мегаполисе. Дети, поликлиники... Ну что ж, тогда вам в очередь тех, кто мечтает, что его-то дети будут жить в Москве. Север всегда был для сильных людей, — пишет наш анонимный читатель.

Кто согласится приехать и жить постоянно в такой красоте?

Кто согласится приехать и жить постоянно в такой красоте?

Поделиться

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Архангельске? Подпишись на нашу почтовую рассылку