В январе мы писали о проблемах постояльцев Северодвинского дома-интерната для престарелых и инвалидов, которые жаловались на некачественную еду и задержки в посещении душевой. Через неделю после этой публикации в учреждение приехал с проверкой губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, а в Минтруда рассказали, что проблему с помывкой уже решили.
Общество привыкло к тому, что люди с инвалидностью живут в интернатах или у родственников, но есть и другая практика — сопровождаемое проживание. Что это такое, объясняет архангелогородка Елена Пузанова. Она уже рассказывала в своей колонке о необходимости сопровождать людей с особенностями — например, чтобы добраться до университета. Теперь девушка предлагает подумать о таких условиях, когда они могли бы не только жить отдельно, но и адаптироваться в обществе.
С 18 лет у людей начинается взрослая жизнь. Кто-то поступает в высшее учебное заведение не в родном городе, а кто-то сознательно съезжает от мамы с папой, чтобы стать самостоятельным человеком. Самостоятельность — естественная потребность всех по-настоящему взрослых людей.
А что делать людям с инвалидностью, которые не могут просто взять и переехать от родителей? Даже если человек, передвигающийся на коляске, интеллектуально полностью сохранен, но при этом у него есть проблемы с самообслуживанием, на что он может рассчитывать в будущем? В лучшем случае — на помощь родных, в худшем — на койко-место в интернате. Перспектива нерадостная, но в России так всё и происходит. У людей со множественными нарушениями здоровья всё и того хуже. Их ждет психоневрологический интернат — страшное место, где от личности не остается и следа.
Какая есть альтернатива домам-интернатам? Сопровождаемое проживание людей с инвалидностью. Да, для нашей страны это новая форма. Но в некоторых регионах России она уже есть. Например, в Санкт-Петербурге общественная организация «Перспектива» реализует проект «Дом навсегда»: несколько человек забрали из психоневрологических интернатов и поселили в квартиры. С помощью специалистов и волонтеров люди находятся дома, учатся включаться в жизнь, выражать свое мнение. У них появилось личное пространство, личные вещи. Ничего этого в интернатах у этих людей нет.
Примером индивидуального сопровождаемого проживания является история петербуржца Ивана Бакаидова. У Ивана ДЦП в не самой легкой форме. При этом он входит в 30 самых перспективных россиян до 30 лет по версии журнала Forbes. Молодой человек больше года живет один, снимает квартиру. Старается справляться сам, но при необходимости не стесняется просить о помощи окружающих. По словам Ивана, «самостоятельность, это не когда ты всё сам, а когда организуешь тех, кто тебе помогает».
Мне кажется, что за сопровождаемым проживанием будущее. Надеюсь, что и мое тоже.
Согласны с автором?